”Автоцентр” уже писал ранее о том, что компания Jaguar Land Rover (JLR) планирует разработать и выпустить кроссовер с двигателем, работающим на водороде. Теперь же компания приступает к серьезному исследовательскому проекту водородной энергетики с целью разработки версий своих более крупных автомобилей, работающих на водородном топливе.
Автомобили на топливных элементах, а именно так правильно называть эту технологию, не являются новшеством, но пока все еще мало распространены. Тем не менее, электромобили становятся все более популярными, а экологические нормы с каждым годом ужесточаются. Что заставляет автопроизводителей разрабатывать и внедрять новые технологии. Так, к примеру, в Великобритании продажу автомобилей с ДВС могут запретить уже в 2035 году. Поэтому автомобильным компаниям понадобятся новые альтернативные варианты силовых установок, все же не электромобилями едиными.
В JLR назвали водородный проект Project Zeus и реализовывают его совместно с инженерными компаниями UKBIC, Delta Motorsport и Marelli Automotive Systems. Первоначальный этап подразумевает разработку силовой установки, которой можно было бы оснастить небольшую модель – Range Rover Evoque. Новое поколение этого кроссовера ориентировочно должно появится через 5 лет, и вполне вероятно, что одна из его модификаций будет с приводом от топливных элементов.
Если проект окажется успешным, то вслед за Evoque мы увидим водородные Range Rover, Range Rover Sport и Range Rover Velar. И это может случится уже в ближайшем десятилетии. В JLR делают ставку на силовые установки на топливных элементах еще и потому, что полноразмерные внедорожники RR на электротяге будут слишком тяжелыми – ведь для обеспечения динамических качеств и дальности хода им потребуются батареи большой емкости (а значит размера и веса). В том время как заправка автомобиля на топливных элементах водородом занимает несколько минут, что сопоставимо с заправкой бензином или дизелем. Однако, заправочная инфраструктура для таких машин пока еще не очень развита. Среди других особенностей водорода стоит отметить его взрывоопасность, а следовательно необходимость специального баллона для его хранения. Да и компоновка таких силовых установок плотная и не самая простая.
Присоединение JLR к исследованиям в области водорода связано с возрождением интереса к этому топливу и его инвестициями: за последние несколько месяцев по всей Европе было объявлено о многочисленных проектах по производству «зеленого» водорода. Сам водород можно получать различными способами, в том числе экологически чистыми. К примеру, с помощью электролиза, расщепляя морскую воду (электролиз водных растворов солей). К тому же в ЕС уже разработали план по внедрению экологически чистого водорода, расписанный как раз на ближайшие десять лет. Получение водорода с помощью возобновляемых источников энергии сделает его более конкурентоспособным, а значит может подтолкнуть автоиндустрию к его большему применению.
Впрочем, подталкивают друг друга и сами автопроизводители, ведь Toyota выпускает Mirai, Honda модель Clarity, а Mercedes-Benz недавно презентовал GLC F-CELL. Очевидно, ближайшие несколько лет покажут, будет ли автоиндустрия активно двигаться в этом направлении.