Рассмотрим некоторые случаи, когда инспекторы ГАИ останавливают автомобили, причины остановки и т.п.
Рассмотрим некоторые случаи, когда инспекторы ГАИ останавливают автомобили, причины остановки и т.п.
1 Случай:
Водій відмовився зупинятися на вимогу працівників ДАІ в той час як віз до лікарні людину, якій було дуже погано. Є запис його прийому лікарем. Водія наздогнали і покарали за невиконання вимоги працівника міліції про зупинку. Докази слухати не захотіли. Невже спілкування з працівниками ДАІ важливіше за життя людини?
Мои пояснения:
Конечно же нет. Жизнь любого человека является самым важным. И в данном случае водитель поступил абсолютно правильно. Такое поведение предусмотрено 18 статьёй Админкодекса, которая так и называется – «Крайняя необходимость».
«Не является административным правонарушением действие, которое хотя и предусмотрено настоящим Кодексом или другими законами, устанавливающими ответственность за административные правонарушения, но совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, если она угрожает… собственности, правам и свободам граждан, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред».
Да и сами Правила дорожного движения говорят о том, что водитель имеет право отступать от требований законодательства когда иными средствами невозможно избежать собственной гибели или увечья граждан.
Иногда, в подобных ситуациях, могут возникать споры о тяжести состояния больного человека. Однако любой человек, не имеющий специального медицинского образования, оценить состояние больного, или точнее его последствия – не может.
2 Случай:
Переглядаючи численні ролики в мережі Інтернету, можна звернути увагу на одне і теж питання, яке задають водії інспектору ДАІ – назвіть причину зупинки. Це що, якась мантра, що захищає діїв ввід штрафів? Ну, не назве даішник причину зупинки і що далі?
Мои пояснения:
Это не мантра, а законное право водителя. Он имеет право знать причину остановки. А у инспектора ГАИ существует обязанность – сообщать водителю причину остановки. Однако большинство водителей, задавая этот вопрос, даже не предполагают – каким образом они смогут воспользоваться ответом.
Механизм достаточно прост. В соответствии с нормами Конституции любое должностное лицо может действовать только в рамках полномочий, предусмотренных действующим законодательством. Ранее Закон предусматривал лишь три законных основания для остановки автомобиля и одно законное основание для проверки документов. Работник милиции мог остановить автомобиль только в случае, если его водитель совершает правонарушение, автомобиль имеет явные признаки технической неисправности или не основании имеющихся данных о его противоправном использовании (к примеру: автомобиль угнан, покинул место ДТП или участвовал в ограблении банка).
С 14 августа 2011 года перечень оснований для остановки автомобиля был расширен: отсутствие номерного знака на ТС или наличие номерного знака, который не соответствует установленным требованиям, закрепленным в неустановленном для этого месте, закрытым другими предметами или загрязненным, что не позволяет четко определить символы номерного знака с расстояния двадцати метров; наличие данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства, его водителя, пассажиров или груза к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения; пребывание транспортного средства в розыске; необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, преступления или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть; необходимость привлечения водителя транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции или как свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов ДТП; проведение целевых мероприятий (операции, отработки, оперативные планы) для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство; выполнение решений об ограничении или запрете движения, принятых уполномоченными на это государственными органами; если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения, нарушение определенного порядка установления и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств.
Проверить документы, как и прежде, работник милиции имеет право лишь при подозрении человека в правонарушении.
Вопрос о причине остановки или основаниях для проверки документов нужен лишь для того, что бы выяснить законность требований инспектора ГАИ. Ведь гражданин обязан выполнять не любое его требование, а лишь законное. К тому же, за превышение служебных полномочий или злоупотребление властью предусмотрена уголовная ответственность.
3 Случай:
Хотела поинтересоваться, имею ли я право корректно вмешиваться в разговор инспектора ГАИ и моего мужа, который был за рулём автомобиля в момент остановки. Я тоже водитель, а муж просто не всегда может их уговорить или убедить, и всегда покорно соглашается на выписываемый протокол. Ведь семейный бюджет то у нас общий, а инспектора не любят, когда кто-то из пассажиров вмешивается в разговор?
Мои пояснения:
В подобных ситуациях сотрудники ДПС обычно говорят: – Уйдите, я говорить буду с водителем. Подобное требование незаконно по двум причинам.
Во-первых, любой пассажир автомобиля, независимо от степени родства, является свидетелем, у которого есть предусмотренные Админкодексом права. Свидетель имеет право не только присутствовать при рассмотрении дела об админнарушении, но и давать пояснения. Инспектор ГАИ, как представитель стороны обвинения, обязан не только выслушать его пояснения, но и зафиксировать их в протоколе.
Во-вторых, Конституционный суд своим решением под номером 23-рп/2009 дал пояснения относительно официального толкования 59-й статьи Конституции, гарантирующей право каждого на правовую помощь: «…при любом контакте с какими-либо государственными органами, любой гражданин имеет право получать правовую помощь от адвоката, а также от любого другого лица…»
Таким образом, присутствие любого лица при разговоре водителя и инспектора ГАИ вполне законно, если это лицо является свидетелем по делу или оказывает правовую помощь водителю. Так что вперед, помогайте мужу, имеете полное право. Удачи вам!
4 Случай:
Водителя остановили сотрудники ГАИ, проверили документы и сообщили, что у него проблемы с документами: в доверенности адрес владельца отличался от данных в тех.паспорте. Составили протокол на 340грн. и отправили авто на штраф площадку. Свои действия инспекторы мотивировали пунктом 30.1 ПДД, согласно которому при смене места проживания владельца необходимо было в течение 10 дней перерегистрировать авто. На вопрос – какой выход из этой ситуации, водителю сказали, что нужно переоформлять машину, или получать временный регистрационный талон. Действительно ли при смене адреса владельца необходимо перерегистрировать авто? Насколько законны действия по временному задержанию автомобиля в этой ситуации?
Мои пояснения:
Инспекторы ГАИ абсолютно правы. Только в указанном пункте ПДД отражена исключительно обязанность владельцев транспортных средств зарегистрировать или перерегистрировать их в Госавтоинспекции в течении десяти суток с момента приобретения (получения), таможенного оформления либо переоборудования или ремонта, если необходимо внести изменения в регистрационные документы. О смене места жительства владельца там ничего не сказано.
Однако эти требования содержаться в Порядке регистрации ТС, утверждённом постановлением КМУ №1388, где в частности говориться, что перерегистрация автомобиля проводится в случае изменения личных данных владельца (ФИО) или его места жительства.
Автомобиль действительно надо было перерегистрировать. Его отправка на штрафплощадку была бы вполне законной. Одним из оснований временного задержания автомобиля, предусмотренных статьёй 265-2 Админкодекса, является нарушение правил регистрации.
Так что рекомендую – хотя бы иногда перечитывайте ваши документы на автомобиль.
5 Случай:
Является ли нарушение правил, если у меня в автомобиле (ВАЗ-21099) число пассажиров превышает количество посадочных мест? К примеру находятся четверо взрослых и двое детей возрастом 8-12 лет. Какой нарушение при остановке может предъявить инспектор ГАИ и какой за это грозит штраф? Как нужно вести себя в подобной ситуации?
Мои пояснения:
Законодательством этот вопрос полностью не урегулирован. Прямого запрета на перевозку большего числа пассажиров в личном автотранспорте нет. Единственную претензию могут предъявить к перевозке детей. ПДД четко оговаривают – в специальных приспособлениях. Однако за этот вид нарушения вас могут лишь предупредить. Штраф законодательством не предусмотрен. Лишь для маршрутных такси есть ответственность за перевозку пассажиров свыше нормы (Статья 121-2, часть 1 КоАП).
6 Случай:
Доброго дня. В мене виникла досить неприємна ситуація. Сьогодні під час руху на своєму автомобілі я почув неприємний стук під капотом і автомобіль заглух, я зупинився на обочині щоб перевірити що сталося. Так склалось що зупинка припала в районі дії знаку "Зупинка заборонена", але я включив сигнал аварійної зупинки і відкрив капот. Тим часом під'їхав автомобіль ДАЇ і ДАЇшник з автомобіля сфотографував мій автомобіль, і повідомив мені що штраф буде 300грн. Які мають бути мої дії, якщо ДАЇшник не виписав мені ніякого протоколу а просто поїхав собі з моєю фотографією в невідомому напрямку? Дорога на якій це сталося проходить через маленький базарчик і не є сильно навантаженою, так що я нікому не створював перешкод. Дякую.
Мои пояснения:
Ничего не будет. Вы поступили абсолютно правильно в данной ситуации. На основании обычной фотографии инспектор не может выписать штраф заочно. Его фотоаппарат не имеет функции автоматической фиксации, а иное не предусмотрено законодательством.
7 Случай: Здравствуйте! За рулем авто с 1969г.За нарушение правил пересечения перекрестка оштрафован инспектором ГАИ. Внизу в протоколе я написал: "Категорически не согласен с выводами инспектора". Вопрос: то что я написал кто-нибудь читает и что мне дает это возражение. Кстати, пошел в автошколу и инструктор подтвердил, что я ничего не нарушал. С уважением к Вам. Передачи по средам смотрю с большим удовольствием. Спасибо.
Мои пояснения:
Вписывая в протокол своё несогласие с решением инспектора ГАИ, вы обязательно должны его обосновать. Вы должны разъяснить своё несогласие, сославшись на нормы законодательства. В противном случае такая фраза имеет значения не больше, чем надпись на заборе. Рекомендую запастись каким-либо правовым пособием для водителей. Их сейчас достаточно много. Можете воспользоваться моей книгой, она создавалась именно для таких целей.
8 Случай:
Доброго вечора. Населений пункт,знак 50, рухаюсь 60, зупиняють показують радар 61, я зауважую що не перевищив допустимих +20, просять пройти до машини де починають складати протокол. Я запитую по якій статті на що відповідають ст.122 а саме "порушення вимог дорожніх знаків" я обурююсь і вимагаю повернути посвідчення, і його повертають, але дані вже внесені в протокол. Забравши посвідчення я поїхав нічого не підписуючи і не читаючи. Будь ласка прокоментуйте дану ситуацію з букви закону і які наслідки вона за собою тягне ДЯКУЮ
Мои пояснения:
Если ваши данные внесены в протокол, – читать его и подписывать надо. Уверен, что спустя некоторое время вы получите в исполнительной службе Минюста постановление об открытии исполнительного производства и принудительном взыскании штрафа. В протоколе, который вы даже не читали, будет сказано, что вы двигались со скоростью 100 км/час и от подписи протокола отказались. Как вы будете доказывать свою правоту? Вот если бы вы указали свою скорость в протоколе, если бы проконтролировали скорость, указанную инспекторами ГАИ в протоколе, – о штрафе не могло бы быть и речи. За данное правонарушение предусмотрено лишь предупреждение.
Попытка же ГАИ обвинить вас в нарушении требований дорожных знаков, а не скорости, увенчалась бы вашей победой в суде. Киевские водители с этим сталкивались ещё два года назад. Нельзя обвинить водителя в нарушении требований дорожного знака голословно. Надо пояснить – в чём это нарушение заключается (повернул не в ту сторону, остановился в неположенном месте, превысил скорость и т.д.). Вот здесь бы ваше превышение на 11 км/час вас и спасло!
9 Случай:
Остановил работник милиции и попросил отвезти по адресу для выполнения оперативной работы. Водитель отказался. Это рассматривается как нарушение и будет ли за это штраф?
Мои пояснения:
Основная правовая норма, дающая право работнику милиции на использование вашего автомобиля, содержится в 11-й статье Закона «О милиции». Работник милиции имеет право использовать транспортные средства граждан для проезда к месту происшествия, стихийного бедствия, доставки в лечебное учреждение лиц, требующих безотлагательной медицинской помощи, для преследования преступников и доставки их в милицию. Использование личных автомобилей граждан для выполнения оперативной работы работниками милиции законодательством не предусмотрено.
10 Случай:
Скажіть будь ласка скільки часу водієві необхідно чекати на працівника ДАІ, який його зупинив, поки той підійде до автомобіля? (Ситуація наступна, ДАІшник назупиняв декілька автомобілів і поволі розбирається з кожним. Скільки часу водій повинен очікувати на свою «чергу»?) Дякую.
Мои пояснения:
Увы, но это время ничем не оговорено. Служебная инструкция работников ДПС ГАИ говорит лишь о том, что после полной остановки ТС инспектор должен подойти к нему. А вот в тёмное время суток инспектору запрещено останавливать два и более транспортных средства.