X

Снегоход «Рысь»: Олени – хорошо, а «Рысь», однако, лучше

Снегоходы создавались как альтернатива оленьим и собачьим упряжкам. Сейчас же это преимущественно средство для активного отдыха. И очень дорогая игрушка – новые прогулочные снегоходы именитых марок (Yamaha, Polaris, Arctic Cat и Bombardier) стоят $4 – 12 тыс. «Бюджетная» альтернатива – уфимская «Рысь».

Снегоходы создавались как альтернатива оленьим и собачьим упряжкам. Сейчас же это преимущественно средство для активного отдыха. И очень дорогая игрушка – новые прогулочные снегоходы именитых марок (Yamaha, Polaris, Arctic Cat и Bombardier) стоят $4 – 12 тыс. «Бюджетная» альтернатива – уфимская «Рысь».

Снегоходы создавались как альтернатива оленьим и собачьим упряжкам. Сейчас же это преимущественно средство для активного отдыха. И очень дорогая игрушка – новые прогулочные снегоходы именитых марок (Yamaha, Polaris, Arctic Cat и Bombardier) стоят $4 – 12 тыс. «Бюджетная» альтернатива – уфимская «Рысь».

Мотонарты

Именно так именовали первый отечественный снегоход в передаче «Это вы можете» в 1972 году. «Буран», построенный в Рыбинском «почтовом ящике» по образу и подобию пионера снегоходостроения Bombardier, стал главной темой передачи. Причем обычной дискуссии о необходимости или ненужности не получилось – у «мотонарт» просто не оказалось идейных оппонентов. Но помимо отличных внедорожных качеств и феноменальных тяговых свойств, снегоходы обладают еще и безразмерным адреналиновым потенциалом. В конечном итоге именно он и стал залогом их популярности: сегодня снегоход – это куда чаще спортивный снаряд, средство для развлечения, чем ТС.

Внучка «Бурана»

В конце 90-х у «Бурана» появилось сразу несколько «последователей» – более комфортабельных и скоростных. Один из них – спортивно-прогулочная «Рысь» Уфимского моторостроительного производственного объединения. Как и в случае с «Бураном», за основу был взят Bombardier, правда, не утилитарный, а более комфортабельный и скоростной «турист». С принципиально отличной от «бурановской» конфигурацией ходовой – осталась одна гусеница, зато лыж стало вдвое больше. Базовая версия «Рыси» УС 440-119 стоит в среднем от $1800, «спортивная» 45-сильная УС 440-121 с укороченной гусеницей – $1900 – 2000. Что же предлагается за такую привлекательную (иномарки стоят как минимум вдвое дороже) цену?

«Собачье» сердце

В отличие от ходовой, в «делах сердечных» «Рысь» недалеко ушла от своего предшественника. Под капотом тарахтит такой же двухцилиндровый «двухтактник» воздушного охлаждения. Да, «двушки» по сравнению с более современными 4-тактными моторами как минимум на треть прожорливее, несоизмеримо шумнее, неудобны в эксплуатации (при заправке обязателен долив масла). При этом сгорающая смесь топлива и масла оставляет на снегу грязный след, а после оттепели – впитывается в почву. Но такие моторы не в пример компактнее, при том же рабочем объеме мощнее в полтора-два раза и, что важнее всего в суровых условиях, куда надежней и неприхотливей.

Часто приходится слышать, что 38 – 40 л. с. (в зависимости от года рождения «Рыси») для машины такого класса маловато. Но думается, настоящая проблема не в недостатке подкапотного поголовья, а в безопасности трасс и проходимости «мотонарт». Поля изобилуют забытыми боронами, леса – пеньками, а реки из-за глобального потепления не успевают промерзнуть до необходимой для проезда снегохода толщины. Проходимость для снегохода – палка о двух концах: сделаешь гусеницу больше или, как в «Буране», двойной – здорово проиграешь в управляемости и весе, главных преимуществах «спортсменов». Зато у «Рыси» настолько удачна кривая крутящего момента, что тяги хватает в любых условиях. По этой же причине она, в отличие от большинства одноклассников, не чурается бурлачно-тяговой работы. Рекомендованная заводом масса прицепа – 250 кг, но «Рысь» легко берет на тонну больше, лишь бы снег не был рыхлым.

Удобства – снаружи

Количество приборов минимально (спидометр со счетчиком суточного и общего пробега и примитивный указатель уровня топлива), но это компенсируется вполне удачной эргономикой руля. Он удобен для водителей любого роста и не задевает колени при максимальных углах поворота, что не редкость для одноклассников «Рыси». Кроме того, большой руль позволяет сажать перед собой пассажира – как ребенка, так и взрослого. Это крайне важно, потому что сидящим сзади держаться, кроме водителя, фактически не за что: арматура багажника явно для этого не предусмотрена. Оптимальны также размеры площадок для ног, где без проблем помещается широкая зимняя обувь (даже иномарки не всегда могут этим похвастаться). А вот сиденье не понравилось – слишком мягкое, тонкое и скользкое.

Впрочем, наверняка большую часть времени вы будете стоять на своих двух – машина буквально провоцирует на активное вождение и прыжки. Благодаря жестким подвескам и удачному сочетанию центра тяжести с размерами лыж и гусеницы «Рысь» легко управляется даже на высоких скоростях и пускается в искусственный занос «точно по расписанию». Сплошное многочасовое удовольствие. Отдельное спасибо конструкторам вариатора – по четкости работы он ни в чем не уступает иномарочным. Часто ли такое можно сказать о постсоветской технике?

Кстати, заявленная максимальная скорость (90 км/ч) сравнительно легко превышается на специальных трассах (в Украине есть как минимум одна такая – на горе Тростян, что возле поселка Славское Львовской области) или на льду замерзших рек.

Половник дегтя

Одним словом – целая бочка сплошного меда. А как же деготь? Недостатков у «Рыси» всего два, но они практически неискоренимы: качество сборки и ресурс. Если с первым борются, превентивно перебирая машину после покупки и раз в две-три недели подкручивая-подвинчивая все, что только можно, то с недолговечностью справляться пока не научились. Поэтому трех-пятилетние «Рыси» стоят соблазнительно мало – 800 – 1000 у. е.

 «Рысь» УС 440-119
Общие данные
Длина, мм3240
Ширина, мм1080
Высота, мм1225
Объем топливного бака, л25
Масса сухая, кг250
Трансмиссия
КППавтоматический бесступенчатый центробежный вариатор
Двигатель
Тип2-тактный, с осевым вентилятором, воздушного принудительного охлаждения
Расп. и к-во цил./кл. на цил.R2/4
Объем, см. куб.431
Макс. мощность, л.с./об/мин40/5000
Макс. крут. момент, Нм/об/минн. д.
Ходовая часть
Рамастальная ферма
Передняя подвескарычажная, пружинно-гидравлическая с амортизаторами двойного действия
Задняя подвескарельсовая, пружинно-гидравлическая с балансирными тележками
Передн. тормоз
Задн. торм.1 диск с механич. приводом
Эксплуатационные показатели
Максимальная скорость, км/ч90
Разгон 0 – 100 км/ч, с8,0
Стоимость в Украине, у.е.1900

Сергей Суховский
Фото Юрия Панина