Trade-in будет!
12 мая 2009 года Комитет Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики будет рассматривать законопроект №4385 «О внесении изменений в некоторые Законы Украины (относительно налогообложения доходов от операций обратного выкупа бывших в употреблении товаров), в разработке которого принимала участие Всеукраинская Ассоциация автомобильных импортеров и дилеров. Если законопроект будет поддержан Комитетом, потом принят Верховной Радой, то в Украине БАЗАР подержанных автомобилей превратится в цивилизованный рынок подержанных автомобилей (trade-in), госбюджет получит по оценкам экспертов более 6,5 млрд. грн. дополнительных поступлений, а продавцы и покупатели подержанной автотехники – гарантии безопасности и качественное обслуживание…
Немного вернусь в прошлое.
Помню, как на заре риэлтерского движения я продавал свою старую квартиру, переехав в более удобную и дав объявление о продаже в газету «Рио». После 5-6 показа, попрощавшись с очередными потенциальными покупателями (а мне казалось, что с любопытствующими зеваками), я отдал ключи «черному маклеру», сбросил проблему на его голову и пришел только на подписание договора купли-продажи, потеряв несколько процентов от стоимости квартиры, но сохранив рассудок и нервы.
Сегодня редко кому в голову приходит продавать недвижимость самому, риэлтерских контор в Украине ещё недавно было больше, может быть, чем самих объектов продажи недвижимости, (особенно в связи с кризисом и отсутствием покупателей) а с движимостью (автомобилями) все остается практически так же как в советские времена.
На сегодня в Украине рынка поддержанных авто нет, есть БАЗАР. Конечно, официальные автоимпортеры уже пытались запустить систему продажи «trade-in» и некоторых автосалонах она начала работать но, во-первых, автосалонам приходится огибать всевозможные препятствия в своей работе, а, во-вторых, заменить свой б/у автомобиль на новый покупатель мог только в рамках одного бренда. А если он решил изменить не только модель, но и бренд ? Тогда выбор невелик: либо отдать автомобиль за полцены «жучкам», которые крутятся прямо перед въездами на базары б/у авто и не морочить себе голову, либо дать объявление в «Автобазар» и дополнительно еще самому стоять на рынке во все лады, расхваливая своего железного коня. В последнем случае, может и удастся продать авто за достойную цену, но будет потеряна уйма времени и нервов…
А может причина экономических проблем в нашей стране в том, что квалифицированные врачи, рабочие, инженеры, учителя, журналисты очень часто вынуждены сами заниматься тем, чем должны заниматься профессионалы т.е. продажей авто?
Хотя хватит жалеть продавцов, ведь еще в более худшем положении находятся потенциальные покупатели поддержанных авто. Во время прямого эфира на одном из телеканалов я отвечал на вопросы телезрителей и один из них попросил меня посоветовать, у кого их моих знакомых можно купить поддержанный автомобиль, обосновывая просьбу кредитом доверия ко мне, как авторитетному эксперту авторынка.
Действительно, на сегодня покупка на базаре автомобиля подобна игре в «русскую рулетку» с одним патроном в барабане нагана. Украинское законодательство выписано таким образом, что физическое лицо-продавец не несет ни малейшей ответственности перед покупателем при продаже ему некачественного или даже угнанного автомобиля. Поэтому, сегодня на базар при покупке б/у автомобиля следует отправляться в компании как минимум трех приятелей.
Первого – специалиста-автомеханика, а лучше двух – моторист проверит двигатель – вдруг моторесурс на исходе, а мастер кузовных работ проверит геометрию кузова – может авто аварийный или гнилой под шпаклевкой и покраской. Второй – эксперт-криминалист проверит на предмет перебивки (переварки) номера кузова и двигателя, ведь качественно выполненную перебивку без соответствующей профессиональной техники невооруженным глазом не увидишь. Третий – непосредственно розыскник, работник ГАИ проверит авто по соответствующим базам данных, не находится ли авто в угоне по Интерполу, СНГ, Украине, в аресте, в залоге, в запрете на отчуждении, в кредите. Причем последние два приятеля (работники милиции) будут помогать другу на грани фола и могут быть обвинены в злоупотреблении служебным положением. А другого пути нет, ведь «шарашкина контора» – киоск на автобазаре, гордо именуемая биржей, которая якобы проверяет авто по базе данных «Угон», на самом деле никакой ответственности перед обманутым покупателем не несет. Более того – от покупки ворованного авто 100% гарантии не даст никто, даже приятель-работник милиции (розыскник). Ведь последнее время почти все автомобили, ввезенные частными лицами из Европы и США и потом засветившиеся в базе «Интерпол», угоняются по предварительному сговору. Причем бывший хозяин автомобиля – иностранец побежит в полицию и страховую компанию с заявлением об угоне автомобиля лишь после того, как получит информацию от украинского сообщника о том, что автомобиль прошел таможенную очистку и успешно продан с оформлением договора купли-продажи на бирже или у нотариуса новому хозяину- «лоху ушастому». Вот и получается, что на момент оформления покупки и проверки приятелем-милиционером автомобиля среди угнанных нет, а при попытке регистрации его ГАИ этот же автомобиль мгновенно высвечивается в базе данных по «Интерполу». Причем никто ответственности не несет – ни продавец, ни биржа или нотариус, оформлявшие договор купли-продажи, да и приятель-милиционер не виноват. Конечно, покупатель через суд докажет, что он является добропорядочным покупателем, уплатившим деньги, и автомобиль у него не конфискуют, но и поставить его на учет в ГАИ или продать уже никогда не сможет (сможет только ездить с решением суда в кармане, но постоянно конфликтуя с гаишниками). Как Вам перспектива?
Все эти проблемы исчезнут – когда у нас вместо базара будет цивилизованный прозрачный рынок б/у автомобилей, как во всем мире. Во всем мире торговлей поддержанными автомобилями занимаются не «околокриминальные жучки», а профессионалы –автоторговцы-предприятия, которые несут полную ответственность за автомобиль, который они продают (предпродажная подготовка, ремонт, гарантия, выявление скрытых недостатков, самостоятельный запрос по месту предыдущей регистрации на предмет «Угона» и т.д.). Но не у нас! Наши доблестные «власть держащие» стремясь полностью уж опустошить карманы своих сограждан, внесли такие изменения в законы о подоходном налоге, которыми полностью исключили возможность прозрачного и открытого автобизнеса в сфере торговли б/у автомобилями. Во всем мире граждане платят продавая автомобиль налог с прибыли (купил за одну цену, продал дороже, уплатил налог с полученной прибыли). У нас же даже если купил автомобиль за 15 тыс. у.е., продал через 3 года за 10 тыс. у.е., продавец должен уплатить 15% подоходного налога – 1,5 тыс. у.е., т.е. не с прибыли, которой нет, а с полного дохода – 10 тыс. у.е. Но воистину, прав был классик Карамзин, написав, что жестокость российских законов компенсируется их полным игнорированием населением (или умением их обходить – моё). Наши сограждане действительно платят 15% подоходного налога, но с цены автомобиля (т.е. дохода) зафиксированной в биржевом договоре купли-продажи. Если бы недалекие чиновники, инициировавшие подобные драконовские требования в законодательстве, ознакомились со статистикой биржевых продаж автотранспорта, они бы за голову схватились. Я лично не видел биржевого договора на сумму больше, чем 1 (одна) тыс. грн.! И действительно, ведь продавец, имеет полное право продать хоть «Мерседес Майбах» за 100 грн. и будет абсолютно прав: «Были очень деньги нужны». Его доход – 100 грн., вот он и уплатит 15 грн. подоходного налога, поэтому при продаже автомобилей на вторичном рынке бюджет имеет крохи (вот что называется – «жадность фраера сгубила»). Но при продаже б/у автомобиля, как во всем мире, цивилизованно через автосалоны подобное занижение стоимости авто невозможно и поэтому автобизнес на поддержанных автомобилях будет заведомо убыточным. А ведь доходы государственного бюджета возросли бы в сотни раз, если бы НДС при продаже б/у автомобиля взимался бы не со стоимости автомобиля, а с маржи, которую зарабатывает автосалон. Автомобили бы в таких случаях продавались бы через автоторгующие предприятия, бюджет получил бы дополнительные налоги от прибыли этих предприятий, а покупатель был бы полностью застрахован от покупки некачественного товара и получил бы гарантию на автомобиль. Но не тут-то было, пока налоговики раньше упорствовали, сохраняя честь мундира, и торпедировали все наши предложения– воз и ныне оставался там.
К чести налоговиков, законопроект №4385 во время предварительных консультаций ими уже неофициально согласован, и мы надеемся, что и парламент в ближайшее время примет Закон о торговле подержаными автомобилями (trade-in), осознав его важность и для граждан Украины, и для Госбюджета.
Основные тезисы законопроекта №4385 «О внесении изменений в некоторые Законы Украины» (относительно налогообложения доходов от операций обратного выкупа бывших в употреблении товаров)
1. Налог на добавочную стоимость взымается с маржи (прибыли), а не с полной стоимости товара. (Т. е. при продаже автомобиля стоимостью 10 000 дол. США, автосалон уже не обязан уплатить НДС – 20% – 2 000 дол. США, выдав на руки владельцу только 8 000 дол. США, а уплотит НДС – 20% со своей прибыли. Гражданин-продавец же получает сумму продажи без вычетов).
2. При продаже не более 1 (одного) автомобиля в год подоходный налог с этой суммы продажи гражданин уплачивает за нулевой ставкой (ведь он уже уплатил все налоги, когда покупал авто, почему же необходимо дополнительно заставлять его уплатить 15% от полученной суммы т. е. 1 500 дол. США).