X

Мататý – самые громкие и крутые автобусы в мире

Вы ни за что не догадаетесь, где обитают самые яркие, громкие и крутые автобусы в мире

Вряд ли вы когда-нибудь бывали в Найроби – городе многолюдном, шумном и очень колоритном. Настолько колоритном, насколько может быть жизнь на экваторе.

Найроби – столица Кении. И если символом Одессы является памятник Дюку Ришелье, Киева – каштаны, а Парижа – Эйфелева башня, то символом Найроби многие называют экзотический общественный транспорт – невероятно красочные и громкие автобусы мататý (Matatu Bus), на которых регулярно передвигается порядка 70% населения города.

Слово мататý в переводе с местного наречья означает «тридцать». Это название пошло с тех постколониальных времен, когда в Кении на дорогах начали появляться первые пассажирские автобусы, проезд в которых стоил 30 центов (валюта Кении – кенийский шиллинг, он равен 100 центам).

Читайте также:
Редкий украинский автобус на еврономерах (фото)

Мататý – это кенийский вариант наших маршруток, рассчитанный на 14 посадочных мест. Обычно такие автобусы находятся в частных владениях (юр. или физ. лица), и проводят перевозки как по самому Найроби, так и из города в его область.

 

Кстати, сейчас мататý все чаще стали называть маньянга, что в переводе означает «рога». Причина такого изменения названия – в последние годы роль матату исполняют автобусы марок ISUZU, Mitsubishi и Scania c зеркалами-рогами спереди.

А вот главными особенностями мататý является их «боевая раскраска» и «звучание», которые у каждого автобуса уникальны. Автобус матату – это буквально галерея графити на колесах, которую создают настоящие художники. Чем сложнее рисунок, тем круче и популярнее автобус, поэтому все владельцы маньянг соревнуются друг с другом в оформлении собственного кормильца.

Это может быть тема известных комиксов, или переосмысление образа Мерлин Монро, которую изображают в виде пожарника. Стилизация автобуса под гоночный спорткар, или шуточные изображения икон рэпа, шоу-звезд и спортсменов.

Салоны таких автобусов оснащают большими плазменными панелями, зеркалами и яркими графити, обвешивают гирляндами светодиодных огней, а пассажирам предоставляют бесплатный Wi-Fi и возможность подзарядить гаджеты.

Читайте также:
На Busworld Central Asia 2019 показали интересные автобусы (видео)

Одним словом, каждый из владельцев «веселого транспорта» изгаляется как может, стараясь создать нечто яркое а-ля «вырви глаз». За что каждый из мататý в народе получает еще и свое личное прозвище.

О прибытии нужного мататý жители Найроби часто знают заранее, ведь многие эти автобусы оснащаются мощнейшими клаксонами, акустическими системами и динамиками. Так что они умеют не просто громко «бибикать», а наигрывать целые мелодии.

Читайте также:
Беспилотный автобус IVECO появится в 2021 году

А водители матату – это настоящие асы, которые могут менять маршрут, чтобы объехать пробку или посты полицейских. Благодаря этим умениям, они очень быстро доставляют пассажиров в пункт назначения, правда при этом, безбожно нарушая ПДД.

Покупка «заготовки» для матату, то есть обычного автобуса, обходится кенийцу примерно в 7 млн. шиллингов, что эквивалентно $69 000. Но чтобы какой-нибудь простой ISUZU превратился в красавца матату, в него еще придется ввалить несколько тысяч долларов. Зато потом он будет окупать себя гораздо быстрее, чем обычный автобус – не более 3-х лет.

Матату – очень популярный и модный транспорт. Учитывая, что большинство кенийцев не могут себе позволить купить собственную машину, на матату передвигается львиная доля местных жителей. Особенно эти автобусы любит молодежь, которая считает их национальной особенностью, придумывает им необычные имена, выкладывает в соцсети фото на их фоне, и любит проводить разные флэшмобы, акции и трюки.

 Но, если простой народ обожает яркие и громкоголосые маньянги, то кенийское правительство от них явно не в восторге. Во-первых, по мнению властей, матату оформлены уж слишком вызывающе и кричаще, своей внешностью отвлекают пешеходов от дороги, и таким образом становятся причиной аварий. К тому же, они слишком шумные и часто не оборудованы даже пассивными системами безопасности.

Иногда на матату совершают набеги преступные банды, беря в заложники пассажиров, и требуя за них выкуп. Поэтому с 2004 года правительство Кении пытается регулировать деятельность этих красочных маршруток, постоянно выдвигая к их владельцам все новые требования. Так, в 2014 году матату было запрещено использовать повсеместно музыку – теперь пассажиров они должны ожидать в тишине. А также заставили владельцев автобусов оснастить все сиденья ремнями безопасности.

 

Впрочем, пока все усилия властей усмирить культуру матату оказываются бесполезными. Кенийская полиция очень коррумпирована, плохо следит за порядком, и не справляется с преступностью в стране. Поэтому владельцы «веселых автобусов» чувствуют себя неплохо, а для защиты собственных интересов объединились в ассоциацию матату SACCO и организовали профсоюз.