В этом году Fiat празднует 125-летний юбилей. Это и послужило прекрасным поводом для организации в известнейшем брюссельском музее Autoworld Brussels выставки знаковых автомобилей марки. Предлагаем насладиться этими прекрасными экспонатами в фоторепортаже Denis Vanvooren.
Вот он, первый Fiat 3 ½ HP образца 1899 года. Машина весом всего 280 кг могла перевозить до четырех человек – места располагались визави. Двигатель – 676-кубовый, в 3,5 л. с. – установили в задней части. А вот радиатор змеевикового типа расположили между передними колесами. Максимальная скорость достигала 30 км/ч. За два года было произведено 20 штук. Представленная в музее машина – одна из четырех сохранившихся до наших дней. Она в свое время была подарена Туринскому автомобильному музею наследниками Альфредо Пуччо.
Начиная с 1910 года Fiat расширяет модельную линейку до шести автомобилей – Type 1, 2, 3, 4, 5 и 6. На них применялись двигатели рабочим объемом от 1846 до 9017 см куб. Наиболее популярной стала машина Type 1 – за два года изготовлено порядка 1000 ед. Модель Type 1А продержалась на производстве до 1915 года. Более 1300 экземпляров Type 1A (12/15) были укомплектованы кузовами различных производителей. На фото: Type 1A 12/15 HP имеет 4-цилиндровый двигатель в 1846 см куб. и мощностью 18 л. с. КПП – 4-ступ. мех. Масса – 1200 кг. Скорость – 60 км/ч. Годы производства: 1912 – 1915.
Это один из трех гоночных автомобилей Fiat, выступавших на Гран-при Франции на трассе в Лионе перед началом Первой мировой – 5 июля 1914 года. Тогда победу одержал Кристиан Лаутеншлагер на Mercedes. Что же касается машины Fiat S57/14B, то она вернулась на гонки в мирное время и принесла несколько успехов. Это победа Антонио Оскари при подъеме на холм Парма -Поджо ди Берчето в 1919 году. А также первое место Гвидо Мазетти на Targa Florio 1921 года. На фото: Fiat S57/14B (1914 г.). Двигатель – 4-цил., 4492 см куб., мощностью 135 л. с. КП – 3-ступ. Масса – 750 кг. Скорость – 145 км/ч.
Fiat 501 стал популярным автомобилем в послевоенный период, внесший весомый вклад в развитие итальянского автопрома почти на целое десятилетие. С 1922 года машина выпускалась на крупном предприятии в Линготто. Эта модель открыла новую эру Fiat – как производителя компактных, недорогих, но надежных автомобилей. В 1922 году появились спортивные исполнения модели – 501 S и SS. Первые покупатели получили эти автомобили с двухместными кузовами родстер, изготовленными известным ателье Ghia & Actis, специализирующемся на спортивных авто типа торпедо. На фото: Fiat 501 S (1924 г.). Двигатель – 4-цил., 1460 см куб., 26,5 л. с. Масса – 850 кг. Скорость – 100 км/ч. Годы производства: 1922 – 1926.
Этот автомобиль – Fiat Ballilla 508, творение известного дизайнера Данте Джакоза, был презентован в 1932 году. В данном случае – это ранний экземпляр из первой серии, адаптированной для рынка Бельгии. Она получила название Princesse и укомплектована раритетными колесными дисками Coppa d’Oro. Машину продали доктору из Брюгге, который эксплуатировал ее до 50-х годов. Сохранился даже оригинальный бельгийский номер. В прошлом году автомобиль впервые выехал после 40 лет простоя. Машина продолжается оставаться в оригинальном, неотреставрированном виде. На фото: Fiat Ballilla 508 «3 marce» (1933 г.). Двигатель – 4-цил., 995 см куб., 20 л. с. КП – 4-ступ. Масса – 685 кг. Скорость – 85 км/ч. Годы производства: 1932 – 1939.
Как Beetle («Жук») и Duck («Утенок») название Topolino (с ит. «мышонок») не было официальным для этой модели Fiat, но это имя стало очень популярным. Двухдверный кузов вмещал четырех человек. Внешне автомобиль отличался обтекаемым, отлично проработанным по части аэродинамике капотом – для этого радиатор расположили позади двигателя. Это особенно контрастировало с вертикальной решеткой радиатора. Наклонный капот также улучшал обзорность. Творение дизайнера Данте Джакоза стало настоящим хитом. Topolino выпускался в различных исполнениях до 1955 года. На фото: Fiat 500A Topolino (1936 г.). Двигатель – 4-цил., 569 см. куб., 13 л. с. КП – 3-ступ. Масса – 535 кг. Скорость – 85 км/ч. Годы производства: 1936 – 1955.
Fiat 1400 стал первой полностью новой моделью послевоенного периода – как по дизайну, так и по механике. Это первый серийный Fiat интегральной конструкции с установкой полноценной системой отопления и вентиляции. Машина была официально представлена в 1950 году в двух кузовных вариантах – купе и седан. Последнее исполнение – 1400 B, появившаяся в 1956 году на Туринском автосалоне. Она получила модернизированная тормоза и подвеску, двухтоновую окраску, новую приборную панель и противотуманную фару в решетке радиатора. Также добавился дизельный двигатель. Всего было изготовлено около 40 тыс. ед. На фото: Fiat 1400 B. Двигатель – 4-цил., 1395 см куб., 58 л. с. КП – мех., 4-ступ. Масса – 1185 кг. Скорость – 135 км/ч. Годы производства: 1950 – 1958.
Fiat 1100 S был cпортивным купе, разработанным на базе довоенной модели 508 С MM. Двигатель существенно улучшили, сделав мощнее. Машина дебютировала на соревнованиях Mille Miglia 1948 года, заняв второе, третье и четвертое места. Своим аэродинамическим дизайном она напоминала довоенные 2-местные купе. В механической части не обошлось без изменений: появились масляный радиатор, центробежный водяной насос и подшипники скольжения. До 1950 года было изготовлен 401 автомобиль. На фото: Fiat 1100 S Mille Miglia (1948 г.). Двигатель – 4-цил., 1089 см куб., 51 л. с. КП – 4-ступ. Масса – 825 кг. Скорость – 150 км/ч. Годы производства: 1947 – 1950.
Машины Fiat 103-й серии вышли на рынок в 1953 году. А в 1956-м последовало второе поколение – с увеличенной на 10% мощностью и иной задней подвеской. Видоизменился и кузов: появились яркий молдинг, противотуманная фара по центру радиаторной решетки, а также запасное колесо в полу багажного отсека. Более мощная модель 1100 TV (Turismo Veloce) c кузовом седан предлагалась в различных модификациях. До 1957 года было изготовлено около 115 тыс. ед. машин серии 103 E. К концу этого года обновленная, с более угловатым кузовом модель получила название Fiat 1100 D.
На фото: модель 1100 TV (1957 г.). Двигатель – 4-цил., 1089 см куб., 53 л. с. КП – 4-ступ. Масса – 870 кг. Скорость – 120 км/ч. Годы производства: 1956 – 1957
В конце мая 1960 года линейка Fiat 500 пополнилась универсалом Giardiniera. Машина получила багажный отсек большей емкости с облегченным доступом через заднюю дверь. Двигатель был положен на бок, как на самом первом Fiat. Рабочий объем и мощность остались прежними. Колесная база была удлинена на 100 мм. Весной 1968 года 500 машин Giardiniera были выпущены под маркой Autobianchi. На фото: Fiat 500 Giardiniera (1966 г.). Двигатель – 2-цил., 499,5 см куб., 17,5 л. с. КП – 4-ступ. Масса – 555 км/ч. Скорость – 95 км/ч. Годы производства: 1960 – 1977.
На Женевском автосалоне 1952 года Fiat анонсировал высокопроизводительное двухместное купе с аэродинамическим кузовом – 8V или Ottovu. Это был первый Fiat c независимой подвеской всех колес. Двигатель предлагался в двух исполнениях: 115 л. с. при 6000 об/мин и более мощный, 127 л с. при 6600 об/мин. 8V отличился на ряде соревнований, став популярным итальянским автомобилем сезона 1954 года. На выставке показана машина с кузовом под названием Rapi, по имени его дизайнера. Существовало и много других исполнений – с кузовами от известнейших ателье того времени. Всего было изготовлено 114 экземпляров, не включая машин под маркой SEAT.
На фото: Fiat 8V Rapi. Двигатель – V8, 1998 см куб., 115 л. с. КП – 4-ступ. Масса – 997 кг. Скорость – 190 км/ч. Годы производства: 1952 – 1954.
На Женевском автосалоне 1955 года был представлен Fiat 600 – просторный 4-местыйн седан, производимый в различных вариантах. До 1960 года, когда появился 600 D, были изготовлено свыше 950 тыс. авто. В 1956 году появилась версия со сдвижной крышей. Машина отличалась более низкой ценой, чем Topolino и была первым Fiat c задним расположением двигателям. Здесь применили несущий кузов и полностью независимую подвеску. C 1964 года начался выпуск модели 600 D c дверьми, которые открывались уже по ходу. На фото: Fiat 600 Series 1 (1956 г.). Двигатель – 4-цил., 633 см куб., 22 л. с. КП – 4-ступ. Масса – 585 кг. Скорость – 100 км/ч. Годы производства: 1955 – 1969.
В 1956 году дебютировал революционный вариант Fiat 600 – модель Multipla с однообъемным кузовом, которая стала родоначальником современных минивэнов. Передние сиденья располагались над колесами, а двигатель находился сзади. Передняя подвеску взяли с модели Fiat 1100, главную передачу понизили, колею расширили: до 1225 мм спереди и 1151 мм сзади. Предлагалось три исполнения: на 4-5 мест, на 6 мест и такси. Сиденья могли складываться для возможности перевозки багажа. На фото: Fiat Multipla (1964 г.). Двигатель – 4-цил., 633 см куб., 22 л. с. КП – 4-ступ. Масса – 900 кг. Скорость – 90 км/ч. Годы производства: 1956 – 1969.
Появившиеся в середине 1961 года автомобили Fiat 1800 B и 2300 являлись доработанными вариантами моделей 1800 и 2100. Они получили дисковые тормоза на всех колесах и новую заднюю подвеску на полуэллиптических рессорах. Модель 2300 De Luxe, вышедшая в 1964 году, оснастили улучшенным генератором, герметичными подшипниками. В качестве опции могли устанавливаться усилитель руля, автоматическая трансмиссия и кондиционер. За все время изготовили более 155 тыс. машин 1800 B и 2300 всех типов. На фото: Fiat 2300 Familiare De Luxe. Двигатель – 6-цил., 2297 см куб., 105 л. с. КП – 4-ступ. мех. Масса – 1345 кг. Скорость – 160 км/ч. Годы производства: 1961 – 1968
В конце апреля 1961 года Fiat представляет модели 1300 и 1500. По механике, структуре и дизайну это полностью новые машины. Они были унифицированы по кузову и отличались двигателями. По фирменной иерархии они стояли между моделями 1100 и 1800/2100. Машины отличались головкой блока цилиндров с поперечным потоком и передние дисковые тормоза. В ноябре того же года на Туринском автосалоне дебютирует универсал. Всего было произведено около 600 тыс. машин обеих моделей. На фото: Fiat 1500 Berlina (1963 г.). Двигатель – 4-цил., 1481 см куб. – 72 л. с. КП – 4-ступ. Масса – 960 кг. Скорость – 150 км/ч. Годы производства: 1961 – 1967.
Линейка Fiat 124 была расширен новыми кузовными версиями – универсалом и спортивным двухместным купе. Последнее было разработана дизайнерским центром Fiat Styling Center. Двигатель был такой же, как и на Spider, в колесная база – как на стандартном седане 124. В качестве опции предлагалась 5-ступенчатая коробка передач, которая устанавливалась модели с такой же задней подвеской как на 124 Special с конца 1968 года. На фото: Fiat 124 Sport Coupe. Двигатель – 4-цил., 1608 см куб., 90 л. с. КП – 5-ступ. Масса – 995 кг. Скорость – 170 км/ч. Годы производства: 1967 – 1975.
На Туринском автосалоне 1966 года была Fiat показывает Dino Spider c двигателем Ferrari Dino V6, который был использован на автомобиле с тем же названием, а в дальнейшем – на Lancia Stratos. Кузов разработало и производило ателье Pininfarina. В то же время закрытая версия – Dino Coupe имела кузов от Bertone. Она имела те же характеристики, но более длинную колесную базу. В 1969 году рабочий объем двигателя подняли до 2419 см куб., что увеличило мощность до 180 л. с. На фото: Dino Spider (1968 г.). Двигатель – V6, 1987 см куб., 160 л. с. КП – 5-ступ. Масса – 1150 кг. Скорость – 210 км/ч. Годы производства: 1966 – 1969 (1-я серия) и 1969 – 1972 (2-я серия).