По поводу своего 125-летия компания Bosch провела 60-ю международную автомобильную пресс-конференцию, где первые лица компании рассказали, а позже и показали журналистам новинки. Если коротко, то компания Bosch демонстрирует сильный рост своих продаж; почти готовы к серийному производству электромобили; в ближайшие 10 лет электромобили и гибриды практически догонят ДВС; традиционные двигатели станут на 30% экономичней; новые ABS и ESP 9-го поколения стали не только очень компанктными, но и доступными по цене даже для бюджетных автомобилей и мотоциклов.
В этом году немецкой компании Bosch исполняется 125 лет. По этому поводу 9 июня 2011 на своем закрытом от посторонних глаз полигоне Боксберг под Франкфуртом компания провела 60-ю международную автомобильную пресс-конференцию. Первые лица компании рассказали, а позже и показали журналистам из 35 стран свои новинки.
Если коротко, то компания Bosch демонстрирует сильный рост своих продаж; почти готовы к серийному производству электромобили; в ближайшие 10 лет электромобили и гибриды практически догонят ДВС; традиционные двигатели станут на 30% экономичней; новые ABS и ESP 9-го поколения стали не только очень компанктными, но и доступными по цене даже для бюджетных автомобилей и мотоциклов.
Компанию Bosch мы все прекрасно знаем благодаря ее замечательным электроинструментам, холодильникам, кофеваркам и другой бытовой технике. Однако наибольший объем оборота компании традиционно составляют автомобильные системы и элементы таких систем. Компании принадлежит значительное число инноваций в области производства оборудования для автомобилей:
1897 г. — устройство зажигания от магнето для автомобильных двигателей
1902 г. — свеча зажигания
1913 г. — автомобильная система освещения Bosch-Licht, состоящая из фар, генератора и реле-регулятора
1921 г. — клаксон
1922 г. — батарея
1927 г. — дизельный ТНВД , форсунка
1930 г. — топливный фильтр
1932 г. — автомобильное радио (Blaupunkt)
1957 г. — фары ближнего и дальнего света, стояночные и парковочные фонари и сигналы поворота в составе единой системы
1978 г. — начало выпуска антиблокировочной системы ABS
1979 г. — система Motronic (комбинация системы бензинового впрыска L-Jetronic и электронного зажигания)
1995 г. — начало выпуска программы электронной стабилизации ESP®
2003 г. — система Common Rail для легковых автомобилей третьего поколения (с пьезоинжекторами).
Продукция компании скрыта от нас под капотами автомобилей известных марок, тем не менее, подавляющее большинство автомобилей оснащено системами именно производства компании Bosch. Даже российский ВАЗ в последние годы оснащает свои новинки системами ABS от Bosch. По словам представителей Bosch украинский АвтоЗАЗ тоже одно время проявлял робкий интерес к системам безопасности, но в последние годы в погоне за удешевлением своих автомобилей пока отложил это на будущее.
Bosch растет даже в кризис
В 2011 году объем продаж компании Bosch только в сфере автомобильных технологий превысит 30 млрд евро! Важную роль в этом сыграли стремительно растущие рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Количество сотрудников направления «Автомобильные технологии» Bosch в этом году увеличится с 167 тыс. до 177 тыс. человек, а на научные исследования и разработки будет потрачено около 3,2 млрд евро.
«Мы планируем вложить средства в разработки по целому ряду направлений, — подчеркнул д-р Бернд Бор (Bernd Bohr), президент направления «Автомобильные технологии» Группы Bosch, — мы хотим не только предложить решения для ближайшего и отдаленного будущего, но уже сегодня сделать автомобиль еще более экологически чистым и безопасным для жизни, более экономичным и комфортным». Иными словами, это означает сокращение потребления топлива дизельными и бензиновыми двигателями как минимум на 30%. «Технологии, повышающие экономичность, очень популярны на рынке, — заявил д-р Бернд Бор. — Вот почему до 2015 г. Bosch ожидает ежегодного роста показателей продаж наших аккумуляторных систем подачи дизельного топлива на 10%». Он подчеркнул, что поставщик автомобильных технологий и компонентов надеется утроить продажи бензиновых систем прямого впрыска к 2013 г. В комбинации с турбокомпрессорами они позволят небольшим двигателям развивать ту же мощность при меньшем потреблении топлива. Другим примером является система старт-стоп, которая сокращает потребление топлива более чем на 4%. По его словам, Bosch продаст в этом году около 2,6 млн единиц системы. «Мы предпринимаем целый ряд мер для того, чтобы сделать транспортные средства максимально эффективными», — подытожил д-р Бор.
Будущее однозначно за электромобилями!
Bosch являет одним из мировых лидеров в области создания электромобилей. Бернд Бор уверен, что вне зависимости от повышения эффективности бензиновых и дизельных двигателей будущее принадлежит электромобилям.
При этом он задал риторический вопрос: «А когда наступит это будущее?» По его мнению, из-за высокой стоимости аккумуляторов и ограниченного диапазона передвижения переход на электромобили произойдет в течение не менее 10 лет.
Однако вопрос заключается не только в выборе между двигателями внутреннего сгорания и электрическими приводами. «Для недалекого будущего, — считает Бор, — оптимальным решением могут стать гибридные модели: относительно небольшой по размеру и энергоемкий аккумулятор, который можно зарядить от розетки, для передвижения по городу в сочетании с бензиновым или дизельным двигателем для дальних поездок. Однако комбинация такого рода требует от разработчиков широких и структурированных системных знаний — а это одна из сильных сторон Bosch в ключевых для нас областях разработки технологий трансмиссии и ходовой части».
Компания Bosch производит как силовую электронику и полупроводники, так и электродвигатели. В частности, в конце 2010 г. компания LiMotive, совместное предприятие Bosch и Samsung SDI, начала производство литий-ионных батарей.
К концу 2013 г. будет запущено в серийное производство около 20 проектов на авторынках 12 стран. Bosch ежегодно направляет 400 млн евро на электрификацию трансмиссии. Для быстрого возврата этих затрат посредством экономии от масштаба производства в компании приветствуют различные совместные проекты. Примером может служить совместное предприятие по разработке, производству и продажах двигателей для электромобилей, которое Bosch планирует создать с Daimler.
Результаты своих успехов в разработках электромобилей в Bosch продемонстрировали практически серийными VW Golf и Audi A5. Вернее, внешне это действительно автомобили этих марок и моделей, но начинка полностью другая.
Ощущения от управления таким автомобилей и комфорт не уступают обычным автомобилям, вот только непривично полное отсутствие звука двигателя.
Смотрите сами. Сначала electro-Golf: инструктор делает небольшой обзор характеристик автомобиля и отвечает на возникающие вопросы.
Особый восторг у любителей спортивных автомобилей вызвала исключительно электрическая Audi A5. Самая интересная особенность этого концептуального электромобиля – наличие
режима Ferrari. Понятно, что пока это рабочее название у инженеров
Также журналисты имели возможность проверить как работают электровелики:
Это обычные велосипеды, оборудованные электродвигателем и батареей. Выбираешь режим – от спокойного "туристический" до экстремального "спорт" – и двигатель соответствующим образом усиливает легкое вращение педалей.
Системы безопасности
ABS/ESP®
Какие системы безопасности автомобиля мы знаем? Не мучайтесь, вот показательный результат опроса:
К счастью, ремни безопасности обязательны уже почти во всех странах и позволяют снизить тяжесть травм при авариях. Активные системы безопасности автомобиля не просто снижают тяжесть аварий – они способны даже предотвращать столкновения автомобилей на дорогах.
Развитие Антиблокировочной Системы Тормозов ABS, Программы Электронной Стабилизации ESP®, их интеграция с различными датчиками для реализации дополнительных функций позволяют сокращать число ДТП и обеспечивать безопасность дорожного движения. Над решением задачи снижения аварий сегодня заняты правительства ведущих стран мира. И результаты не заставляют себя ждать – на фоне роста продаж автомобилей аварийность в развитых странах с каждым годом снижается.
На сегодня уже 76% автомобилей в мире оснащены ABS и 41% имеют ESP. Но по странам эта статистика очень разная. К сожалению, Украина пока даже отсутствует на этой карте мира.
Многие страны законодательно обязывают производителей и продавцов автомобилей оснащать их активными системами безопасности. Более того, даже…
А новые правила европейского рейтинга безопасности автомобилей Euro NCAP допускает присвоение высшего балла – 5 звезд, только автомобилям с ESP.
К сожалению, в Украине пока еще никто не высказывал подобных законодательных инициатив (если среди читателей этого блога есть депутаты – дарю отличную идею для законопроекта). А в Европе, США и Австралии в этом году вступают в силу требования обязательного оснащения автомобилей электронной системой стабилизации ESP®. Скоро в этих регионах прекратят выпуск автомобилей без противобуксовочной системы, которая, как и ESP была разработана и впервые выпущена на рынок компанией Bosch.
Ситуация по другим странам следующая:
Производители автомобилей также активно внедряют ESP в автомобили, правда, картина по разным странам отличается:
Страны Евросоюза поставили себе на ближайшие годы такой план внедрения систем безопасности:
Россия также планирует делать автомобили более безопасными уже в ближайшие годы:
Компания Bosch была пионером в системах безопасности автомобилей, начав еще в 1978 году серийное производство систем ABS первого поколения. С тех пор количество различных вспомогательных систем и программ значительно выросло.
В 2010 г. компания Bosch начала серийное производство ABS и ESP® 9-го поколения. Их отличительные черты — компактность, легкий вес (ABS — 1,1 кг, ESP® — 1,6 кг) и гибкость в использовании.
Системы построены на основе модульной технологии, что позволяет применять их в автомобилях различных классов.
Следующая таблица, возможно, лишняя для массового читателя. Но для гурманов от инженерии она расскажет о потенциале вспомогательных систем ESP нового поколения. В зависимости от ценовой категории автомобиля производители могут расширять функционал ESP следующим образом:
Так, с учетом потребностей развивающихся стран Bosch предлагает решения для моделей эконом-класса, которые ранее не оснащались активными системами безопасности. Это открывает путь к их широкому распространению в не очень богатых странах, что положительно скажется на уровне безопасности дорожного движения и в нашей стране, в том числе. Но для этого, повторюсь, нужны соответствующие регламентирующие правила или желание наших автопроизводителей. К сожалению, пока ни того, ни другого у нас не наблюдается.
Даже в соседней России системами ABS и ESP® уже комплектуется все больше моделей, хотя уровень оснащенности ими в 2010 г. оставался невысоким: доля оснащения системой ABS составила 57%, ESP® — 20%. Правда, автомобили российского производства пока только делают первые шаги в области внедрения активных систем:
Проверить эффективность ESP можно было на полигоне. На сухом асфальте – на Suzuki Swift. Сначала заезд с выключенной ESP, затем с работающей:
Еще эффектней эксперимент выглядит на мокрой дороге. Обратите внимание – на колесах Opel Corsa есть специальные желтые маркеры. Видно как при отключенной ESP колеса блокируются:
При работающей ESP блокировки колес не происходит, а автомобиль движется по траектории, которую выбирает водитель:
Возможность оснащения ABS автомобилей малого, мини-, компакт-классов была ярко продемонстрирована этим забавным малышом:
Простейшая версия новой ABS 9 поколения теперь серийно устанавливается на самый дешевый в мире автомобиль Tata Nano стоимостью в 1700 Евро. Двухцилиндровый двигатель этого чуда индийского автопрома прицеплен сзади возле выхлопной трубы. Звук его работы напоминает послевоенный мотоцикл…
Миниатюризация ABS открыла путь к массовому использованию ее даже в легких мотоциклах, что также существенно повысит безопасность этих наименее защищенных участников дорожного движения:
Эффективность мотоциклетных ABS продемонстрировал спортсмен на специально оборудованном лапами безопасности мотоцикле. На первом видео – мотоцикл с отключенной ABS:
Помощь при угрозе столкновения с впереди идущим автомобилем
По данным исследований, примерно 16% аварий в Европе, 28% в США и 32% в Японии — это столкновения с впереди идущим автомобилем. Приблизительно 4 из 5 таких ДТП происходит с легковыми автомобилями. Предотвратить удар — задача, с которой эффективно справляется передовая разработка Bosch Превентивная Система Экстренного Торможения (PEBS).
Столкновения с впереди идущим транспортным средством обычно случаются в результате невнимательности водителя или из-за недооценки им критической ситуации на дороге.
Аварии подобного типа происходят как на городских улицах, так и на трассах. Как правило, в городе такие столкновения обходятся без человеческих жертв, тем не менее, часты травмы спины и шеи и повреждения автомобилей. PEBS — это модульная технология, основанная на использовании системы ESP®, радара и видеокамеры. Она предупреждает водителя об опасности столкновения, помогает при торможении и полностью останавливает автомобиль, если столкновение неизбежно.
Bosch разработала Превентивную Систему Экстренного Торможения специально для аварийных ситуаций, возникающих при движении на низких скоростях до 30 км/ч. Если расстояние до впереди идущего автомобиля становится критическим, она готовится к возможному экстренному торможению. Благодаря этому у водителя появляются ценные секунды для того, чтобы начать торможение раньше. Если же он не реагирует и столкновение неизбежно, срабатывает функция полного автоматического торможения.
В то же время Превентивная Система Экстренного Торможения способна эффективно помочь и на скорости выше 30 км/ч. Когда расстояние до впереди идущего транспортного средства становится критическим, срабатывает Предупреждение о Возможном Столкновении. Система оценивает расстояние между автомобилями и подает звуковой и/или визуальный сигналы, затем включается осязательное оповещение (например, резкий тормозной толчок, во время которого машина резко притормаживает, что позволяет активизировать внимание водителя). Момент оповещения зависит от действий водителя; если он бездействует, сигнал подается раньше. На этой стадии PEBS способна снизить вероятность столкновения на 38%.
Вместе с Системой Предупреждения о Возможном Столкновении включается Система Помощи при Экстренном Торможении. Информация от сенсорного радара используется для расчета давления на педаль тормоза, необходимого для предотвращения аварии. Если водитель тормозит недостаточно, система усиливает давление. Система Помощи при Экстренном Торможении способна снизить вероятность столкновения еще на 55%.
Если водитель не реагирует на частичное торможение автомобиля и столкновение с идущим впереди транспортом становится неизбежным, срабатывает функция Автоматического Экстренного Торможения. Она полностью останавливает автомобиль, чтобы снизить скорость в момент удара и уменьшить последствия аварии. Снижение скорости в момент столкновения оценивается в пределах 25-55%. Автоматическое Экстренное Торможение может снизить вероятность столкновения на 72%.
Превентивная Система Экстренного Торможения — действенный способ сократить число жертв в результате ДТП. В странах ЕС установка передовых Систем Экстренного Торможения для автомобилей класса M2, M3, N2 и N3 станет обязательной уже к ноябрю 2015 г.
Bosch начала серийное производство Превентивной Системы Экстренного Торможения в 2010 г. Выпуск модификации, срабатывающей на низких скоростях, планируется в 2011 г.
Испытания проводятся на специально оснащенном пикапе с имитатором автомобиля:
Инженеры Bosch не пускали за руль экспериментальных автомобилей журналистов. Опасно все-таки… Но сами охотно демонстрировали работу системы и рассказывали о ней:
Для работы активных систем безопасности автомобиль необходимо вооружать радарами и камерами. Компания Bosch также может гордиться, своим лидирующим в мире положением в области разработки и производства таких датчиков. Компиляция информации с таких устройств повышает точность измерений и, соответственно, безопасность автомобиля.
Автопилот
«В течение следующих 20 лет, — говорит Бор, — технические инновации позволят воплотить в реальность полностью автоматическое управление автомобилей». По его мнению, ключ к этому лежит в развитии вспомогательных систем для водителя. В компании Bosch свыше 600 инженеров работают над созданием таких систем. Но автоматическое управление автомобилями сначала будет применяться лишь в отдельных ситуациях, таких как парковка и движение типа «старт-стоп», например, в пробках и тянучках. Но следующие поколения автомобилей будут оборудованы системами, которые смогут также работать и на высоких скоростях. Автоматическое управление транспортным средством будет внедряться постепенно.
Возможно, этого пока нельзя говорить, но самая известная в мире разработка в этом направлении – это тоже совместный проект компаний Bosch и Google. Вместе они создают автомобиль, который за последние два года по закрытым и даже открытым! дорогам США наездил уже много миль.. без водителя. Кто смотрит Первый автомобильный телеканал или Discovery, тот в курсе.
Интернет и развлечения
Помимо описанных выше разработок в Bosch также работают над ботовыми системами развлечений и навигации. Вернее, над тем, во что они превратятся в ближайшем будущем. Даже девиз этого направления Bosch звучит примерно так: «Интернет в автомобиле или автомобиль в интернете?»
Интернет будет не просто обязательным на борту автомобиля. Автомобили сами станут частью облачной системы нового интернета, они будут общаться друг с другом, сообщать дорожную обстановку, место и параметры движения. В общем, в ближайшем будущем все изменится. Но это уже другая история..
Как итог, хочу обратить внимание всех, кто планирует покупку автомобиля. Среди всевозможных опций и пакетов обязательно выделите для себя системы безопасности и, при возможности, не экономьте на них. Лучше сэкономьте на чем-то другом.