X

Перекрестки

Поговорим о перекрестках, а именно о ситуациях, когда сотрудники ГАИ выписывают протоколы за нарушения правил проезда перекрестов.

Поговорим о перекрестках, а именно о ситуациях, когда сотрудники ГАИ выписывают протоколы за нарушения правил проезда перекрестов.

1 Случай:
Повільно просуваючись до перехрестя в автомобільній тягучці, водій проїхав стоп-лінію. У той момент на світлофорі загорілося червоне світло. Фактично водій знаходиться на перехресті і повинен звільнити його. Але, подальший рух може створити аварійну обстановку. Як правильно вчинити в подібній ситуації?

Мои пояснения:
Правильно – вообще не надо выезжать на перекрёсток при образовавшемся заторе. Такой запрет содержится в пункте 16.4. ПДД: Запрещается выезжать на какой-либо перекрёсток, в том числе при сигнале светофора, разрешающем движение, если образовался затор, который заставит водителя остановится на перекрёстке, что создаст препятствие для движения других транспортных средств и пешеходов.

Возможна ситуация, при которой вы не могли предвидеть затор. Тогда вы должны руководствоваться пунктом 16.8. ПДД: Водитель, въехавший на пересечение проезжих частей согласно сигналу светофора, разрешающему движение, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выезде.

В любой ситуации, как бы она не сложилась, водитель может воспользоваться своими правами, предоставленными ему пунктом 2.14 Правил дорожного движения: Водитель имеет право отступать от требований законодательства в условиях непреодолимой силы или когда другими средствами невозможно избежать собственной гибели или увечья граждан.

2 Случай:

Водія зупинили даішники при виїзді з мосту на розв'язці типу "кленовий лист". Звинувачують у не дотриманні рядності руху. Мовляв він зробив поворот з другого ряду, а повинен був із крайнього правого. Водій сказав, що поворот має дві смуги для руху. При повороті він повністю дотримувався рядності, при з'їзді опинився в лівому ряду. Яких-небудь перешкод для автомобілів, що рухаються в правому ряду, він не створював. Вони кажуть, що однозначно він повинен був повертати з крайнього правого ряду. Як бути?

Мои пояснения:
Правила действительно гласят, что перед поворотом направо или налево водитель должен заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенное для движения в этом направлении. Давайте задумаемся над смыслом такого требования. Он заключается в одном – транспортное средство при повороте не должно оказаться на полосе встречного движения.

Смысл данного требования теряется в случае, когда съезд имеет одностороннее движение. Правила дорожного движения предусматривают этот случай, потому и гласят: при повороте направо следует двигаться ближе к правому краю проезжей части, кроме случая выезда с перекрёстка, на котором организовано круговое движение, где направление движения определено дорожными знаками или дорожной разметкой либо где движение возможно только в одном направлении.

3 Случай:
Подъезжая к перекрёстку на зелёный мигающий сигнал светофора водитель увидел как сигнал сменился на желтый. Дабы не прибегать к экстренному торможению он остановил автомобиль за светофором, но до начала пересечения улиц. За перекрёстком сотрудник обвинил водителя в нарушении пункта 16.3. ПДД, который гласит, что водитель обязан остановить ТС перед светофором или стоп-линией. На вопрос водителя – как следовало поступить подобной ситуации, – инспектор ответил, что ему нужно было закончить маневр, освободив перекрёсток.

Мои пояснения:

Инспектор дал очень плохо совет водителю, и обвинил его абсолютно необоснованно.
В соответствии с определениями, которые содержаться в Правилах дорожного движения, перекрёсток начинается не от места расположения светофора, и не от места расположения стоп-линии. Границей перекрёстка являются воображаемые линии между началом закруглений краёв проезжей части каждой из дорог.

Более того, дорожные стандарты предписывают, что расстояние между стоп-линией и светофором должно составлять не менее 5 метров. Данное требование обусловлено тем, что водители, стоящие перед стоп-линией, должны видеть сигнал светофора.

Таким образом, водитель, остановивший автомобиль за стоп-линией или светофором, но не въехавший на перекрёсток, поступил абсолютно правильно. Если бы он продолжил движение, я не сомневаюсь, что тот же инспектор ГАИ наказал водителя за другое правонарушение – проезд перекрёстка на запрещающий сигнал светофора или создание аварийной ситуации, что чревато лишением водительского удостоверения.

4 Случай:
Водитель интересуется ситуацией, часто возникающей на дорогах. При приближении к регулируемому перекрестку на многих светофорах не возможно сразу определить – какой именно включен сигнал. То ли лампы у светофоров слабые, то ли стекла слишком темные. А если еще на улице яркий солнечный свет, который иногда падает на светофор, сигнал определяется с огромным трудом. Какие аргументы в свою защиту приводить инспектору, если все таки выяснится что водитель проехал на запрещающий сигнал светофора? (без создания аварийной ситуации).

Мои пояснения:

Ситуация хорошо знакома. Частенько сам с ней сталкиваюсь. На многих перекрёстках светофоры действительно не соответствуют требованиям безопасности дорожного движения. Причины может быть две: осевая сила света светофора или диаметр его линзы не соответствуют требованиям государственного стандарта по №4092 "Светофоры дорожные".

В отличие от Госавтоинспекции, ни один закон не обязывает водителя знать эти стандарты. Однако у него есть право, которым он должен воспользоваться. При возникновении неприятной ситуации, связанной со светофором, при рассмотрении дела об административном правонарушении, он должен заявить ходатайство о проведении автотехнической экспертизы светофора на предмет его соответствия требованиям государственных стандартов, обеспечивающих безопасность движения на дорогах. Если инспектор ГАИ проигнорирует такое ходатайство, его можно обвинить в незаконности принятого решения и продублировать ходатайство при обжаловании действий инспектора ГАИ в суде. Вывод экспертизы может подтвердить невиновность водителя.

5 Случай:
Проезжая по чужому городу, водитель увидел на перекрёстке необходимый ему указатель населённого пункта. Для поворота в направлении указателя необходимо было перестроиться в правый ряд. Однако там уже стояла длинная очередь автомобилей. Дорожного знака, предписывающего направление движения по полосам, не было. Водитель включил правый поворот и потихоньку катился в поиске возможности перестроиться. Однако машины стояли очень плотно. В это момент сзади стали подпирать автомобили, двигающиеся прямо. Чтобы никого не подрезать и не создавать аварийную обстановку водитель повернул с левого ряда направо, благо дорога имела две полосы движения. В правом ряду поворачивал автобус. Водителя тут же остановил пост ГАИ и оформил протокол за обгон на перекрёстке.

Мои пояснения:
Подобное обвинение водителя закономерно лишь в том случае, если водитель, совершая поворот, выехал на полосу встречного движения. Именно таково определение термина «обгон» в Правилах дорожного движения. Опережение на перекрестках не запрещено. Конечно же, водителя могли обвинить в нарушении рядности движения, мол при повороте обязан был занять крайнее положение. Однако те же ПДД не запрещают отступать от этого правила, если на повороте есть две полосы для движения, исключающие выезд на полосу встречного движения. Когда дорожная разметка присутствует, определить количество полос не составляет труда. А при отсутствии разметки водитель самостоятельно принимает решение о количестве полос. Именно так говорят ПДД.

6 Случай:
Під'їжджаючи до регульованого перехрестя, водій зробив поворот на дозволяючий сигнал світлофора. За поворотом пішохід почав перетинати проїжджу частину на червоне світло. Водій його не пропустив і тут же потрапив в руки Державтоінспекції. Водія звинуватили в тому, що він не пропустив пішохода. Але ж, він же переходив дорогу на заборонний сигнал світлофора. У чому ж вина водія?

Мои пояснения:
В первом приближении вина водителя очевидна. Его действия предусмотрены пунктом 16.2. ПДД:
На регулируемых и нерегулируемых перекрёстках водитель, поворачивая направо или налево, должен уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть, на которую он поворачивает.

Однако не во всех случаях водителя надо считать нарушителем. В приведенной цитате ключевой фразой является «уступить дорогу». Именно она является защитой водителя в подобных ситуациях. Согласно Правил «уступить дорогу» означает требование к участнику дорожного движения не продолжать или не возобновлять движение, если это может вынудить других участников дорожного движения, имеющих преимущество, изменить направление движения или скорость.

Таким образом, водитель обязан уступать дорогу не каждому пешеходу, а лишь тому, который может изменить направление своего движения или свою скорость. Прежде чем соглашаться с обвинениями, водитель должен внимательно проанализировать ситуацию в части возникновения своей обязанности уступать дорогу пешеходу.
К тому же, претензии со стороны ГАИ в подобных ситуациях должны предъявляться и к пешеходам. Ведь согласно пункту 1.4. Правил каждый участник дорожного движения имеет право рассчитывать на то, что и остальные участники выполняют настоящие Правила.

7 Случай:
Водія звинуватили за розворот на ділянці дороги з обмеженою видимістю. Якої протяжності ділянку дороги в місті буде називатися зоною обмеженої видимості, за розворот на якій ДАІ має право оштрафувати? В ПДР про це нічого не сказано. Де ці дані регламентовані?

Мои пояснения:

Правила дорожного движения действительно не содержат чёткой формулировки зоны ограниченной видимости. Ограниченная обзорность – видимость дороги в направлении движения, ограниченная геометрическими параметрами дороги, придорожными инженерными сооружениями, насаждениями и прочими объектами или транспортными средствами.

Однако это не означает, что законодательством не предусмотрены какие-либо конкретные цифры. Ответ находится в Госстандарте 3587, содержащем основные требования к автомобильным дорогам:
На пересечениях автомобильных дорог в одном уровне за пределами населённых пунктов должен быть обеспечен треугольник видимости со сторонами от 85 до 300 метров, в зависимости от категории дороги. На перекрестках улиц и дорог населенных пунктов – видимость должна составлять от 85 метров для малых населённых пунктов, 150 метров – для средних и до 200 метров – для крупных населённых пунктов. Всё что находится ниже указанных величин можно отнести к участкам дороги с ограниченной видимостью.