В 2013 году стартовал наш длительный тест Skoda Rapid 1,2 TSI. Что это за машина? В основе Skoda Rapid лежит платформа VW PQ25. Она прекрасно известна по целому букету моделей концерна Volkswagen. Первоначально на ней были созданы Audi A1, Seat Ibiza, Volkswagen Polo, а также Skoda Fabia третьего поколения. На модернизированной версии этой платформы (версия А05) в последствии было построено семейство Seat Toledo, Volkswagen Polo Sedan и Skoda Rapid. А в марте 2013 года производство Skoda Rapid стартовало и на украинском заводе «Еврокар». Один из первых украинских экземпляров попал к нам в редакцию и верой и правдой служит нам по сей день.
За минувшие два полных года и несколько месяцев машина побывала едва ли не во всех уголках Украины: Ужгород, Мукачево, Львов, Ивано-Франковск, Одесса, Днепропетровск… За два года на одометре натикало уже более 60 000 километров. Непростых километров. Доставалось и мотору и подвеске. Два колеса за это время ушло в утиль из-за повреждений боковины. Ну куда ты денешься от ям, когда едешь в Яремчу или Косов?
Дискам тоже пришлось несладко, но они оказались крепкими и лишь один сохранил следы удара. Остальные – тьфу-тьфу. Логично после таких терзаний привести перечень повреждений подвески и список деталей под замену. Но… Сколько не проси на очередном ТО выбраковать хоть что-то – все в норме. Есть износ, есть паутинки мелких трещин на сайлентблоках подвески. Но и все. Ни люфтов, ни стуков. Ходовая все так же собрана и жестковато ежедневно отрабатывает брущатку Подольского спуска.
И вот недавно таки свершилось! Первое замечание по работе ходовой! В районе левого переднего колеса появился постоянный скрип при амплитудных движениях подвески. Может пора менять стойки амортизаторов? Или какой-то из сайентблоков? Или пришло время втулок стабилизатора? Ремонт оказался неожиданным. Пришлось просто загнать машину на мойку и хорошо продуть высоким давлением всю переднюю подвеску. Пыльные дороги Закарпатья, куда недавно мы ездили на очередной этап чемпионата Украины по ралли, заставили скрипеть втулки стабилизатора.
Пока, за наши 60 000 километров самой ощутимой статьей расходов в эксплуатации оказалось проведение планового, четвертого по счету ТО. В отличии от многих конкурентов оно не такое устрашающее по той простой причине что не нужно менять ремень ГРМ. Его не нужно менять и на ста тысячах. Ведь у нашого Rapid 1.2 TSI в газораспределительном механизме использована цепь.
За время нашего долгосрочного теста не раз именно Rapid становился ярким примером и ключевым аргументом в спорах сторонников и противников установки на автомобиль ГБО. Небольшой по объёму мотор с турбиной и непосредственным впрыском топлива укладывается в такие скромные объемы потребления бензина, что даже не поворачивается язык говорить о том, что бы ставить на него ГБО. А смысл, если в городе нормальный расход машины с ездой в тянучках и с постоянно работающим «климатом» 6,5 л/100 км? Да и на трассе Rapid держит те же показатели при бодрой езде. А при спокойном темпе в 110 км/ч и вовсе убивает своими 5,0-5,5 л/100 км. И это проверено не неделей и даже не месяцем эксплуатации.
Моторы с непосредственным впрыском Volkswagen уже так вылизал, что в них и пожаловаться не осталось на что. Масла не едят, расходники недорогие.
Особо топливную никто не берег. Заправка на среднего пошиба заправках для тестовой машины дело обыденное. Девяносто пятый безо всяких там плюс, премиум и т.д. И после всего этого диагностика не показала «ошибок» работы, да и свечи вполне неплохого состояния.
Что до практичности машины, то не перестаю удивляться не только экономичности, но и вместительности нашего Rapid. В багажнике машины просто поселился набор для пикника, хотя всю зиму он был не нужен. Пляжный зонт, мягкий коврик, решетка для барбекю, сумка с рыбацкими снастями и три спиннинга просто потерялись в недрах. Все это не мешает перевозить детскую коляску и несколько больших пакетов из супермаркета.
День за днем у тестовой машины уже и гарантия закончилась, а одометр все нащелкивает километр за километром. Интересно, сколько сейчас стоит такая машина, с учетом возраста и пробега? Сравниваем для начала стоимость нового Rapid в 2013 году и сейчас. Сопоставимая комплектация стала ощутимо доступнее. Так если наша машина в топовой версии Style на старте продаж обошлась в эквивалент $24 000 (только подумать, что это было 188 000 грн), то сегодня такая версия с механической КП стоит 530 353 грн, а акционная цена 488 933 грн, что по курсу нацбанка составляет порядка $20 210 и $18 650 соответственно. Но на вторичном рынке господствуют машины не топовых версий, а средних (Ambition). В 2013 году она стоила около $20 000, а сегодня по акции можно купить за $17 360 (455 644 грн). Интересно, что одноклассники Rapid на старте стоили столько же, сколько и он, но сегодня в цене теряют ощутимо больше. Как правило, за первые два года в этом классе потеря составляет до 50% стоимости. И практически любого из них 2013 года выпуска можно купить за 10 000-11 000 доларов, тогда как средний ценник на б/у Rapid колеблется около $13 000, то есть уценка около 35%. Это давняя способность Skoda держать цену играет на руку владельцу. Тем более что и спрос на подержанную Skoda всегда остается высоким и продать свой б/у автомобиль легко. Подтверждением тому стал живой интерес «перекупов» когда на помытой машине мы подъехали к авторынку. Предложений «за двенадцать забираю сразу» прозвучало не одно.
Но мы не спешим расставаться. Разменяв седьмой десяток тысяч наш Skoda Rapid наматывает все новые километры. Ждем как наш Skoda Rapid покажет себя по окончанию двухлетней гарантии.