Опасны на любой скорости: как быть с электросамокатами и моноколесами?
О персональной мобильности разговоры идут уже давно, но популярной она стала именно сейчас, последние год-полтора. Как вы правильно догадались, речь идет о моноколесах и электросамокатах, которые все чаще можно встретить на улицах. Более того, их теперь можно взять в аренду, такой сейчас самокато-шеринг. Но речь сейчас не об этом сервисе, хотя мы к нему еще вернемся.
А речь пойдет все о том же, о безопасности на дорогах. Все мы (а не только водители), выходящие на тротуар, улицу проспект и так далее автоматически становимся участниками дорожного движения. И таковыми являются не только водители, но и мотоциклисты, велосипедисты, а также те, кто едет на самокатах и моноколесах.
Как им ездить?
Да, для управления велосипедом, самокатом и т.д. права не нужны, и все они объединены в категорию А1. И управлять ТС из данной категории можно с 16 лет. Да, есть важное уточнение, касающееся личного электротранспорта – он должен быть мощностью до 4 кВт. Все что мощнее – это уже категория А с необходимостью сдавать на права. Казалось бы, все урегулировано.
А теперь давайте бегло взглянем тех характеристики тех же электросамокатов! Бюджетный сегмент имеет мощность “всего-лишь” 350-500 Вт. Но этого вполне достаточно, чтобы легко развить скорость до 30 км/ч! А многие самокаты и колеса на 500 Вт набирают и 40 км/ч. Так что электротранспорт с несколькими киловаттами мощности может ехать наравне с автомобилями. Напомню, что ограничения скорости в городе для автомобилей – это 50 км/ч.
Но формально весь подобный транспорт относится скорее к велосипедам, а значит и ездить должен, там же, где и они. А где должны ездить велосипедисты, согласно ПДД? По велодорожкам и по проезжей части, если таковых нет. Ездить по тротуарам им запрещается (п. 6.6, в) ПДД)! Но реально для моноколес и электросамокатов так детально, как для велосипедов, в правилах не прописано, а значит по факту – езжай там, где хочешь.
Почему это опасно
Что, собственно, все и делают. Причем делают в меру своих сил, возможностей и понимания, которые, как правило, не пересекаются со здравой оценкой дорожной обстановки.
Начнем с защиты. Шлем можно увидеть в лучшем случае на каждом десятом самокатчике. В основном же эта публика рассекает налегке, в футболках и романтично развивающихся на ветру платьях и сарафанах. А! И многие – в наушниках! Интересно, кто-нибудь задумывался, каково это падать с самоката на скорости 25 км/ч? Для лучшего понимания – это скорость хорошего бега. Да, я видел такое падение, но мужчине в том случае просто повезло – успел более-менее нормально приземлиться. А причина банальна – колесо самоката попало в продольную прорезь ливневки.. В общем, в отличие от тех же мотоциклистов, которые обязательно в шлеме, перчатках, специальных куртках, штанах и ботинках. Кстати, вшитая в одежду защита колен и локтей не просто щитки, а работает по довольно интересному принципу, но это тема отдельной беседы. Особо сознательные одевают еще и защиту спины. Вы когда-нибудь видели человека на электросамокате или моноколесе в такой экипировке?
Неустойчивость. Согласитесь, на двух маленьких колесах особой стабильности не достичь. Также обратите внимание, как приходится стоять на самокате – узкая площадка подразумевает крайне неустойчивое положение ездока. Да и вообще, изначально самокат рассчитан на стояние на нем одной ногой и толкание другой – вспомните, как вы катались в детстве или как мальчишки катаются на нем сейчас. Вдобавок, уже упомянутые маленькие колеса очень чувствительны к качеству покрытия. А у нас с качеством дорог, как известно проблемы.
Уязвимость. Передвигаясь по дороге, вы едете там бок о бок с машинами и другим транспортом, будучи абсолютно незащищенными, а в темное время еще и невидимыми. Маленький компактный самокат, силует стоящего человека – не заметить такого очень легко.
Незнание ПДД и непонимание дорожной обстановки. Езда посреди дороги, навстречу потоку, широкие траектории поворота с выездом на встречную полосу…. Этот список можно продолжать очень долго! И это лишь часть того, что было замечено мной в повседневной жизни. Вспомним обучение в автошколе. Теория, затем практика – весь процесс занимает несколько месяцев и требует затем шлифовки многих навыков. Причем сложность работы с “механикой” в автомобиле или удержания равновесия на мотоцикле не являются главными сложностями. Это отрабатывается быстро и затем делается автоматически. А вот выбор оптимальной скорости, перестроение из ряда в ряд, проезд больших перекрестков и так далее – это уже куда серьезнее.
Опасность для пешеходов. Окей, а если по тротуару? Но там пешеходы, и разница в скорости будет заметной. К тому же самокат подъезжает абсолютно бесшумно, в городском шуме он оказывается “неведимкой”. И если не рассчитать скорость, то можно запросто сбить человека – с очень серьезными последствиями. Это уже проходили в европейских странах, поэтому во многих из них движение по тротуарам запрещено.
На собственном опыте
Чтобы убедиться в этих доводах или может опровергнуть их, я решил лично попробовать проехать на электросамокате. Уже хотел просить у коллеги на работе, как тут открылся сервис самокато-шеринга. Нет, это не реклама, да и вы сами знаете какой. Отмечу лишь, что удовольствие это отнюдь недешевое.
Взять в аренду самокат вообще несложно, минута – и он ваш! Решаю объехать пару кварталов и вернуться на исходную точку. Проблема номер один – надо знать маршрут! Потому как то ступеньки, то заборы, то бордюры. Ну хорошо, с этим вроде справился, но все часть пути еду по тротуару. Пешеходы дорогу уступают, но приходится то и дело сбрасывать скорость, а иногда и спешиваться.
А вот и полоса для ОТ, по которой можно и велосипедистам, а получается и мне. В любом случае отъезжать от края попросту страшно! Тут конечно быстрее и веселее, но самокат трясет на мало-мальской неровности и заплатке. А ведь это центр… Но страшнее всего было на брусчатке! Я уже был готов оформить падение прямо посреди большого перекрестка, но обошлось. Скромно замечу, что умею ездить и на велосипеде и на мотоцикле, да и с равновесием все хорошо, но тем не менее, опыт нужен и здесь!
Задумался было над проездом перекрестка, когда надо было повернуть, но выбрал самый безопасный способ – по пешеходному переходу, на зеленый, с самокатом в руках.
Еду дальше и понимаю, что еще никогда я не чувствовал себя на дороге таким незащищенным! Стоишь, на подножке, держишься за палку – и все это мчится вперед на скорости 20 км/ч. Зеркал нет, защиты тоже нет – как все эти люди ездят хотя бы без шлема?!
В общем, уже через квартал захотелось остановиться и завершить поездку. Помешали желание довести эксперимент до конца и нежелание возвращаться пешком. Но все время пока ехал – было страшновато. Нет, водители машин не “щимили” и даже не сигналили, но чувство дискомфорта меня не покидало.
Что в итоге?
Персональная мобильность это очень здорово, но без ее урегулирования и без соответствующей инфраструктуры все это очень и очень опасно. Сервис по шерингу интересный, для кого-то может и удобный (но я точно пас!), но все же.
Да, велосипед опасен тоже, но там хотя бы скорость напрямую зависит от физподготовки, и долго быстро ехать не получится (профи в расчет не берем). Да и вопросы велодорожек, толерантности водителей и так далее поднимаются чуть-ли не еженедельно.