Общественное порицание вместо штрафа ГАИ становится реальностью
Несмотря на то, что Госавтоинспекция МВД проводит значительную работу, направленную на предупреждение и раскрытие правонарушений на автодорогах, безопасность на дорогах не увеличивается, Украина беспрерывно теряет своих граждан и материальные ресурсы. За нарушение ПДД законодательством предусмотрены административные, а в отдельных случаях и уголовные меры воздействия. Они направлены на защиту правопорядка и воспитание у участников дорожного движения уважения к закону.Административная ответственность выполняет две основных функции: карательную, являющуюся актом отплаты государства правонарушителю и средством предупреждения новых правонарушений, и воспитательную, которая должна формировать у нарушителей правовые нормы жизни, побуждая их к соблюдению законов.
Для всех уже очевидно, что сама по себе репрессивно – карательная функция неэффективна. Повышенные в 2008 году штрафы ситуации на дорогах не изменили. Существующие воспитательные и профилактические меры являются морально устаревшими. Они не направлены на индивидуализацию ответственности правонарушителя и не предусматривают дальнейшее проведение профилактических работ по предупреждению совершения правонарушений этим лицом в будущем.
30 июля 2012 года в Украине стартовала Программа защиты водителей, созданная по инициативе Всеукраинской общественной организации «Гражданское движение за права водителей «Дорога в майбутнє». Существенными признаками Программы является информационное обеспечение и юридическая защита ее участников, а также возможность замены для них штрафа ГАИ мерами общественного воздействия. Такой механизм предусмотрен 21, 280, 282 и 284 статьями Административного кодекса Украины.
Должностное лицо Госавтоинспекции, при составлении административного протокола на правонарушителя, не выносит постановление о наложении взыскания в виде штрафа. Инспектор ГАИ выясняет причины и условия, приведшие к правонарушению, и вместо штрафа направляет уведомление о совершенном правонарушении в общественную организацию, членом которой является правонарушитель. В свою очередь общественная организация сообщает в органы Госавтоинспекции о принятых мерах общественного воздействия на своего члена.
Инициаторы Программы уверены, что реализация на практике положений 21 статьи Админкодекса будет способствовать улучшению отношений между работниками ГАИ и участниками дорожного движения. Программа будет содействовать росту сознания и организованности граждан. В результате реализации Программы сузится сфера администрирования, неоправданное применение административно-карательных мер воздействия на водителей.
В официальных письмах, направленных в адрес руководства Министерства внутренних дел и Госавтоинспекции руководители Гражданского движения за права водителей «Дорога в майбутнє» отметили: «Даже в правовой науке все больше внимания начали уделять такому методу, как поощрение правомерного поведения граждан. Этот метод довольно эффективно используется рядом развитых стран, таких как США, Япония, ФРГ, Швеция и др».