МВД готовит законопроект о существенных изменениях в правила выдачи водительских прав. Автоцентр изучил, что хотят пересмотреть, и узнал об этом мнение простых автомобилистов.
Украинские законодатели хотят пересмотреть порядок выдачи водительских прав. И МВД уже подготовило законопроект, чуть ли не полностью переворачивающий наши представления, что такое категория, срок действия прав, начальный и граничный возраст их выдачи, а также возможность управлять автомобилем на «механике» и «автомате». Автоцентр поинтересовался мнением простых автомобилистов, что они думают о планируемых изменениях.
Итак, главные нововведения, прописанные в проекте закона, подготовленного МВД, коснутся:
- расширения перечня категорий водительских прав. В частности, все серьезно поменяется для владельцев мототранспорта;
- невозможности садиться за руль автомобиля на «механике», если у водителя права только на «автомат»;
- изменится возраст выдачи прав водителям автобусов и грузового транспорта, а также значительно сократится срок их действия;
- изменится и срок действия выданных прав для водителей остальных категорий.
Теперь подробнее.
Изменения для мотоциклистов
Сейчас в Украине есть две категории прав для вождения мототранспорта – мопедов и мотоциклов.
В проекте закона предлагают утвердить 4 категории:
- АМ – мопеды с мотором до 50 см3 или 4 кВт;
- А1 – мотоциклы с мотором до 125 см3 или 11 кВт;
- А2 – мототехника с соотношением масса/мощность не более 0,2 кВт/кг.
- А – мощные мотоциклы.
На первые две категории водительские права хотят начать выдавать с 16 лет. На третью (А2) – с 18-ти. Управлять мощными мотоциклами планируют разрешать не раньше, чем с 20 лет, и при условии 2-летнего стажа управления техникой категории А2.
Мнение автомобилистов:
Артем, водительский стаж 10 лет Считаю, что разделение на подобные категории своевременно. Сейчас есть малая мототехника, но, чтобы ею управлять, нужно тоже иметь подготовку и знания. Поэтому, наличие прав для данной категории ТС считаю уместным. А вот наличие 2-летнего опыта на маломощных мотоциклах для того, чтобы получить категорию А, мне кажется ненужным. |
Сергей, водительский стаж 33 года Это правильно. Во многих странах есть похожие правила. Они призваны дать возможность ездить неопытной молодежи, но запретить ей гонять на байках. По поводу мощных мотоциклов, на мой взгляд, опыт обязателен и возраст выдачи прав не раньше 20 лет – мера оправданная. |
Юрий, водительский стаж (автомобильный и мототехникой) 14 лет На мой взгляд, глупо вводить дополнительные категории. Существующих двух более, чем достаточно. Не вижу смысла в данном случае так жестко градировать мототехнику, потому что и теми, и другими транспортными средствами нужно уметь управлять. Здесь в разы полезнее было бы проходить психологическое освидетельствование водителям, получающим права категории А. Такая мера, думаю, бы позволила отсеять неадекватных будущих байкеров. Возраст выдачи с 16 лет я тоже не одобряю. Это слишком рано. Недостаточно знать ПДД, нужно еще иметь и взрослое отношение к жизни с пониманием собственной ответственности. Думаю, возраст выдачи прав на мототехнику должен стартовать с 18 лет, не раньше. |
Водительский возраст и сроки действия прав
Законодатели хотят изменить условия выдачи первого удостоверения, а также срок их действия. Первые права выдавать не более, чем на 2 года, и с ограничением скорости не выше 70 км/ч. Если водитель за 2 года совершит не более 2-ух правонарушений, то получит полноценные права.
Однако, срок действия такого полноценного водительского удостоверения хотят ограничить 15-ью годами (сейчас права выдают на 30 лет). Для водителей автобусов и грузовиков переаттестации будут проходить чаще – каждые 5 лет. Да и первые права им начнут выдавать только по исполнении 24 лет.
Мнение автомобилистов:
Андрей, водительский стаж 9 лет Полностью поддерживаю. Особенно позитивно оно скажется на тех автомобилистах, кто давно получил водительское удостоверение, но ездит либо редко, либо и вовсе несколько лет на садился за руль. В этом случае навыки управления автомобилем быстро теряются, и частая переаттестация сумеет выявить, может ли данный человек управлять ТС в условиях современных реалий. |
Сергей, водительский стаж 33 года Данное решение Украины базируется на европейских нормах. До недавних пор в ЕС срок действия водительского удостоверения также, как и у нас, составлял 30 лет. Однако, сейчас там правила изменились. Теперь действие прав ограничено 15 годами. Так что, если мы сейчас не введем подобные сроки, позже ЕС все равно потребует от Украины приведения законодательства в соответствие с европейскими стандартами. |
Дмитрий, водительский стаж 13 лет Согласен, что данная мера разумна. Но, боюсь, в нашем государстве процесс таких аттестаций превратится в очередное вымогательство денег. Каждые 15 лет автомобилистам придется кланяться в ноги сотрудникам сервисных центров МВД, чтобы вымолить позитивную оценку и подтверждение навыков. |
Сергей, водительский стаж 18 лет Грузовики и автобусы – это транспортные средства, представляющие собой повышенную опасность на дороге. Случающиеся с ними аварии несут большие риски и потери. Поэтому, поддерживаю решение по ограничению срока действия и возраста выдачи прав таких категорий. Грузовым ТС должен управлять человек с жизненным и водительским опытом. Об автобусах и говорить нечего! Водители пассажирского транспорта берут на себя ответственность за жизни десятков пассажиров. Так что тут миндальничать не стоит, водители автобусов просто обязаны быть опытными и здравомыслящими профессионалами. |
Если сдавал на «автомате», управлять «механикой» нельзя
Еще одно важное изменение, которое хотят ввести в порядок выдачи водительских прав – это градация умений водителя в зависимости от типа коробки передач. Проще говоря, если человек сдал практический экзамен на автомобиле с «механикой», он сможет управлять транспортным средством и на «автомате». Но, в ином случае в правах будет стоять отметка “автомат”, и с такими правами садиться за руль ТС на «механике» водителю будет запрещено.
Мнение автомобилистов:
Марина, водительский стаж 16 лет Отличная идея! Как водитель, сдавший практический тест на авто с «механикой», и уже несколько лет управляющий такой машиной, считаю, что в идеале все должны учиться на «ручной» коробке. Во-первых, «автомат» – очень упрощенное управление автомобилем, где многие функции на себя берет робот. Человек, не получивший знания и опыт «механики», не сможет адекватно управлять таким транспортом. Во-вторых, автопроизводители не прекратят выпускать машины на «механике», и автомобилист должен знать и то, и другое. |
Давид, водительский стаж 5 лет Не понимаю необходимости подобных ограничений. Человек, учившийся ездить на «автомате», и сам не сядет за «механику», ибо это слишком разные способы управления автомобилем. |
Татьяна, водительский стаж 17 лет С точки зрения мировой практики, это приведение нашего законодательства в соответствие с общепринятыми нормами. Я сама училась ездить на авто с «механикой», и считаю, что все сейчас в Украине должны обучаться подобным образом. Но, если посмотреть на новые автомобили, то производители почти повсеместно выпускают их с «автоматом». Что не удивительно – с роботизированными коробками в разы легче ездить по городским пробкам. Так что, может быть, в ближайшее будущее никому и не понадобятся автомобили с «механикой», и все мы пересядем на «автоматы». |
Также стоит понимать, что данный законопроект пока находится на этапе доработки. А его регистрация в Верховной Раде станет возможной после профильных обсуждений и утверждений.