Минувший 2020 год был непростым в том числе и для украинского автомобильного рынка – эпидемия коронавируса и последовавшие вслед за этим карантинные меры серьёзно ударили по всем сферам экономики. Особенно это сказалось на весенних месяцах, хотя начинался год довольно бодро. И январь и февраль показали стабильные 7 тысяч новых легковых автомобилей, что давало поводы для оптимизма. Особенно хорошие результаты были у Toyota и Renault, продажи которых уверенно превышали 1 тысячу автомобилей в месяц. Неплохие результаты смогли продемонстрировать также Nissan, Skoda и KIA. Также стоит отметить, что продажи первых двух месяцев 2020 превышали аналогичный период 2019 года.
Но уже в марте, с началом всем известных событий и некоторой неопределенностью в будущем (ведь как дальше будут развиваться события не знал тогда никто), продажи начали падать. С другой стороны, как это часто бывает во время панических настроений, народ устремился в автосалоны (и не только) “вкладывать деньги”, а некоторые просто поторопились с покупкой, не откладывая ее на потом. О том, какой была ситуация во второй половине марта 2020 года, мы рассказывали в отдельном материале:
И, тем не менее, суммарными усилиями операторам рынка удалось реализовать чуть более 6 тыс. новых автомобилей. Кто-то из брендов смог удержать продажи благодаря грамотному маркетингу и наличию большого склада, кто-то наоборот, серьезно потерял в продажах. Кстати, из-за сбоев в сроках поставок новых авто, наличие машин на складе играло довольно важную роль и в последующие месяцы.
Но что такое настоящее падение рынок ощутил в апреле 2020 года, когда было продано всего 3,5 тысячи новых авто. У некоторых брендов продажи упали в несколько раз, и даже лидеры рынка не смогли и близко приблизиться к тысяче автомобилей в месяц. Не будет преувеличением назвать четвертый месяц 2020 года “черным апрелем”. Однако стоит заметить, что падение украинского рынка было далеко не самым большим, среди европейских (там спад был до 80% по сравнению с апрелем 2019 года), да и восстановился он в начале лета довольно динамично.
Уже в июне цифры продаж вышли на прежний уровень, а также коррелировались с аналогичными показателями за прошлый, 2019 год. А летом даже превосходил их. Интересно отметить, что довольно неплохо в это время чувствовали себя премиум-бренды. Например, в первой десятке то и дело показывались Mercedes-Benz и BMW. После такой встряски в первом полугодии продажи более-менее стабилизировались вплоть до декабря, когда произошел всплеск продаж:
Итого, в 2020 году было продано 87,6 тысяч новых автомобилей. Это лишь немногим меньше, чем в 2019 году, т.е. можно говорить, что продажи остались на том же уровне. Для сравнения, в 2018 году было реализовано 78 тысяч новых автомобилей.
Если взглянуть на структуру рынка, то новые автомобили занимают лишь 20%, а остальные 80% – это подержанные машины. В остальном тренды остаются неизменными. Спросом пользуются кроссоверы и седаны, а самые популярные цвета серый и черный. Двигатели по-прежнему в ходу бензиновые (более половины всех проданных машин), за дизельными в 2020 году 32%, за гибридами 9%, а за электромобилями 2%. Интересно будет наблюдать за дальнейшей тенденцией, особенно в свете того, что ряд стран уже озвучил планы, когда полностью запретит продажи новых машин с ДВС. Первыми из европейских стран это намерены сделать Норвегия (в 2025 году), Нидерланды, Словения, Дания и ряд других стран (в 2030 году).
Лидером 2020 года в Украине стал бренд Renault, реализовав 14,8 тыс. новых легковых автомобилей и уверенно опередив своего главного соперника Toyota (12,8 тыс. новых легковых авто). Флагманом французской марки стал кроссовер Renault Duster, а японской – кроссовер Toyota RAV4. Примечательно, что разошлись модели практически одинаковым тиражом. Про итоги продаж по моделям мы расскажем в отдельном материале. Ну а замыкает тройку лидеров корейская KIA, сумевшая продать почти 6 тысяч автомобилей. Лидер продаж здесь – KIA Sportage. Отметим, что если у Рено и Тойота модели-лидеры в структуре продаж занимают треть или половину, то КИА на сегодня является брендом одной модели, поскольку львиная доля принадлежит именно Спортейдж, а остальные модели суммарно составляют лишь тысячу единиц.
А вот если сравнить с прошлым годом, то очевиден лишь успех Toyota, которая нарастила продажи. А вот Renault и KIA в 2020 году этого сделать не смогли.
Увренными хорошистами заканчивают год Skoda на четвертом месте рейтинга продаж (около 5 тыс. проданных авто) и Hyundai на пятом месте (4 тысячи авто). Для обеих марок успешными были третий и четвертый кварталы ушедшего года. И перспективы на 2021 год заложены неплохие. У Skoda это бестселлер Octavia, у Hyundai – обновленный модельный ряд.
Не менее уверенно закончил год Peugeot (также около 4 тыс. авто), но все же уступил Хюндай. Также “ноздря в ноздрю” закончили 2020 год Volkswagen и Nissan – у них 7 и 8 места соответственно. Немецкая марка очень правильно использовала рекламные и маркетинговые инструменты и смогла повысить продажи своих кроссоверов и даже создать на рынке небольшой ажиотаж. Схожим образом поступили и в Ниссан, при этом примечателен тот факт, что модельный ряд марки на данный момент невелик, да и сами модели уже не новые.
На 9 месте Suzuki. Также имея небольшой модельный ряд эта марка очень уверенно закончила 2020 год, сумев неплохо нарастить продажи по сравнению с 2019 годом и так же уверенно остаться в ТОП-10. А вот замыкает первую десятку премиальный бренд Mercedes-Benz. Их флагманом стал GLE-Class, но и другие модели продавались вполне неплохо. Продажи автомобилей были стабильными все четыре квартала 2020 года, что и позволило Mercedes-Benz уверенно обойти BMW и Audi. Если говорить о премиум сегменте, то у этих марок второе и третье места соответственно.
Упорную борьбу за попадание в первую десятку вела и Mazda, и по итогам 2020 года разрыв с Mercedes-Benz у нее минимальный, но все-таки 11 место. Тут безоговорочный флагман кроссовер CX-5, но и седан Mazda 6 проявил себя неплохо.
Из прорывов года, то есть бренды, которым удалось увеличить продажи в 2020 году по сравнению с 2019 хочется отметить Opel (+71%), Haval (+67%) и Ford (+40%). А наибольшие потери у Chevrolet, SEAT и JEEP.
Рейтинг продаж ТОП-15 брендов 2020 года:
- Renault
- Toyota
- KIA
- Skoda
- Hyundai
- Peugeot
- Volkswagen
- Nissan
- Suzuki
- Mercedes-Benz
- Mazda
- Ford
- Mitsubishi
- Citroen
- BMW