Секреты элитных автомобилей
Часто одного взгляда на машину недостаточно, чтобы понять, что перед вами настоящее произведение автомобильного искусства. Для этого необходимо знать, где расположен мотор, какая ось ведущая.
Компоновка
Часто одного взгляда на машину недостаточно, чтобы понять, что перед вами настоящее произведение автомобильного искусства. Для этого необходимо знать, где расположен мотор, какая ось ведущая. К тому же сегодня во многих автомобилях применены столь высокие технологии, что они кажутся просто фантастикой. Но начнем с компоновки.
«Классика»
Классическим автомобилем для активной езды считается машина с передним продольным расположением мотора и приводом на задние колеса. За счет отсутствия передачи крутящего момента на управляемые колеса такая схема позволяет лучше чувствовать связь с дорогой через рулевое управление. Кроме того, при грамотной езде и должных навыках вождения заднеприводный автомобиль легче перевести в управляемый занос для корректировки траектории прохождения поворота. Хотя это и требует от водителя большой сноровки при езде по мокрой и скользкой дороге.
Переднемоторные
Во многих современных спортивных и псевдоспортивных автомобилях используется схема с передним поперечным расположением мотора и передним приводом (встречается и продольное расположение в комплексе с передним приводом, но лишь в моделях, где предусмотрена еще и полноприводная модификация).
Такая схема, как правило, передается по «наследству» от модели-донора платформы. Ведь зачастую начинку машин заимствуют у массовых хэтчбеков и седанов. Переднеприводными автомобилями проще управлять. Среди их преимуществ и более низкая стоимость запчастей – благодаря все той же унификации с массовыми моделями.
Среднемоторные
При среднемоторной компоновке силовой агрегат размещен за спиной водителя и пассажира в пределах колесной базы. Таким образом достигается идеальное распределение массы автомобиля между передней и задней осями. Это значит, что в вираже машина менее склонна к сносу или заносу, четко реагируя на действия водителя. Такие автомобили всегда задне- или полноприводные.
Заднемоторные
Машины, в которых силовой агрегат расположен сзади, встречаются редко. Среди плюсов такой компоновки – хорошая загрузка ведущей оси (эти машины всегда задне- либо полноприводные). Однако при управлении такими автомобилями стоит помнить, что перед виражом переднюю ось нужно сильнее загружать, сбрасывая газ.
Секретные материалы
При создании современных спорткаров используются такие материалы, как карбон, керамика, алюминий и т. д. Попробуем разобраться, что и для чего применяется.
Самый современный из используемых материалов – карбон. Идея его применения в спортивных автомобилях родилась в 70-х годах в «Формуле-1». Название материала происходит от латинского carbonis – «уголь». Основу этого композитного материала составляют нити углерода, у которых просто фантастические параметры: характеристики сопротивления растяжению-сжатию, как у стали, плотность, а соответственно и масса, меньше, чем у алюминия (при одинаковой прочности карбон на 40% легче стали и на 20% – алюминия), минимальное расширение при нагреве, высокая износостойкость и устойчивость к химическим воздействиям. Единственный недостаток карбона в том, что нити работают только на растяжение, поэтому используются как армирующий материал. Для применения в кузовах и панелях автомобилей делают карбоновое волокно (переплетенные нити карбона и резины). Конструкция фиксируется эпоксидными смолами. Кроме того, карбоновое волокно используют для изготовления карбоново-керамических тормозных дисков (1) и дисков сцепления (2) (Mercedes McLaren, Porsche Carrera GT) – они гораздо устойчивее к перегреву и сохраняют работоспособность при более высоких, чем стальные диски, температурах.
Второй материал, которому отдают предпочтение строители суперкаров – алюминий, точнее, его сплавы. Они легки и почти не подвержены коррозии. Из алюминиевых сплавов изготавливают не только моторные блоки цилиндров и наружные кузовные панели, но и сам несущий кузов, а также элементы подвесок. Такая конструкция гораздо легче привычной стальной. Одна из сложностей применения крылатого металла связана с его сваркой. Ее нужно производить в среде инертных газов, используя специальную присадочную проволоку. Некоторые компании (например, Lotus) вовсе отказываются от сварки, попросту склеивая (!) панели несущего кузова специальным составом и усиливая места стыков заклепками 3. И соединение получается не менее прочным!
Кроме того, в спорткарах широко применяются пластики. Особо прочный и эластичный пластик используется для изготовления кузовных панелей, а в некоторых моделях (например, Chevrolet Corvette) и всей наружной части кузова. При этом несущая конструкция выполнена в виде каркаса, на который навешен декоративный кузов.
Крыши
За последнее десятилетие складные крыши существенно изменились. Раньше они классифицировались только по конструкции (просто брезент, который надевается вручную на крышу, или складная конструкция) и в зависимости от механизма привода (ручной, электрический, гидравлический). Сегодня же появились складные автоматические жесткие крыши, которые, по сути, стерли четкую грань между купе и кабриолетами.
Пионерами в этой области стали французская инжиниринговая компания Heuliez (для Peugeot и Opel) и ателье Karmann (для Renault, Mercedes и Chrysler). Впрочем, несмотря на то, что производители разные, их механизмы по принципу действия очень близки. Складной жесткий верх состоит из собственно крыши и заднего стекла с боковыми стойками. После нажатия на кнопку крыша отходит назад, приподнимается крышка багажника, верх складывается пополам и «прячется» в багажное отделение (сложенная крыша обычно занимает до 75% объема багажного отсека), после чего крышка багажника возвращается на свое место. Как правило, вся процедура складывания верха занимает около 30 секунд.