После кризисного «карантинного» падения, цены на топливо на украинских АЗС уверенно поползли вверх. При этом, что касается дизельного топлива, пока сохраняется достаточно солидная ценовая разница, которая достигает 5 грн. на литре. А будет ли такая же разница в качестве топлива? Разбирались в вопросе специалисты Института потребительских экспертиз, для чего приобрели самые дорогие и самые дешевые образцы «тяжелого» топлива на украинских АЗС, и отправили их на исследование в лабораторию.
Тест-контроль
Рынок не стоит на месте – и конкурентная борьба приводит к сегментации. Вслед за премиум-сегментом (ОККО, WOG), появились дискаунтеры (БРСМ – Нефть, Chipo, SunOil), а затем и супердискаунтеры (Avantage, Marshall), которые работают на грани демпинга. Кроме того, появляются сети, заточенные под конкретную группу потребителей. Например, быстрорастущая всеукраинская сеть Prime предлагает преференции дальнобойщикам – для этого на АЗС сети создают паркинги со всеми удобствами для комфортного пребывания, предлагают скидки и продают жидкость AdBlue для нейтрализации выхлопа. На этот раз эксперты отобрали пробы обычного «евродизеля» в 11 сетях: WOG, Parallel, ANP, КLO, Prime, ОККО, AMIC, БРСМ – Нефть, SunOil, Chipo и Avantage. В лаборатории все образцы прошли проверку по 5 параметрам: цетановый индекс, фракционный состав, температура вспышки в закрытом тигле, содержание серы и плотность. Стоит отметить, что все испытуемые образцы оказались «летними», то есть соответствовали сезонным требованиям. Но и без сюрпризов не обошлось.
Цетановый индекс
Прежде всего специалисты подсчитали цетановый индекс испытуемых образцов. Цетановый индекс – это цетановое число топлива к применению цетаноридвищуючих присадок. Общий принцип – чем больше, тем лучше. К сожалению, не все участники теста уложились в норматив. В пробе, полученной на АЗС Avantage, цетановый индекс оказался меньше норматива почти на 5 единиц. А наибольший запас продемонстрировали образцы Prime – 52,6 единицы, Parallel – по 52,5 единицы и КLO – 51,9 единицы. Именно поэтому на таком дизтопливе будет меньше расход топлива и дымность.
Фракционный состав
Фракционный состав дизельных топлив имеет важное значение для работы дизеля. При увеличении содержания легких фракций в дизельном топливе повышается давление воспламенения рабочей смеси, появляются стуки в цилиндрах и разжижается картерная смазка. Слишком тяжелые фракции сгорают не полностью и увеличивают отложение нагара в камере сгорания. Также фракционный состав дизельного топлива косвенно характеризует его испаряемость, поскольку топливо с облегченным фракционным составом легче испаряется. Для автомобильных дизелей больше подходит топливо, состоящее из фракций, выкипающих при температурных диапазонах в 200-360⁰ С. Чем уже интервал температур, в котором выкипает топливо, тем лучше процесс его сгорания в двигателе. По этому показателю у всех участников не оказалось никаких проблем, значение примерно одинаковы. Узкие интервалы – у «дизеля» Parallel и БРСМ-Нафта.
Вспышка
Другой важный показатель – температура вспышки в закрытом тигле. Он характеризует температуру воспламенения топлива. В случае ДТП с участием автомобиля, заправленного топливом с малой температурой воспламенения, есть большие риски пожара. Кроме того, косвенно этот показатель может показать, не попадали в «солярку» посторонние компоненты. Лучшие результаты, 65 градусов при нормативе не ниже 55, у горючего от Parallel и Prime. А вот у «дизеля», приобретенного в сети Avantage значение было далеко ниже предела – 37 ⁰ С.
Сера
Наконец, главный «экологический» показатель дизтоплива – содержание серы. Продукты сгорания серы больно бьют не только по окружающей среде, но и по двигателю. Сера убийственная для нейтрализаторов и сажевых фильтров, удаление ее из топлива достаточно тяжелый и дорогостоящий процесс. Поэтому при концентрации серы менее 10 мг / кг «пробег» нейтрализатора более сотни тысяч километров – не проблема. Например, если 1000 мг / кг (еще шесть – семь лет назад это было нормой) он может перестать эффективно работать уже после десяти – пятнадцати заправок: сера, взаимодействуя с драгоценными металлами нейтрализатора, умножает их химическую активность на ноль. По украинским стандартам (аналогичными Евро 5), содержания серы в топливе допускается не более 10 мг / кг. На этот раз результаты в целом порадовали, но не обошлось и без печальных новостей. За исключением одного образца, все пробы соответствовали уровню Евро-5. Практически лишенными вредной серы оказались образцы Parallel и Prime (5 мг / кг). Немного не дотянул до лидера образец, приобретенный на АЗС Chipo – 5,5 мг / кг. А вот в пробы дизеля от Avantage – немалые 216 мг / кг, то есть превышение более чем в 20 раз.
Выводы
Картина исследования оказалась неоднозначной. С одной стороны, всего лишь одна проба оказалась не кондиционной, что говорит о стабильности поставок и тщательный подход к логистике и входному контролю в серьезных сетях. Похоже, топливные ритейлеры не горят желанием рисковать репутацией и связываться с «левым» топливом, особенно в период падения «проливов». С другой – качество в «сэр