Математики решили проблему заторов и безопасности дорог
Хочешь успеть, снижай скорость
Джемология – молодая наука о дорожном трафике и заторах в мегаполисах. Название учения произошло от слова jam, которое в английском языке означает не только варенье, но и пробку, автомобильный затор. Основоположником джемологии является известный уже на весь мир японский профессор физико-математических наук Токийского университета Катсухиро Нишинари.
Он опытным образом доказал, что при правильном подходе проблему городских пробок и аварийности на дорогах можно решать быстро и без особых вложений.
Сейчас идеи Катсухиро воплощаются в многомиллионном Токио, который давно признан самой «горячей» точкой мира в контексте интенсивности трафика.
Еще в 2016 году этот мегаполис бил рекорды по количеству и тяжести заторов. Многие годы нормальным состоянием его жителей было проводить каждый день по нескольку часов в пробках. Сейчас, спустя полтора года после того, как разработки Катсухиро Нишинари начали применять на нескольких дорогах в Токио, эксперты уже заговорили о снижении в столице Японии количества ДТП – на 36% и заторов – почти на 50%.
Так что же такое джемология, и каковы ее принципы?
Во-первых, приготовьтесь, что вам эти правила поначалу покажутся странными. Ведь главный тезис джемологии – хочешь успеть, снижай скорость. То есть, чтобы в городе куда-то добраться быстрее, автомобилистам нужно ехать медленнее.
Во-вторых, чтобы понять теорию Катсухиро, следует вспомнить, как двигаются муравьи. Передвигаясь сквозь препятствия большой ватагой друг за другом, у них никогда не возникает задержек, заторов и “наездов” друг на друга.
Все дело в том, что муравьи движутся медленно, с одинаковой скоростью, и никогда не «тупят», то есть, ни один из муравьев не позволяет себе сбиться с такта, отвлечься на что-то, резко остановиться, или сократить/увеличить расстояние между собой и впереди идущим собратом. Если бы хоть одна букашка решила так сделать, она вызвала бы в толпе шагающих муравьев цепную реакцию торможения и разбивания строя.
К сожалению, люди на дорогах ведут себя совсем иначе, чем дисциплинированные букашки. И именно из-за этого возникают автомобильные заторы и аварии.
Так вот, главной идеей джемологии является создание условий, при которых автомобилисты должны соблюдать небольшую скорость и постоянное необходимое расстояние между машинами. Такую систему езды в джемологии называют синхронностью движения.
Ведь что происходит сейчас? В одних и тех же полосах едут автомобили, которыми управляют люди разного возраста, привычек и умений. Кто-то чувствует себя за рулем чрезмерно уверенно, и потому постоянно превышает скорость. А кто-то, напротив, движется слишком медленно, или отвлекается на телефон. Даже один такой драйвер способен полностью нарушить синхронность движения в полосе, став причиной ДТП или затора.
Безопасная дистанция
По мнению профессора Нишинари, сегодня, чтобы в городе не образовывались пробки и случалось меньше аварий, все ТС должны соблюдать дистанцию, равную скорости своего движения, но не меньше, чем 40 метров. А еще двигаться, никогда не превышая безопасную скорость 50 км/ч.
Что же говорит о безопасной дистанции современная теория? Не секрет, что сейчас любой опытный автомобилист в ответ на вопрос о том, какой безопасной дистанции следует придерживаться до впереди едущей машины, скажет: безопасная дистанция определяется, как половина показателя скорости, с которой движется его авто.
Проблема – мы любим ездить быстро
Воплощать идеи джемологии в жизнь непросто. Известно, что порядка 85% автомобилистов периодически превышают дозволенную в городах скорость в 50 км/ч, считая это нормальным и безопасным процессом. Причина такого отношения автомобилистов к скорости кроется в простых законах математики, которым нас учили в 4-м классе. Мы напрямую связываем время, необходимое, чтобы добраться из точки А в точку Б, со скоростью движения авто. Вот только мы забываем о том, что эта формула на городских дорогах зачастую не работает.
Небезопасная дистанция
Происходит это потому, что в формулу скорости одного автомобиля постоянно вводятся новые переменные – поведение других транспортных средств. И в этом случае начинают действовать законы физики, характеризующие не линейное, а хаотичное движение, в котором невозможно предсказать поведение каждого из участников дорожного процесса.
Видео показывает, как из-за разности поведения автомобилистов, в стройном ряду начинается беспорядок, образуются заторы и возникают угрозы ДТП
По мнению японского профессора Катсухиро Нишинари, заставить водителей прекратить вносить хаос в дорожное движение, можно, применив два метода.
Первый – жестко разделить в городе полосы движения на скоростные, медленные, и для общественного транспорта. Второе – внедрить на дороге множество препятствий, вроде «лежачих полицейских», которые бы постоянно принуждали водителей замедляться.
«В настоящее время смешанный поток автомобилей является причиной пробок и ДТП. Жесткое разделение полос и препятствия автоматически уменьшают проблемы на дороге, ибо заставляют автомобилистов следить за скоростью движения», – считает японский ученый.
В 2020 году в преддверии Олимпийских игр движение на всех дорогах Токио будет организовано по принципам джемологии. Тогда окончательно и станет ясно – действительно ли на городских дорогах работает принцип «хочешь успеть, снижай скорость».