X

ГБО: секреты проверки качества сжиженного газа в спецлабораториях

Среди владельцев авто с ГБО бытует мнение, что сжиженный газ может быть плохим только из-за механических примесей и смолистых фракций в нем. На самом деле все не так! Об этом мы узнали в лаборатории, где один из лидеров топливного рынка проверяет сжиженный газ, реализуемый на своих заправочных комплексах.

Место, где проверяют качество сжиженного газа для машин с ГБО, мы нашли в городе Борисполе Киевской области. Это аккредитованная лаборатория сжиженного газа ООО «Глобус-Петролеум». По словам ее начальника Владимира Гайкалова, в Украине есть всего пять подобных лабораторий. К сожалению, украинское законодательство не требует обязательного контроля качества сжиженного газа на соответствие действующим в нашей стране стандартам, поэтому периодические проблемы с газобаллонным оборудованием в разных уголках нашей страны и являются следствием отсутствия контроля за данным видам топлива. Клиентами лаборатории, где мы побывали в гостях, являются те операторы рынка сжиженного газа, т.е. розничные АЗС и АЗК, кому не безразлична репутация. Основным клиентом этой лаборатории является компания WOG.

На данный момент в Украине действует стандарт, определяющий требования к характеристикам сжиженного и автомобильного газа. Это старый ГОСТ 27578-87 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта», действие которого было продлено до 1 января 2019 года после недавно принятого (действует с 1 февраля этого года) европейского стандарта на автомобильный сжиженный газ ДСТУ EN 589:2017.

ГБО
ГБО: как и от чего очищают газ на автозаправках
24 Сен, 16:28

Одновременно действует стандарт ДСТУ 4047 на газ для коммунально-бытового потребления. Новый евростандарт более адаптирован для применения пропан-бутановой смеси в качестве автомобильного топлива и имеет пять основных критериев оценки его качества. Это требования по октановому числу, наличие свободной воды (не допускается), коррозия на медной пластине, более жесткие нормы на содержание серы и сероводорода. К сожалению, на газовые заправки и АЗС, и АЗК с газонаполнительными модулями продолжает попадать бытовой газ, соответствующий стадарту ДСТУ 4047. Это неблагоприятно влияет и на характеристики автомобиля (мощность, динамичность и экономичность), и на ресурс автомобиля и его систем. Так, повышенное содержание серы (а также наличие воды) способствует ускоренной коррозии элементов газобаллонного оборудования (ГБО) – газовых баллонов, трубопроводов и редукторов из цветных металлов. Также возможно снижение ресурса отдельных систем двигателя.

Что проверяют в лаборатории

В лаборатории сжиженного газа контрольные пробы данного топлива, поставляемые сюда в специальных емкостях, проходят испытания по множеству показателей качества:
октановое число. Согласно евростандарту, октановое число сжиженного газа по моторному методу должно составлять не менее 89 единиц. В пересчете на более популярные показатели по исследовательскому методу (на стеллах АЗС и АЗК) это не менее 99 единиц.

компонентный состав. Определяется содержание в сжиженном газе количества метана, этана, пропана, бутана и т.д.
наличие сероводорода. По евростандарту сероводорода в данном топливе быть не должно.
общее содержание серы (экологический показатель). В отличие от старого ГОСТ 27578-87, по евростандарту содержание серы снижено со 100 мг/кг до 50 мг/кг.
коррозионная устойчивость. Проверяется путем контроля влияния газа на медную пластину.
остаток после испарения. Это очень важное испытание, так как позволяет отследить наличие смол в газе, которые создают массу проблем в работе ГБО автомобиля. По нормативу нового ДСТУ EN 589:2017 остаточных смол должно быть не более 60 мг/кг.

давление насыщенных паров. Этот показатель влияет на безо­пасность и по EN-стандарту определяется при 40°С, а по старому ГОСТ – при 45°С. По EN-стандарту по давлению насыщенных паров при 40°С также определяется сезонность газа.

объемная доля жидкого остатка. При 40°С его вообще не должно быть, так как нарушится работа газовой топливной системы. Содержание воды проверяют при охлаждении пробы ниже 0°С. Ее тоже не должно быть.
плотность. Этот показатель позволяет рассчитать объем или массу газа при его погрузке, транспортировке и отпуске.

Вывод

По информации Владимира Гайкалова, к ним в лабораторию поступают образцы сжиженного газа, отвечающие требованиям стандарта, а также так называемые нестандартные обазцы. Это является доказательством того, что Украина нуждается в введении обязательного контроля качестства сжиженного газа, который применяется в качестве топлива для машин с ГБО.
А пока можно доверять только тем АЗС и АЗК, что дорожат своей репутацией и по собственной инициативе проверяют топливо, которое планируют продавать.
Знакомство с данной лабораторией показало, что если бы процедура контроля качества сжиженного газа была обязательной, то специализированные СТО по ГБО были бы гораздо меньше загружены работой.