X

Как стать раллийным штурманом?

Недавно друг спросил меня – как стать раллийным штурманом? Вопрос, в общем, правомерный, потому что стать раллийным пилотом, на первый взгляд, тяжелее.

Недавно друг спросил меня – как стать раллийным штурманом? Вопрос, в общем, правомерный, потому что стать раллийным пилотом, на первый взгляд, тяжелее. Необходимо как минимум иметь автомобиль, на котором можно тренироваться и выступать, а также очень приличный доход, позволяющий этот автомобиль содержать, чинить, обслуживать и вывозить на соревнования. Штурманом же, как показывает практика, может стать и относительно небогатый человек. Я стал рассказывать другу о некоторых шагах, которые он мог бы предпринять, после чего подумал, что эти рассуждения могут быть интересны и другим. Итак, что бы я сделал, если бы хотел стать раллийным штурманом.

Во-первых, я бы определился с той суммой, которую я ежемесячно был бы готов выделять на это увлечение. Этот критерий изначально определяет подход. Не секрет, что есть люди, готовые тратить на такое хобби пяти- или шестизначную сумму долларов. Иногда эти люди втягиваются, увлекаются данным спортом и начинают полноценно работать и учиться штурманскому делу – а затем и многим другим вещам, связанным с автоспортом. Таких немного, но они есть. В качестве примеров назову Тараса Чернуху, Алексея Тамразова, Глеба Загория, которые, будучи состоятельными людьми, раньше или позже занялись спортом всерьез – и есть подозрение, что надолго.

Гораздо чаще богатые люди не заморачиваются учебой и тренировками, а просто находят небогатого, но быстрого гонщика, покупают ему машину и оплачивают его работу, а сами просто сидят справа от него и находят в этом определенное удовольствие. Получают свою порцию адреналина, после чего уходят из спорта, продав технику и оставив на память красивые фотографии и, бывает, одну-две статьи в СМИ. Этот путь очевиден и лежит на поверхности, поэтому о нем мы говорить не будем. Нас в данном случае интересует, что делать человеку, не обремененному тысячами долларов, но имеющему стабильный, пусть и скромный доход и желающему освоить штурманский хлеб.

Будь у меня такое желание, первое, что я бы сделал – это начал бы учиться. Тут передо мной наверняка встал бы вопрос – у кого? Здесь решающую роль играло бы мое место жительства. Если бы я жил в Киеве, я первым делом отправился бы на «Чайку» и постарался бы найти кого-то из известных и толковых штурманов (Евгения Леонова, Ивана Германа, Александра Горбика, Александра Дмитренко) или пилотов (обоих Александров Салюков, Андрея Александрова, Руслана Кучера – по большому счету, на «Чайке» что ни бокс, то опытный спортсмен). Будь я днепропетровцем, я обратился бы к Валерию Разумовскому или Игорю Султанову; живи я в Одессе, я бы отыскал Владимира Щербакова, Александра Цымбала или Андрея Николаева и так далее. Уверен, что кто-нибудь из них выслушал бы меня, ответил  бы на первые дурацкие вопросы и посоветовал бы поездить на гонки и посмотреть что к чему прямо на местности.

Я бы послушался такого совета и стал бы ездить на этапы раллийного чемпионата; причем я приезжал бы одновременно со спортсменами, то есть за два-три дня до самого соревнования. Во время гонки я постарался бы на каждом сервисе прислушиваться к разговорам спортсменов, задавал бы при случае вопросы, дурацкие и не очень, просил бы посмотреть легенды и через несколько этапов начал бы понимать значение фразы «право три круто узко двадцать лево ноль прямо пятьсот». При удачном стечении обстоятельств я добился бы того, чтобы кто-то из спортсменов согласился уделить мне больше внимания и времени, например, во время, отведенное для ознакомления с трассой или технических/административных проверок. Кроме того, я постарался бы раздобыть чьи-нибудь старые легенды и читал бы их дома, стараясь усвоить значение терминов и обозначений. Параллельно я назубок учил бы спортивный и технический регламент, так как умение разбираться в его тонкостях – штука очень важная; и это входит в прямые обязанности любого штурмана. Последнее по очереди, но не по значению – я бросил бы курить и пошел бы в тренажерный зал, так как выдержать двое суток в машине без кондиционера и с закрытыми окнами при температуре воздуха плюс сорок без соответствующей подготовки невозможно.

Проведя таким образом как минимум полгода-год, я решил бы, что все знаю и умею и стал бы ждать приглашений от богатейших команд. Еще через пару месяцев я понял бы, что очередь возле моего дома или офиса до сих пор не выстроилась, и начал бы подыскивать пилота, к которому можно было бы попасть на правую скамейку. Если за это время мое финансовое положение радикально не улучшилось, то круг моих поисков ограничился бы такими же как я начинающими спортсменами, выступающими в любительских или клубных ралли – найти их в интернете не проблема. Идеально, если бы такой человек обнаружился бы среди моих знакомых – таким образом, микроклимат в экипаже был бы благоприятным изначально. Если же это не удалось бы, я рано или поздно напросился бы попробоваться штурманом, скажем, в качестве замены кого-то из спортсменов, по той или иной причине вынужденного пропускать то или иное соревнование.

Проехав гонку, я, скорее всего, понял бы, надо оно мне или нет. Есть вариант, что я сразу же попал бы в аварию или просто мне стало бы страшно дубасить по лесу со средней скоростью выше ста км/ч. Тогда я плюнул бы на это дело и продолжал бы болеть за ралли – с обочины или по телевизору, неважно. Однако есть вариант, что мне понравилось бы. Тогда я старался бы участвовать в как можно большем количестве соревнований. Идеально, если бы это получалось делать с одним и тем же человеком, настроенным так же решительно, как и я. Тогда мы, как экипаж, вместе бы учились, росли, искали спонсоров, покупали бы новую технику, разбивали бы ее, а между гонками вместе ездили на рыбалку и пили пиво. Хуже, если бы мне пришлось ездить все время с разными пилотами, каждый раз меняя манеру диктовать и подстраиваясь под требования нового пилота. С одной стороны, это дало бы мне необходимый опыт; с другой – я никогда не знал бы, еду я завтра на гонку или нет. В таком случае я надеялся бы, что рано или поздно мне повезет и я смогу устроиться штурманом к сильному спортсмену, который видел бы во мне не спонсора, а напарника. Поскольку к этому времени я обладал бы довольно внушительным багажом знаний, я, наверное, не стал бы обузой, а начал бы вместе со своим пилотом думать о настоящих спортивных успехах.

Как видно, путь это непростой, и надо иметь огромное желание и силу воли, чтобы пройти по нему. Поэтому многие и поступают по-другому – сначала зарабатывают много денег, а потом… Впрочем, об этом мы уже говорили.