В этот день, 29 августа 139 лет назад немецкий инженер Готлиб Даймлер получил патент на первый мотоцикл в мире, который был продемонстрирован в ноябре того же года.
Аппарат изначально был запатентован как «Повозка для верховой езды с керосиновым двигателем», такого термина как «мотоцикл» тогда еще не существовало, но именно им по совокупности признаков он являлся и является.
29 августа 1885 года самоходное транспортное средство под названием Reitwagen вошло в историю как первый мотоцикл в мире от Даймлера. Он был построен в 1885 году собственно Готлибом Даймлером, а также Вильгельмом Майбахом и защищен патентом №36423. Вообще изначально эта «повозка для верховой езды» была спроектирована для испытания инновационного на то время двигателя внутреннего сгорания, разработанного Даймлером и Майбахом вместе.
Это был первый в мире работоспособный четырехтактный бензиновый мотор. Работу над ним компаньоны начали ещё в 1882 году, но успех пришел только в конце 1883 года, когда инженерам таки удалось создать стабильно работающий агрегат. У него был один вертикальный цилиндр объемом 264 куб.см., он был оснащен поплавковым карбюратором конструкции Майбаха, в качестве зажигания выступала калильная трубка.
Двигатель раскручивался до 600 оборотов в минуту – неслыханная по тем временам скорость, и развивал мощность в 0,5 л.с. Но самое главное – он был невероятно компактен для своего времени. На этот двигатель 16 декабря 1883 года Готлиб Даймлер получил патент № 28022. Несколько позже был построен и собственно сам мотоцикл.
Вообще изначально предполагалось, что основой для инновационного мотора станет традиционное для автомобилей (а в то время – телег) устойчивое четырехколесное шасси, но потом по каким-то соображениям инженеры передумали, и создали одноколейную конструкцию с маленькими колесиками по бокам для поддержки равновесия. Не считая этой тонкости, аппарат был построен по привычной нам мотоциклетной схеме – составная пространственная рама, внутри нее двигатель, спереди рулевая колонка, прямой руль.
Двигатель был связан с задним колесом ременной передачей. Для того, чтобы тронуться с места, надо было варьировать силу натяжения двух ремней – такое простое фрикционное сцепление. Для торможения нужно было прижать к шкиву заднего колеса специальную деревянную колодку – сейчас это бы называли трансмиссионным тормозом. Материалом для рамы и колес послужило дерево. Весил Reitwagen на удивление немного – всего 90 кг и мог разогнаться до 12 км/ч.
Если Reitwagen оказался первым в мире мотоциклом, то первым байкером стал 17-летний Пауль Даймлер, сын Готлиба Даймлера. 18 ноября 1885 года Пауль отправился в 12-километровый тест-райд из Каннштатта до Штуттгарта, и успешно преодолел это расстояние. Внемля советам отпрыска и по совместительству тест-пилота, Даймлер за зиму 1885-1886 годов усовершенствовал двигатель и снабдил его 2-скоростной коробкой передач.
К сожалению, оригинальный мотоцикл погиб при пожаре в 1904, когда сгорела историческая мастерская Даймлера. В музее Mercedes-Benz выставляется реплика легендарного Reitwagen.