Отгадайте загадку: 50-кубовый моторчик, украинская сборка, цена чуть больше $1000, но не скутер. Среднемоторная компоновка, 4-ступенчатая КПП, 17-дюймовые колеса, но не мотоцикл. Скажете – быть такого не может? Тогда знакомьтесь: скутеретта Defiant DT50-4 Donelli.
Отгадайте загадку: 50-кубовый моторчик, украинская сборка, цена чуть больше $1000, но не скутер. Среднемоторная компоновка, 4-ступенчатая КПП, 17-дюймовые колеса, но не мотоцикл. Скажете – быть такого не может? Тогда знакомьтесь: скутеретта Defiant DT50-4 Donelli.
Отгадайте загадку: 50-кубовый моторчик, украинская сборка, цена чуть больше $1000, но не скутер. Среднемоторная компоновка, 4-ступенчатая КПП, 17-дюймовые колеса, но не мотоцикл. Скажете – быть такого не может? Тогда знакомьтесь: скутеретта Defiant DT50-4 Donelli. |
Сегодня Defiant на своих заводах в Китае и Тайване за год выпускает более полумиллиона единиц мотороллеров, скутеретт, мотоциклов и квадроциклов. В Украине этот концерн представляет Холдинг «Укравтозапчасть», который, помимо развития дилерской и сервисной сетей, налаживает на своих площадях сборку мототехники Defiant из машинокомплектов. Абсолютное большинство «китайцев» создается по образцу и подобию японской техники (которая изначально была «слепком» с европейской), причем в одной модели могут встречаться «цитаты» сразу из нескольких исходников разных фирм. Так, в конструкции нашего героя просматриваются черты сразу трех «классиков»: Yamaha Town Mate (двигатель, электрика), Suzuki Birdie (обвес, передняя подвеска) и Honda Super Cub (шасси, трансмиссия, задняя подвеска). Впрочем, все трое достойны подражания. Так, Super Cub, чьи «следы» в конструкции Donelli встречаются чаще всего, дебютировал еще в 1958-м, но до сих пор остается одной из самых популярных моделей в линейке Honda. На сегодняшний день в 13 странах выпущено 36 млн. экземпляров «кабов».
Powered by Yamaha
В лучших традициях «скутереттной школы» у Donelli 49-кубовый карбюраторный моторчик (лицензия Yamaha) воздушного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндра. Поскольку машинка предназначена в первую очередь для эксплуатации в городе, у нее наиболее привлекательный с экологической точки зрения «четырехтактник». Да, при прочих равных условиях он уступает «двухтактнику» в динамических характеристиках (что очень важно именно в городе), зато выигрывает в плавности показателей крутящего момента и экономичности. Последний фактор – едва ли не определяющий для «рабочей лошадки», коей скутеретта стала для миллионов азиатов. Проверенный временем «полтинник» Yamaha считается «неубиваемым»: при грамотной эксплуатации он служит 100 тыс. км без капремонта. Но это в Японии…
Вверх-вниз и «по кругу»
Самое необычное в скутеретте – 4-скоростная механическая коробка с автоматическим центробежным сцеплением, причем многодисковым, а не привычным для скутеров барабанным. КПП и сцепление сбалансированы так, что мотор не глохнет при неправильных манипуляциях с газом и передачами. Расцепление срабатывает в двух случаях: при переключении скорости и при отпущенном газе, то есть можно стоять на любой ступени при работающем на холостых двигателе. Удобство этого механизма и принципа переключения передач вверх-вниз особенно отметят те, кто вырос на «совкоциклах». Это вам не «первая вниз, остальные вверх, нейтраль посредине – не поймаешь». Переключение осуществляется «по кругу»: «нейтраль», 1-я, 2-я, 3-я, 4-я и снова «нейтраль». То есть для изменения передачи просто сбрасываешь газ и качаешь коромысло под левой ногой вперед (носком) или назад (пяткой), выбирая нужную. Непривычно, но в городе чрезвычайно удобно: подъезжая на красный свет на 4-й передаче, легко включаешь «нейтраль», с нее переходишь на первую или же высшую, если загорелся зеленый. Заметный минус – из-за маленького размера коромысла, рассчитанного на среднестатистического азиата, очень неудобно «понижаться» – приходится неестественно выгибать голеностопный сустав. Первой скоростью можно вообще не пользоваться: Donelli уверенно стартует и со второй, и с третьей. Она очень «медленная» в угоду тяговитости и нужна лишь в редких случаях вроде подъема в гору или при движении с максимальной загрузкой.
Вот только даже с такой расчудесной коробкой передач мощности 50-кубового моторчика еле хватает для интенсивного городского движения – «максималка» чуть больше 60 км/ч. Поэтому излюбленная скутеристами разделительная полоса не для Donelli. Хотя вопреки архаичной подвеске и высокому центру тяжести его управляемость и устойчивость ничем не уступают мотороллерным. Спасибо массивной сверхпрочной раме из штампованных элементов, рассчитанной на постоянные перегрузки: в юго-восточной Азии на скутеретты умудряются навьючить до центнера груза.
Простейшая конструкция подвески комфортом, понятно, не балует: куда большую ответственность за «отработку» неровностей принимают на себя 17-дюймовые колеса. Но и здесь не без достоинств: подвеску (спереди короткорычажная вилка, сзади – маятник) на городских ухабах пробивает разве что на 4-й передаче, а ремонтируется она чуть ли не в полевых условиях. Например, пружинные стойки хоть и без гидравлики, зато взаимозаменяемые. Куда больше понравились тормоза: и переднего «диска», и заднего «барабана», вопреки их скромным размерам, вполне хватает. Кроме того, Donelli очень эффективно тормозит двигателем при переключении вниз.
Литровая привлекательность
Главным критерием оценки скутеретт был и остается расход топлива. «Там» курьеры, почтальоны, развозчики пиццы и т. д. ездят исключительно на step throw, потому что по экономичности они вне конкуренции: 0,7-1,0 л на 100 км! Украинский дилер декларирует 2,0 литра со скидкой на европейские антропометрические данные и качество нашего бензина. Если не гонять по городу на 4-й, то легко укладываешься в 1,5 литра. Одним словом, даже с «украинским» расходом Donelli должен быстро окупиться.
| |
| |
Defiant DT50-4 Donelli |
|