Российский «АвтоВАЗ» на днях объявил об отзыве 11,7 тыс. автомобилей. Во время испытаний обнаружилась некорректная работа вакуумного усилителя тормозов, из-за чего водитель вынужден прилагать больше усилий при торможении. Речь идет о моделях Lada Kalina, Priora и 4x4, выпущенных в октябре этого года.
Обычно подобные действия наносят значительный ущерб репутации производителя, но в случае с «АвтоВАЗом» обещание бесплатно заменить неисправные узлы, напротив, может способствовать улучшению имиджа компании, считают эксперты. Сейчас «АвтоВАЗ» является лидером продаж в Украине, по итогам девяти месяцев в стране было продано более 16 тыс. автомобилей.
Отзыв автомобилей может затронуть и Украину, но их количество, попавшее на наш рынок, пока оценить сложно, – говорят в «АвтоВАЗе». Проверку и замену неисправного узла будут проводить украинские дилеры. «Соответствующие предписания они получат при выявлении фактов отгрузки автомобилей из отзываемой партии»,- сообщили в компании.
«АвтоВАЗ» в Украине автомобили до сих пор не отзывал, говорит глава ВААИД Олег Назаренко: «У «АвтоВАЗа» на моей памяти не было отзывов, хотя думаю, проблемы были и раньше. Просто они не решали их цивилизованным путем».
Отзыв автомобилей – редкая практика в Украине и для других производителей, говорит директор департамента маркетинга ТД «Нико» (официальный импортер Mitsubishi) Ярослав Вовк: «За последние несколько лет в Украине Mitsubishi отзывал около 20 автомобилей Pajero Wagon».
В мировой практике отзыв автомобилей – привычное явление. В этом году японская Toyota очутилась в центре скандала из-за самого массового отзыва за последние несколько лет. С ноября прошлого года из-за некачественных комплектующих корпорация отозвала для ремонта более 9,4 млн. автомобилей (за весь 2009 год было выпущено около 7,9 млн.), в том числе в Украине. Вслед за Toyota в этом году об отзыве 437 тыс. автомобилей из-за проблем, связанных с подушками безопасности, объявила Honda. А в марте около 1,3 млн. машин из-за дефекта рулевого управления отозвал GM.
Но если для Toyota, позиционирующей свою продукцию как качественную и безопасную, новость об отзыве автомобилей была негативной, то для АвтоВАЗа это скорее позитивное заявление, считает аналитик российской ИК «Атон» Юлий Матевосов. «АвтоВАЗ никогда не мог похвастаться качеством своих машин и не особо заботился о своих потребителях»,- говорит аналитик. По его мнению, отзыв автомобилей скорей всего не принесет АвтоВАЗу и больших финансовых потерь: «Сейчас АвтоВАЗ все больше превращается в сборщика, пользуясь услугами множества поставщиков. Поэтому затраты при отзыве распределятся между поставщиками комплектующих и другими партнерами. Кроме того, они могут быть компенсированы из гарантийных программ», информирует www.kommersant.ua.