X

Відкрий країну: музей Полтавской битвы

Ранним ноябрьским утром на тестовой Skoda Yeti 1.2 TSI мы направились из Киева в Полтаву, чтобы собрать впечатления об одном из интереснейших мест Украины – музее Полтавской битвы. А также оценить способности компактного кроссовера на загородной трассе.

С первых километров пути, погода не благоволила. Дождь и сильные порывы ветра вынудили снизить скорость даже на единственном в стране шестнадцатикилометровом «автобане» до Борисполя. Тем не менее, уже через десять минут мы «уперлись» в традиционную бориспольскую пробку. Сотни раз проехав по центральной улице города-спутника, не перестаю удивляться бестолковости светофоров, настроенных на ослепительно красную волну. Проехать даже пару перекрестков без остановки – большая удача, и выпадает она в Борисполе редко. Поэтому средняя скорость движения в черте города колеблется на уровне 22-25 км/час; быстрее проскочить можно только глубокой ночью.

Далее, вплоть до окружной г.Лубны (почти двести километров), ехать одно удовольствие. Работы по обновлению асфальта завершены, разметка в наличии, покрытие ровное. Надеюсь, на долгие годы. В таких условиях Skoda Yeti проявляет себя с лучшей стороны: без напряжения держится на максимуме разрешенной скорости в 110 км/час, не досаждает аэродинамическими шумами и звуком мотора (семиступенчатый «робот» DSG  на такой скорости держит планку 2100 об/мин). Повадки автомобиля абсолютно легковые, он не «плавает» на прямой и уверенно стоит на курсе в скоростном пологом повороте. Разница лишь в более высокой посадке водителя. Чего не хватает в таком ритме, так это круиз-контроля. После 30-40 минут движения хочется освободить правую ногу, затекающую в неподвижном положении.

Две сотни километров остались за спиной через два часа с небольшим; расход топлива стабилизировался на отметке 7,9 л/100 км. Показатель не рекордный, но, против аэродинамики не попрешь. Skoda Yeti – высокий автомобиль с преобладающими прямоугольными формами.

А на третьей сотне километров пути обгоны следуют за обгонами. Количество полос сокращается до одной в каждом направлении, трафик напряженный, на пути постоянно возникают тихоходные препятствия.  Очередной раз «повиснув» за грузовиком, движущимся со скоростью около 80 км/час, жду «окна» на встречке. Как только свободно – нажимаю «газ» в пол, через доли секунды DSG «перешагивает» с седьмой передачи сразу на третью, обороты взлетают к пяти тысячам. Разгоняется Yeti 1.2 TSI шустро, без натуги. Множество обгонов дало возможность сделать несколько замеров с помощью секундомера. При необходимости разогнаться с 80 км/час  до 120 км/час, Skoda Yeti выполняет эту работу за 8 секунд. Разгон от 100 км/час до 120 км/час занимает менее шести секунд. Отличный показатель. Понадобится обогнать еще сотню попутных автомобилей за рулем Skoda Yeti – соглашусь с удовольствием.

Разгоны и торможения на последнем отрезке не прошли даром – расход подскочил до 8,2 л/ 100 км, а средняя скорость упала до 76 км/час. Через четыре часа после старта подъезжаем к аккуратному белому зданию, окруженному русскими березками и прозрачной осенней тишиной. Мы у цели.


 
Музею Полтавской битвы более ста лет. Первоначально он находился в небольшом строении, которое расположено на территории Сампсониевской церкви; позднее переехал в более просторное помещение по соседству. Адрес у музея колоритный: улица Шведская могила, дом 32. Перед входом установлен памятник Петру Первому. Причем, знатоки утверждают, что он выполнен в натуральную величину. Проверить утверждение не представилось возможности, но, помня о богатырском двухметровом росте царя, закрадываются сомнения. Вероятно, дело в постаменте, из-за которого создается обманчивое впечатление роста императора.


 
Через дорогу от музея – бесплатная парковка для автомобилей и туристических автобусов. Места достаточно; наш дружок-йетик расположился без проблем. Дефицит парковочного пространства возможен только в дни годовщины битвы, когда число посетителей подскакивает в геометрической прогрессии. Рядом с парковкой – сувенирные лавки и кафе с аутентичным названием «Редут». Стоимость входа в музей – 10 гривен для взрослых, 5 гривен для школьников и студентов; он открыт для посещения круглогодично с 9-00 до 17-00. Выходной день – понедельник. Желающим вести фото и видеосъемку придется потратиться еще на 10 и 20 гривен соответственно. Экскурсовод расскажет группе туристов о важных деталях прошлого за 40 гривен, и мы убедительно рекомендуем потратить эти средства.

Напротив входа в  Сампсониевскую церковь, возведенную в 1856 году в ознаменование победы, высится насыпной холм, увенчанный крестом. Это братская могила русских солдат, погибших на поле Полтавской битвы. Статистика говорит, что потери в войсках Петра составили 1345 убитыми, что на порядок меньше потерь шведов. Их полегло свыше 11 тысяч. Разница огромная, но объяснимая – именно шведы находились в атакующем строю, а жертвы со стороны идущих в атаку всегда намного больше, чем в оборонительных рядах. Сидя за земляными валами редутов (часть из них восстановлена, чтобы посетители могли оценить условия боя), шанс нарваться на пулю или осколок артиллерийского снаряда несоизмеримо ниже.

Залы музея светлые и просторные, в них поместилась не только история самого Полтавского сражения, но и история становления армии и флота Петра Первого, а также повествование о геополитической обстановке, предшествовавшей главной битве Северной войны. Экскурсоводы увлеченно рассказывают и о неоднозначной роли гетмана Мазепы, перешедшего с частью казачьего войска на сторону Карла XII.
 

Ход сражения поэтапно показан на огромном, детально проработанном макете, расположившемся в одном из главных залов музея. Здесь же – диорама Полтавской битвы, отображающая ключевой момент – войска Петра под предводительством царя переходят в контрнаступление после первоначальной фланговой атаки шведов и обращают врага в беспорядочное бегство.

Любопытным историческим фактом является рассказ о фальшивом «языке», которого Петр I преднамеренно «сдал» в стан шведов. «Язык» сообщил, что калмыцкие конные отряды, воевавшие на российской стороне, через два-три дня присоединятся к основным силам Петра, добавив 20 тысяч сабель к уже имеющимся 70 тысячам солдат. Такое сообщение вынудило Карла XII форсировать атаку на позиции россиян, не дав времени на подход обоза с припасами. В результате, в начале сражения боеприпасы шведской артиллерии исчислялись единичными зарядами. Естественно, использовать ее на полную мощь было невозможно. На самом деле, отрядам калмыков до позиций Петра оставалось еще дней десять-двенадцать пути. Ходят слухи, что описанный случай армейской хитрости до настоящего времени преподают в военных институтах.

Абсолютной правдой, дошедшей до наших времен, является утверждение о том, что Петр Первый с большим уважением относился к полководческим талантам шведского короля Карла XII, а также боевой выучке и самоотверженности его воинов. Подтверждением является установленный на расстоянии 700 метров от здания музея Полтавской битвы памятный знак, отдающий дань памяти погибшим супостатам. Надпись на камне гласит: «вечная память храбрым шведским воинам, павшим в бою под Полтавой».


 
Рассказ о музее Полтавской битвы был бы не полным без упоминания о его сотрудниках. Всех, кого мы встретили – кассиров, администраторов, экскурсоводов – хочется поблагодарить за отличную работу, неподдельный интерес к предмету деятельности, вежливость и толерантность. Именно эти люди сделали посещение музея удовольствием. Спасибо.

Возвращались в столицу затемно, под непрекращающийся аккомпанемент дождя. Нужно отметить несколько характерных особенностей автомобиля, проявляющихся в таких условиях. Первый момент – ближний свет. Эффективность освещения отличная, но граница светового пучка находится весьма близко. По оценкам, примерно 40-45 метров. В Skoda Yeti 1.2 TSI имеется механическая регулировка угла наклона, но она не спасает – дорога на расстоянии 50 метров тонет во тьме. Воспользовавшись «двухстволкой» высоко расположенных противотуманок, можно еще лучше видеть происходящее в непосредственной близости от капота и на обочине, но дальность обзора от этого не изменяется. Исходя из безопасного запаса времени на уровне 2 секунд до препятствия, скорость в темное время суток приходится снижать до 80 км/час, даже если дорога позволяет ехать существенно быстрее. Я бы предпочел, чтобы ближний свет был менее концентрированным под «носом», но дотягивался до 55-60 метров дистанции.
 
Второй аспект – работа дворников. Несмотря на отсутствие в нашей Skoda Yeti 1.2 датчика дождя, установить желаемый режим работы стеклоочистителей не представляет проблем. Режим прерывистых взмахов регулируется в широких пределах и позволяет легко подобрать нужную частоту работы дворников. Очищаемая зона на лобовом стекле достаточная и нареканий не вызывает. Кстати, как и все автомобили с вертикальной кормой, Skoda Yeti молниеносно забрасывает заднее стекло водой и грязью. Но, дворник на пятой двери спасает положение, качественно расчищая не менее половины видимой части стекла.

Красным выделен регулятор интервала работы стеклоочистителей, находящийся на правом подрулевом рычажке

Итоговые впечатления от поездки оказались позитивными. Этому способствовали и замечательное место, которое мы посетили, и правильный попутчик – Skoda Yeti. Ждите вскоре продолжение отчетов о путешествиях по стране с новыми местами и новыми эмоциями.

{ac_news_video=3946} 

Фото Вадима Беева.
Видео Андрея Яцуляка.