Похоже, автомобили остаются последним оплотом классических ламп накаливания: в фарах многих машин по-прежнему используются галогенки, хотя светодиоды давно проникли во все сферы нашей жизни. Так что желание автомобилистов поставить в старые фары современные LED-лампочки понять легко. Трудно понять стремление многих использовать при этом суррогатные изделия вместо качественных ламп.
В свободной продаже в Украине сегодня можно найти массу светодиодных ламп для автомобильных фар. Но ассортимент в витринах и на базарных прилавках не радует, а скорее устрашает: мало-мальски технически грамотный потребитель может прийти в шок от одного только вида изделий, которые неизвестные производители предлагают устанавливать в фары автомобиля.
Откуда берутся некачественные светодиодные автолампы
Автомобильное LED-освещение в глазах рядового автомобилиста делится на две большие группы: установленное на автозаводе и установленное в машину владельцем самостоятельно.
И откровенно говоря, вторая группа ламп, вопреки своей доступности, имеет весьма сомнительную репутацию – слишком уж надоели всем машины с кустарным светом, которые слепят, что называется, и встречных, и поперечных. Да и сами пользователи, однажды попробовав LED-технологии в своих стандартных галогеновых фарах, далеки от восторга: “Ничего хорошего в диодах нет!” Дорогу толком не освещают, через месяц тускнеют, через два начинают мигать, а через три – вообще перегорают”.
Одним словом, вырисовывается картина, десяток лет назад известная по пресловутому “колхозному ксенону” – помните, как все ненавидели его гордых обладателей? Ситуация повторяется, с тем отличием, что некачественную диодную лампу сегодня можно купить в интернете за совсем смешные деньги. И увы, именно их большинство водителей считает современными LЕD-технологиями, оценивает их и пытается сравнивать с другими вариантами освещения. Но по большому счету, считать эти дешевые поделки LЕD-лампами нельзя.
LED-лампы для фар: чем они хороши
А в чем, собственно, преимущества “настоящих” светодиодных ламп для фар головного света? Стоит ли стремиться к обладанию ими? На самом деле – да, они хороши, поскольку:
– Обеспечивают более высокую яркость освещения;
– Имеют в несколько раз больший срок службы;
– Потребляют в 5 – 8 раз меньше электроэнергии;
– Меняют внешний вид автомобиля на более современный – стильный.
Учитывая вышеназванные преимущества, автопроизводители все шире применяют их на серийных автомобилях.
Не все диоды одинаково полезны
Но почему же заводской LED-свет на автомобиле может быть эффективным и безопасным, а неизвестный продукт – нет? Ответ прост: автомобильные фары, основанные на LED-технологиях, во-первых, специально созданы под них, а во-вторых, используют высококачественные светодиоды. Можно ли превратить фару старого типа, рассчитанную под обычную галогенку, в нормальный светодиодный прибор? Можно, и это довольно просто. Но с соблюдением условий:
– LED-лампа должна быть правильной конструкции. Это самый главный пункт – источник света, LED-чип, должен по форме и точке расположения быть максимально идентичен размерам и месту размещения спирали галогеновой лампы – иначе лампа не сформирует правильный световой луч;
– Лампа должна быть высокого качества. Создать долговечный LED-чип и надежную конструкцию лампы в целом непросто. Поэтому дешевые лампы no name быстро выходят из строя;
– Лампа должна получать необходимое охлаждение. Если допускать перегрев, даже качественная LED-лампа быстро выйдет из строя.
LED-лампы для галогеновых фар
Между тем, уже не первый год украинские автомобилисты имеют доступ – и успешно этим пользуются – именно к вышеописанным качественным светодиодным лампам. Так, компания OSRAM предлагает в Украине сразу две линейки LED-ламп для фар головного света с цоколями как у обычных галогенок – OSRAM LEDriving HL Easy и OSRAM LEDriving HL Bright. Про особенности каждой серии мы расскажем ниже, а здесь скажем, что данные лампы выпускаются в различных “галогеновых” типоразмерах цоколя – H1, Н3, H4, H7, H8, Н11, Н16, HB3 и прочих.
То есть эти светодиодные лампы можно использовать для ближнего и дальнего света, в противотуманках, в дополнительных фарах. Тут следует отметить один важный момент. По некоторым причинам, отнюдь не техническим, LED-лампы для рынка aftermarket в Украине до сих пор не имеют официального одобрения от надзорных органов. Поэтому производитель позиционирует их как изделия ”не для дорог общего пользования” – то есть, к примеру, для сельхозтехники, спортивных состязаний, поездок по закрытым трассам, частным территориям и т.д.
По данным инструментальных замеров, фары старых типов с этими LED-лампами освещают дорогу намного лучше, чем со стандартными галогенками. Но пожалуй, для украинских условий существенно даже не это. Самое важное, что в таком случае фары, имея высокую светоотдачу, сохраняют свои заводские характеристики – то есть имеют штатную форму луча и не слепят других водителей. На этом стоит остановиться подробнее.
Какой должна быть LED-лампа для фары
Нужно напомнить, что автомобильная фара – это оптическая система, которая из точечного источника света – изначально, спирали лампы – формирует луч для освещения дороги. Геометрия которого тщательно рассчитана.
Свет от раскаленной вольфрамовой нити посредством отражателя (рефлектора) и рассеивателя (стекла) разбивается на несколько сегментов и распределяется по дороге. Луч создает равномерное освещение перед автомобилем с выраженной светотеневой границей, защищающей встречный поток транспорта от ослепления.
Что будет если сместить, увеличить или повернуть источник света? Правильно, все расчеты нарушатся, отражатель или настроенная линза со специальными шторками перестанут работать. Фара начнёт светить куда угодно, но только не на дорогу. В результате владелец получает проблемы с освещением дороги, а встречные и попутные водители – ослепление и угрозу потерять контроль над ситуацией.
Если рассмотреть светодиодные лампы для фар OSRAM LEDriving HL Easy и OSRAM LEDriving HL Bright, можно заметить, что их источник света – LED-чип – имеет миниатюрные габариты, повторяющие геометрию вольфрамовой спирали стандартной галогенки. В этом и есть их главный секрет: изготовителем спирали для галогеновой лампы и светодиодного чипа является сама компания OSRAM, владеющая необходимыми техническими данными этих продуктов. Повторить их производители низкопробной продукции не могут.
Примитивный чип-подделка выходит или слишком слабым по светоотдаче, или недолговечным. В итоге изготовителям дешевых LED-лампочек приходится сооружать вместо ламп громоздкие конструкции, излучающие во все стороны пучки света, которые стандартная фара организовать не может. В отличие от качественных фирменных LED-изделий, по точкам крепления и подключения не отличающихся от стандартных галогенок и создающих перед машиной мощный и безопасный световой луч.
OSRAM LEDriving HL Bright
Высокоэффективная LED-лампа з традиционным для галогеновых ламп цоколем, рассчитанная на работу в режиме ближнего и дальнего света. Цветовая температура 6000о К, яркость до +350% относительно стандартных галогенных аналогов. Выпускается в типоразмерах H1, H4, H7, H8, HB3, H13 и пр.
OSRAM LEDriving HL Easy
Светодиодные лампы нового поколения, главное отличие которых – абсолютное соответствие геометрическим размерам соответствующих галогеновых ламп. Установка ламп этой модели максимально проста и не требует никаких переходников или адаптеров (так называемое решение Plug&Play). Эти лампы дают яркий свет, отличаются малым потреблением энергии, долгим сроком работы и наиболее доступной в данном сегменте ценой. Цветовая температура 6000о К. Заменяют собой традиционные галогеновые лампы типов Н1, Н3, Н4/Н19, Н7/Н18 та Н15.