Ездить на газе дешево и в целом удобно, но… Чтобы ГБО приносило реальную экономию и не создавало при этом технических проблем, владельцу желательно соблюдать ряд несложных условий.
Газобаллонное оборудование 4-го, наиболее распространенного в Украине поколения, на самом деле достаточно сложная система. Она имеет электронный блок, собственную электрическую схему, трубопроводы и газовые приборы, расположенные в нескольких местах машины.
К счастью все компоненты ГБО давно отработаны в производстве и обычно функционируют без дополнительного внимания со стороны водителя. Но чтобы так было всегда, определенные правила надо соблюдать.
Бензин все равно нужен
Не все автомобилисты не знают, что бак машины с ГБО всегда должен быть заполнен бензином не менее чем на четверть. Бензин используется при запуске и прогреве, а в некоторых системах еще и при превышении оборотов двигателя выше, например, 4000 об/мин – когда питание автоматически переключается на бензин или происходит дополнительное впрыскивание порции бензина. В двигателях с прямым впрыском типа TSI бензин хоть и в небольших количествах, но расходуется вместе с газом (соотношение бензин/газ составляет от 30:70 до 5:95).
Желательно специальное моторное масло для мотора с ГБО
Двигатель, работающий на сжиженном пропан-бутане, смазывается несколько по-другому, чем при работе на классическом бензине. С одной стороны, в отличие от жидкого горючего газообразное топливо не смывает со стенок цилиндра масло – соответственно, цилиндро-поршневая группа изнашивается меньше. А с другой, теплота сгорания газовоздушной смеси выше и горит она дольше, поэтому и температура в цилиндрах двигателя выше. Поэтому смазка окисляется быстрее.
И когда случаются определенные дополнительные условия, тоже провоцирующие повышение температуры в камере сгорания – скажем, слишком бедная или слишком богатая рабочая смесь – масло будет перегреваться. Соответственно, его углеводородная составляющая ускоренно превращается в сажу и смолы – другими словами, нагар. Который и делает свое черное дело – забивает зазоры, чем ограничивает подвижность поршневых колец и клапанов. Кольца нормально работать не могут, падает компрессия в цилиндрах, на их стенках остается еще больше масла, образуется новый нагар и так далее.
Проблема нарастает как снежный ком – двигатель нужно либо серьезно промывать, либо разбирать для ремонта. Поэтому очень желательно использовать специальные масла с маркировкой LPG, отличие которых – повышенная термическая устойчивость и улучшенные моющие свойства. Эти свойства исключают возможность нештатного нагарообразования при работе мотора на газе. О том, какое масло нужно выбирать для мотора, работающего на LPG, мы рассказываем чуть ниже.
Без бензина можно, но…
Можно подсказать новиспеченным владельцам машины “с газом”, что ГБО фактически является дублирующей топливной системой. И в случае выхода из строя родного бензонасоса или форсунок даже на ГБО 4 поколения существует возможность завести мотор на газе. И хотя этот режим считается аварийным и количество запусков ограничено, но, по меньшей мере, для того, чтобы добраться до СТО, такой вариант вполне допустим. Правда, условие такого аварийного пуска – перед тем как отправиться в путь, мотору сначала нужно дать поработать на холостом ходу, чтобы газовый редуктор не обмерз.
Запаха газа не должно быть
Несмотря на устойчивый стереотип о том, что от машины «на газе» всегда пахнет тем газом, запах действительно недопустим. Важный нюанс эксплуатации машины с ГБО – особое внимание к герметичности. Недаром к пропан-бутановой смеси добавляют специальный «ароматизатор», который сразу подает водителю сигнал, что где-то возникла протечка (сама по себе смесь не пахнет). Также признаки запаха свидетельствуют о неправильной настройке топливной системы. И в первом и во втором случае следует немедленно перекрыть вентиль на мультиклапане, перейти на бензин и отправиться на СТО для устранения неисправности.
ГБО нужно обслуживать
В машине с ГБО есть два дополнительных фильтра. На магистрали от баллона до впускного коллектора пропан-бутан сначала очищается в своей жидкой фазе (на входе в редуктор), а после проходит через фильтр паровой фазы перед самыми форсунками. Эти фильтры достаточно эффективны, чтобы удержать интервал замены на уровне плановых ТО для всего комплекта газобаллонного оборудования – на 10 000 км. Все операции по ТО для газобаллонного оборудования рекомендуется производить на чисто «газовой» СТО.
Нюанс в том, что после установки чистых фильтров может потребоваться дополнительная настройка системы. И бензиновый фильтр на машине с ГБО тоже нужно заменять строго по заводскому регламенту. Ведь даже во время езды на газе бензонасос все равно работает и прокачивает бензин по системе. Так сделано для поддержания топливной системы в рабочем состоянии и чтобы двигатель мог мгновенно перейти на бензин.
Двигатель нуждается в своевременном ТО
Страшилка о том, что езда на газе приводит к прогоранию клапанов, имеет определенные основания. Однако основная причина такой неприятности – несвоевременное или неквалифицированное ТО. При богатой или гомогенной (λ=1) смеси часть термической нагрузки «снимается» несгоревшим топливом. При бедной топливной смеси ухудшается температурный режим работы каждого выпускного клапана вместе с седлом: температура увеличивается сразу на 200-250 °С. Да еще и газовоздушная смесь горит медленнее бензиновой, и процесс горения может продолжаться и после открытия выпускного клапана. Соответственно, клапаны и их седла перегреваются – это тоже может привести к прогару. Словом, клапан прогорает при неправильной настройке штатной топливной системы, неправильном подборе ГБО и его некорректных настройках, а также – при нарушенных регулировках клапанов. А своевременное обслуживание поможет избежать этой проблемы.
Баллон нельзя заполнять на 100%
Газовые баллоны какой-либо формы (и цилиндрические, и тороидальные) и литража нельзя заправлять более чем на 80% от заявленной емкости. Свободные 20% будут паровой подушкой для компенсации увеличившегося давления при росте температуры. Скажем, автомобиль был заправлен в мороз на улице при -15оС, а потом заехал в теплый бокс (+10оС) – газ нагрелся и расширился. И если подушки не будет, баллон все равно не разорвет, потому что в нем есть аварийный клапан для сброса излишка в атмосферу. Но чтобы выброса газа не случилось, таким образом, в популярный 43-литровый баллон можно заправлять только 35-37 литров газа. И если на АЗС вас убеждают, что задули больше, требуйте контрольных замеров! Но только если уверены, что ранее установщик по вашей просьбе или по собственной инициативе не подогнул поплавок уровня.
ГБО ограничивает емкость багажника
Отчасти так оно и есть, но если использовать тороидальный баллон, расположив его под полом багажника, и иметь докатку вместо полноразмерной запаски, проблему можно частично нивелировать. Не стоит опасаться повреждения внешнего тороидального баллона о неровности дороги, чаще всего эти страхи безосновательны. Баллон достаточно прочный, потому что имеет стенки из стали 3 мм, и главное, чтобы он не выступал снизу за габарит авто. Также не забывайте, что запас газа на борту уменьшает реальную грузоподъемность автомобиля. Масса самого баллона около 20-30 кг плюс газа в нем от 30 до 100 литров. К примеру, заправленный 43-литровый баллон весит 43 кг (22 кг собственная масса + 21 кг газа), 100-литровый – 72 кг (28 кг + 44 кг).
Какое масло выбрать для мотора из ГБО
Моторные масла для двигателей, большую часть времени работающие на пропан-бутане, имеют особый состав, поэтому их выпускают не все производители смазочных материалов. Сразу несколько специальных «газовых» моторных масел есть, например, в продуктовой линейке OPET. Речь идет о сортах с разной базовой основой в нескольких наиболее распространенных в Украине классах вязкости. Это полностью синтетическое масло Fullmax LPG 5W-40 (ACEA A3/B4; API SN), масло на синтетической основе Fullmax LPG 10W-40 (ACEA A3/B4; API SL/CF) и масло на синтетической основе Fulllife LPG 5W-30 ( ACEA A5/B5, A1/B1; API SL/CF; Renault RN 0700).
При создании этих сортов химики компании большое внимание уделили балансу компонентов – подбору базового масла, антиокислительных и моющих диспергирующих присадок. Последние предотвращают и образование отложений в двигателе, и накопление их в потенциально опасных местах. Образовавшиеся нагары, шлаки и продукты окисления эти присадки смывают с поверхностей двигателя и удерживают в виде микроскопических частиц в объеме масла – чтобы они в конце концов осели в фильтре.