X

ГБО: какую конструкцию мультиклапана выбрать для большей безопасности

Мультиклапан - один из элементов, который обеспечивает безопасность эксплуатации газобалонного оборудования (ГБО), поэтому при его установке следует отдать предпочтение наиболее защищенной конструкции.

В пропан-бутановых автогазовых системах (ГБО) для заправки газом, подачи его в магистраль и выполнения защитных и иных функций используются специальные механические устройства – клапаны. К примеру, даже сегодня можно столкнуться с баллонами, где при монтаже ГБО на них устанавливается несколько различных клапанов, а сам баллон имеет множество горловин под них.

Такие конструктивные решения характерны для голландских баллонов, но их практичность остается под большим вопросом. Ведь чем больше отдельных соединений, тем выше вероятность утечки.

Практичность установки отдельных клапанов на «голландских» баллонах под большим вопросом. Чем больше механических соединений, тем выше вероятность утечки пропан-бутана при эксплуатации.

Гораздо более привычными на нашем рынке являются мультиклапаны («мульты»), которые получили такое название благодаря совмещению различных клапанов в одном устройстве. Для установки такого мультиклапана в цилиндрическом или тороидальном пропан-бутановом баллоне имеется всего одна горловина, что значительно упрощает монтаж и дальнейшую эксплуатацию данного механизма. Казалось бы, что может быть проще, чем купить мультиклапан ГБО из предложенных на рынке. Но здесь все не так просто, ведь они бывают разных типов, стандартов и размеров. А так как мультиклапан – это единственное, но очень важное устройство, которое отделяет вас от 40-50 л газа, находящегося в баллоне под давлением в 16 атмосфер, то к его выбору стоит подойти очень ответственно.

Читайте также:
ГБО: как подобрать оптимальный редуктор!

На сегодняшний день, среди предложений часто можно встретить мультиклапаны, изготовленные в соответствии с устаревшими европейскими правилами 67R-00, которые не имеют электромагнитного и термоплавкого (пожарного) клапанов безопасности. Но этот тип стоит рассматривать только при очень ограниченном бюджете. Мультиклапаны стандарта 67R-00 предлагаются многими установщиками, но законодательно запрещены к эксплуатации. И если в Украине на подобное еще закрывают глаза, то в Европе эксплуатация ГБО с такими мультами категорически запрещена.

Читайте также:
ГБО на прямой впрыск

За что отвечают различные элементы мультиклапана.

Есть среди предложений и мультиклапаны, соответствующие современным европейским правилам 67R-01. Но здесь тоже следует подходить к выбору осознанно. Все производители заявляют о наличии полного спектра защитных механизмов, хотя у недорогих турецких мультиклапанов и есть катушка (электромагнитный клапан), но часть клапанов безопасности (скоростной, обратный и термоплавкий) и вовсе отсутствует, а те, которые есть, настроены неправильно и могут не сработать в аварийной ситуации, что крайне опасно в эксплуатации. Надежные мультиклапаны, к примеру, итальянские Tomasetto, дороже бюджетных на 200-250 грн, но эта разница в стоимости не столь существенна, если принимать во внимание уровень безопасности, который они обеспечивают. И, конечно же, при выборе мультиклапана для автогазовой системы необходимо учесть характеристики двигателя и автогазовой системы. Для автомобилей с мощными моторами (свыше 200 л.с.) необходима установка мультиклапанов EXTRA. Основное их отличие – увеличенные проходные сечения и штуцер выхода газа под магистраль диаметром 8 мм.

Разновидности клапанов для газовых систем, работающих на пропан-бутане.

Чтобы купить мультиклапан, однозначно стоит обращаться только к проверенным продавцам, выбирать только новый товар и избегать дешевых б/у вариантов. Ведь от мультиклапана зависит большая часть безопасности всей автогазовой системы. Зачастую при установке клиенты не обращают внимания на этот элемент системы, и потом оказывается, что хотелось лучшего, а вышло, как обычно. А ведь именно мультиклапан – это наиважнейший элемент системы, ведь от его нормальной работы и количества защитных механизмов напрямую зависит ваша безопасность и жизнь окружающих.

Читайте также:
ГБО: как подобрать газовый баллон и обеспечить его безопасность?

Выбор производителя

Мультиклапаны разных типов и стандартов предлагают многие производители ГБО. Но ни для кого не секрет, что законодателем норм и стандартов в отношении мультов является итальянская компания Tomasetto. Механические комплектующие этого производителя имеют высокое качество и предлагаются на рынке с 1982 года, а первый мультиклапан покинул конвейер в 1989 году. И все это время производство мультиклапанов было основным видом их деятельности. А на сегодняшний день компания выпускает на мировой рынок 1 000 000 мультов в год.

В Украине мультиклапаны этого производителя продаются как под брендом Tomasetto, так и под брендом GREENGAS, который гарантирует контроль качества. Кроме того, покупка мультиклапана GREENGAS – это уверенность в оригинальности итальянской продукции. Ведь в последнее время на рынке встречается огромное количество различных подделок, и мультиклапаны Tomasetto не защищены от этого.

Подбираем мультиклапан к баллону

Нормальная работа мультиклапана зависит от его правильного подбора. И если смонтировать мульт, не соответствующий по углу установки или высоте, то велик риск неправильной работы отсекателя или постоянный «недобор» газа, так как заборная трубка окажется короче.

Вопрос подбора мультиклапана, соответствующего баллону, остается на совести установщиков, которые прекрасно знают все тонкости. Но если вам вдруг придется когда-либо озаботится покупкой мультиклапана самостоятельно, в таблице приведены основные критерии подбора.

Варианты установки заправочного устройства

В месте с мультиклапаном зачастую в комплекте предлагается и выносное заправочное устройство (ВЗУ). И если здесь уже вопрос совместимости остается на втором плане, то стоит задуматься, где в вашем авто оно будет смонтировано. Типичные решения:

ВЗУ на кронштейне под задним бампером – просто, но не всегда практично. К примеру, при попытке «скрытого» монтажа под бампер у вас могут возникнуть сложности с заправкой, особенно если машина хорошо загружена.

ВЗУ врезное в бампер – часто используемый вариант, но не всегда эстетичный. В бампере делается отверстие для установки, а неокрашенная крышка ВЗУ сразу бросается в глаза.

ВЗУ в лючок бензобака – оптимальный вариант установки. Монтируется рядом с горловиной топливного бака, а для заправки используется специальный адаптер.