Formula 1: Звездный час McLaren на Гран При Италии
Так уж случилось, что вторая по успеваемости команда в истории Formula 1 не достигала триумфов со времен выступлений за нее Льюиса Хэмилтона. В этом году в состав команды из Вокинґа был призван австралиец Даниэль Риккардо. За предыдущие этапы стало понятно, что настоящим лидером команды стал Ландо Норрис: именно британец получил все три подиума команды и дважды занимал четвертые места. Риккардо мог только надеяться на подобные успехи. И хотя мы в программе NOF1S перед началом сезона предусматривали возможность одной победы McLaren при удачном стечении обстоятельств, на самом деле все оказалось гораздо интереснее …
«Храм скорости» в Монце подарил дополнительную спринтерскую гонку за поул-позишн в субботу. В ней уверенно стартовал и лидировал на протяжении всей дистанции Валттери Боттас, разве что эта мини-победа позволила финну только получить три очка и отправиться в конец стартовой решетки воскресной гонки, поскольку на его Mercedes F1 W12 были установлены четвертые компоненты силовой установки: ДВС, турбину, выхлоп и генераторы MGU-H и MGU-K. Важнее, что Макс Ферстаппен на стартовых метрах преодолел сопротивление Хэмилтона. Этот маневр принес второе место представителю Red Bull и два дополнительных балла преимущества над британцем в воскресенье. Еще важнее, как окажется потом, стал обгон Даниэлем Риккардо как своего партнера, так и Хэмилтона на старте. Это открыло возможность австралийцу побороться за лидерство с бывшей напарницей по Red Bull в Curva Grande – первом и самом сложном повороте Монцы.
Риккардо знал, что это едва ли не единственный его шанс, а потому воспользовался им сполна. Идеальная реакция на старте – и McLaren-Mercedes MCL35M №3 возглавляет заезд. А позади сцепились дуэлянты сезона – Ферстаппен и Хэмилтон. В таких схватках не может быть компромиссов в борьбе, но, к счастью, в шикане Variante della Roggia обошлось … Что не скажешь об Антонио Джовинаццо, потому разворот в его исполнении (не без помощи Ferrari Карлос Сайнс) лишил итальянца с Alfa Romeo шансов «заехать» в хорошие очки. А Ландо Норрис воспользовался ситуацией в свою пользу, опередив действующего Чемпиона Мира.
Болельщикам всегда интересно, как ведут себя команды лидеров под прессингом. Механики Red Bull славились своим умением качественно обслуживать болиды своей команды. На двадцать четвертом круге их работа дала сбой: 11,1 сек на пит-стопе из-за задержки с заменой заднего правого колеса. Преимущество, полученное благодаря соревнованию Норриса и Хэмилтона, сразу испарилась, да еще и в тот момент, когда 7-кратный Чемпион наконец одолел соотечественника. А тогда и сам отправился в боксы. 4,2 сек – достойный ответ из состояния Mercedes-AMG. На торможении к первому повороту собираются три лидера сезона. Норрису удается проскочить, Ферстаппен его преследует, устанавливая быстрейший круг гонки, а Хэмилтон занимает гоночную траекторию перед непростой Curva Grande и, казалось бы, вклинивается между двумя болидами …
Если бы только Ферстаппен вспомнил, что впереди еще половина гонки. Но, недостаточно замедлив свой Red Bull Racing-Honda RB16B, он подскочил на высоком бордюре и оказался уже на болиде своего оппонента. Как на родео. В очередной раз можно поблагодарить FIA и мерам безопасности Formula 1, так, по крайней мере, у Льюиса голова осталась на месте. А еще, среди англичан во время голландских войн в ХVII и ХVIII веках было распространено высказывание: «Dutch courage» – голландская смелость. Оно как нельзя лучше характеризует необдуманный маневр Ферстаппена при данных условиях.
Автомобиль безопасности собрал пелетон, и на рестарте Норрис довольно быстро разобрался с Ferrari SF21 Шарля Леклера и поехал получать дубль для McLaren. Ferrari сейчас не напоминает ту команду (с техническими хитростями), которые она имела два года назад, чтобы позволить победить местному герою. Поэтому еще и Сергио Перес и Валттери Боттас обогнали «принца из Маранелло». А тылы монегаску прикрыл собственный напарник, который был шестым.
Боттас принес определенную компенсацию команде Mercedes-AMG, оставив Red Bull без подиума: Перес получил 5 сек штрафа за обгон финна за пределами трассы. Так еще и Леклер проскочил на четвертое место. Лэнс Стролла и Фернандо Алонсо из Aston Martin и Alpine-Renault соответственно получили по три позиции по сравнению со стартом из-за неудач Джовинаццо, Ферстаппена и Хэмилтона. Джордж Расеел со своим Williams-Mercedes FW43B снова в топ-10, буквально цементируя восьмое место команды в зачете конструкторов. Десятое же место, в другой паре Alpine и Aston Martin, досталось Эстебану Окон несмотря на его столкновения с Себастьяном Феттелем на пятнадцатом круге и следующий штраф в 5 сек.
Возвращаясь, к победителям Гран При Италии, Даниэль Риккардо сполна реабилитировался за неуверенную половину сезона, а сама команда McLaren стала уже седьмым различным коллективом за два календарных года (начиная с серии из трех подряд побед Ferrari в 2019-м, в том числе в Монце), которому удалось выиграть Гран При. Сложно поверить, что в ближайшее время Scuderia сможет обновить достижения двухлетней давности, или Гроув или Гинвил оставят без статуса победителей гонок в турбо-гибридной эре только Haas. Однако Ландо Норрис мог повторить успех для легендарной команды новозеландца Брюса МакЛарена в цветах «папайя оранж» уже в следующем этапе. Жаль, конечно, молодого британца, однако саму драму и обзор этапа №15 пропустим по известным причинам, чтобы перенестись в Стамбул.