Не создавай себе проблем - ухаживай за двигателем правильно
Казалось бы, уход за современным автомобилем – дело довольно простое. Пока машина на гарантии – езды себе на официальный сервис и не выдумывай. Многие скажут, что современный водитель вообще не должен заботиться о своём авто. Но это не так. Не забывайте о реалиях нашей страны! И вопрос этот тем более актуальный для машин с пробегом более 100 тыс. км, когда гарантия уже закончилась, а проблемы только начинаются. Поэтому рассказываем, как ухаживать за главным и одним из самых дорогих агрегатов автомобиля – его двигателем.
Своевременная замена масла
Система смазки двигателя выполняет три важные функции – смазку рабочих поверхностей, их охлаждение и промывку. Со временем масло теряет свои свойства и уже не выполняет возложенные на него функции. Поэтому его нужно регулярно заменять. Для каждого двигателя существует установленный производителем интервал между заменами масла. Его необходимо чётко соблюдать, ведь от этого зависит и состояние, и гарантия на автомобиль, если он новый. Как правило, этот интервал составляет 15 тыс. км. Если пробег автомобиля больше 100 тыс. км, этот интервал рекомендуется сократить до 10 тыс. км. А для особенно старых моторов менять масло надо ещё чаще.
Для каждого автомобиля чётко декларируется тип смазки, характеристика его вязкости. Но когда гарантия заканчивается, возникает соблазн сэкономить на масле, купив, например, «полусинтетику» вместо «синтетики». Если двигатель «из современных», с турбиной и непосредственным впрыском, то экономить на масле точно не стоит. Такие моторы рассчитаны для работы только с синтетическими маслами.
Для более старых атмосферных двигателей допустимо использование полусинтетики. Но здесь следует понимать, что полусинтетические масла имеют худшие свойства в условиях критически низких и высоких температур. Их минеральная основа подвержена окислению. Это означает, что во время эксплуатации в сложных условиях лучше использовать только «синтетику». Поэтому можно сделать вывод: чем старше двигатель, тем более качественное масло ему необходимо. Вот и получается, что пока мотор новый, на масле не сэкономишь, потому что этого требует гарантия. А когда с пробегом, то уже надо поддерживать его «здоровье». Именно поэтому масло можно считать одним из важнейших расходных материалов.
Не забываем про фильтры
Во время замены масла заменяют и его фильтр. Но не стоит забывать ещё о двух фильтрах – воздушном и топливном. Их также надо регулярно менять в соответствии с инструкциями производителя. Забитый воздушный фильтр может сильно повлиять на качество работы двигателя, в том числе снизить его мощность. Если же топливный фильтр давно не меняли, существует опасность попадания в топливную систему осадка из топлива, а это может иметь весьма негативные последствия.
Цепи и ремни
У разных моторов газораспределительный механизм может приводиться в действие или цепью или ремнём. Была еще схема с шестернями, так называемая «гитара», но когда это было… Так вот, изношенный ремень может оборваться, что в большинстве двигателей приведет к удару поршня с клапанами. То есть двигатель полностью выйдет из строя, что приведет к необходимости дорогостоящего капремонта.
По цепи, то принято считать, что он гораздо надёжнее ремень и рассчитан на все время эксплуатации двигателя. Но цепь испытывает большие вибронагрузок. Это приводит к её растяжению. Поэтому необходимо регулярно проверять этот параметр.
Для каждого двигателя интервалы замены свои. И в случае с ремнём их необходимо чётко соблюдать, а лучше даже менять эти элементы заранее. Обычно менять ремень необходимо на 60-100 тыс. км пробега.
Проверить натяжение цепи надо впервые на 100 тыс. км и дальше следить за её состоянием, уменьшая каждый раз интервал между проверками.
Топливо
Здесь все просто и очевидно. За качеством топлива надо внимательно следить, избегая заправок на сомнительных АЗС. Лучше выбрать для себя две-три проверенные АЗС и заправляться на них по очереди. Современные бензиновые и дизельные двигатели довольно чувствительны к качеству топлива. В первых используется непосредственный впрыск, во вторых – форсунки и система Common Rail. Ремонт и замена этих узлов стоит немало, поэтому экономить несколько десятков гривен на заправке не стоит.
Отметим, что перед зимним сезоном владельцам авто с дизельными двигателями следует обзавестись присадкой антигель, которая добавляется в дизтопливо (непосредственно в бак) при очень низких температурах (-20 и ниже) и гарантирует беспроблемный запуск двигателя при любых морозах. Как ни странно, но особенно внимательным к дизельному топливу владельцам таких автомобилей стоит относиться поздней осенью и в начале зимы, когда АЗС переходят с летнего на зимнее топливо. В это время есть риск попасть на “лето”, когда уже наступят первые заморозки.
Холодные пуски
На холоде масло в двигателе и трансмиссии сгущается, как и дизельное топливо, а бензин хуже испаряется. Металл сужается, зазоры в рабочих поверхностях двигателя увеличиваются, что приводит к падению компрессии. Стартер, соответственно, несёт большие нагрузки. А загустевшее масло трудно прокачивается системой. И вот здесь кроется самая большая проблема. Пока двигатель не выйдет на рабочую температуру, он работает в режиме масляного голодания, что совсем не полезно, особенно если увеличиваются зазоры в рабочих поверхностях.
Что может сделать водитель, чтобы облегчить нелёгкую судьбу двигателя зимой? На самом деле не так и много. Наибольшему износу двигатель подвергается во время долгой работы от стартера. Ведь все в двигателе приводится в движение, но достаточного давления масла ещё нет. Поэтому долго “крутить” двигатель стартером не рекомендуется. После запуска необходимо дать двигателю немного прогреться – поработать без нагрузки.
Важно: Избегайте слишком долгих прогревов!
3-4 минут будет вполне достаточно. Но двигаться первые 10-15 км надо неспеша, давая возможность двигателю выйти на рабочую температуру. А также, что немаловажно, должно прогреться масло и в коробке передач.
Система охлаждения
Система охлаждения выполняет важнейшую задачу: поддерживает рабочую температуру двигателя в норме. Уход за ней состоит в регулярной замене антифриза в соответствии с инструкциями производителя. Важно об этом не забывать, ведь если антифриз теряет свойства, он хуже охлаждает двигатель, а перегрев очень опасен для мотора. Также во время каждого ТО следует проверять состояние патрубков системы охлаждения и радиатора. Не лишним будет установить на летний период сетку под фальшрадиаторную решетку, чтобы защитить радиатор от попадания камней и забивания различными насекомыми.
Как ездить?
У каждого свой стиль езды. Кто-то любит ездить быстро, часто загоняя стрелку тахометра в красную зону. А кто-то, наоборот, пропагандирует размеренный стиль вождения. Конечно, постоянная езда на повышенных оборотах сокращает ресурс двигателя. Механизмы и системы двигателя в таком случае испытывают наибольшее нагрузки. Но ранний переход на повышенную передачу и так называемое вождения «внатяг» на низких оборотах тоже не правильны. В таком режиме работы в двигателе развивается детонация, системы и механизмы двигателя испытывают повышенную вибрацию, что приводит к износу валов двигателя, подшипников скольжения, ремня или цепи, сцепления. Также на низких оборотах смазочный насос генерирует низкое давление масла, что приводит к плохому смазки деталей двигателя. К тому же из-за неоптимального режима горения в камерах сгорания активно нарастает нагар.
А как тогда правильно ездить? Правильно ездить – значит ездить нормально. Где надо – ехать равномерно, а где необходимо – активно ускоряясь, а не зависать на низких оборотах.
Подводим итоги
Итак, из всего вышесказанного можно сделать один важный вывод: правильный уход за двигателем заключается в соблюдении регламента его обслуживания от производителя и качественных запасных частях и расходных материалах. И за это двигатель вам отблагодарит длительной и беспроблемной работой.