X

Moscow Motobike Salon: Зеркало российского мотопрома

Московский мотосалон проводится всего второй раз, но уже успел превратиться из очередной «ярмарки тщеславия» в настоящую арену борьбы за конкретного покупателя.

Московский мотосалон проводится всего второй раз, но уже успел превратиться из очередной «ярмарки тщеславия» в настоящую арену борьбы за конкретного покупателя.

Московский мотосалон проводится всего второй раз, но уже успел превратиться из очередной «ярмарки тщеславия» в настоящую арену борьбы за конкретного покупателя.

Куда подевались «длиннонагие» стендистки, футуристическое убранство стендов, ежечасные тесты-шоу-викторины и дилеры, представлявшие сразу чуть ли не по трое одну и ту же марку? Теперь все было наоборот: тихо, строго и сугубо по-деловому – оградительные ленты и извечное «руками не трогать». Как водится на развивающихся рынках (а российский – самый-самый из развивающихся – ежегодный рост продаж без малого 25%), доминировали стенды крайне левых («бюджет») и ультраправых («премиум») производителей. Достаточно сказать, что всю свою продукцию выставили, с одной стороны, ирбитский «Урал», ижевский «Иж» и китайско-российский «БалтМоторс», а с другой – Yamaha и Ducati – самые дорогие японский и европейский бренды. Заметная тенденция – экспансия азиатских производителей. Если год назад дилеров «китайцев», «корейцев» и «тайваньцев» можно было пересчитать по пальцам, то сейчас они занимали едва ли не половину выставки. И чувствовали себя весьма уверенно: если в 2004-м уделом всех этих Qingqi, Jialing, Zongshen, Kymco, Giantco, Daelim, Defiant были пятисотдолларовые скутеры и мопеды, то ныне на их стендах теснились мотоциклы точно таких же ценовых диапазонов и классов, что выпускаются в Ирбите, Ижевске, Коврове, а также Минске и Киеве…

Одним словом, похоже, что весь постсоветский мотопром обречен – «противоядия» нашествию мотопродукции из Азии, сочетающей почти европейскую внешность, почти японское качество и демпинговые цены, пока никто не изобрел. Что уж говорить о постсоветских заводах, не выпустивших ни одной принципиально новой модели?

В лучшем случае, удел «последних из могикан» – рынки развивающихся стран да продукция в стиле ретро: так, уральские «колясочники», не шибко изменившиеся со времен СССР, стабильно продаются даже в Западной Европе, США и Японии (в России остается менее 5% тиража), не говоря уже об Ираке, Панаме, Кении, и т. д. Первых привлекает практически не изменившаяся за полвека конструкция (суть BMW M72 1935 года) – настоящий «heavy metal»! Вторых – низкие цены, отлаженная в производстве «неубиенная» конструкция, из года в год адаптировавшаяся под условия бездорожья «великого и могучего». Судьба остальных – в лучшем случае отверточная сборка «желтой» мототехники, в худшем – забвение.

Сергей Суховский
Фото автора