Дневник ЗАЗ Forza: марафонский забег
Под конец народного теста наша черная Forza отправилась в родные пенаты – Запорожье. У этой поездки было две задачи. Первая: поделиться с руководством завода мнениями тест-драйверов об автомобиле и, узнать о перспективах развития модели. Вторая: оценить ходовые качества Форцы в многокилометровом пробеге. Рассказ о грядущих усовершенствованиях можно прочесть в «Автоцентре» №51, а здесь пойдет речь о том, как были преодолены 1200 км загородной трассы за два дня.
Старт от редакции был дан около полудня. Машина загружена на 70% – водитель, два пассажира и «под завязку» набитый багажник. Он, как известно, у Форцы размеров не маленьких, но видеокамеры, штативы и личные вещи сделали свое дело. Маршрут следования: Киев – Борисполь –Переяслав-Хмельницкий – Кременчуг – Днепропетровск – Запорожье. Длина пути за городом около 530 километров, с учетом маневров по Киеву и Запорожью, общий суточный пробег составил 605 км.
Заправили полный бак на киевской Окружной дороге. К моменту заправки давно горела лампочка резерва топлива, но заправочный пистолет «отстрелил» на 40,09 литра. Попытка долить – снова «отстрел». Таким образом, если учесть, что остаток топлива был не более 5 литров, получаем объем бака около 45-46 литров. Значит, указанные заводом-изготовителем 50 литров объема можно заправить только, если медленно и осторожно цедить бензин в горловину бака.
Долой эко-ралли, да здравствует динамика! На бориспольском «автобане» – газ в пол. Особенной разницы в разгоне между пустым (с одним водителем) и загруженным автомобилем не чувствуется. До 120 км/час Forza разгоняется весьма уверенно. На этой скорости в салоне идет приятная беседа, без повышения голоса. Напряжения за рулем нет. При достижении 140 км/час шумы становятся ощутимыми: мотор обиженным тембром спрашивает «а не слишком ли быстро мы едем?»; срыв воздушного потока возле боковых зеркал дарит неблагозвучный свист. Также прослушивается движение воздуха около верхнего обреза дверей, особенно в углу, возле центральной стойки. Еще быстрее Forza разгоняется очень неохотно. Когда стрелка спидометра останавливается на значении 150 км/час, разгон практически прекращается. Двигаться долго на такой скорости в этом автомобиле невозможно – яростный гул двигателя, «подвывание» трансмиссии и, главное, резкое расширение динамического коридора (машина требует напряженного подруливания в пределах полосы) заставляют вернуться к ритму 90-100 км/час.
Не скажу, что Forza разочаровала ощущениями на максимальных скоростях. Нет и еще раз нет. Двигаться на пределе всегда сложно. Значительно важнее то, что при крейсерской скорости около 120 км/час, Forza позволяет водителю быть уверенным в своих силах; не нервирует пассажиров и не раздражает органы слуха.
Далее мы продолжали именно в таком темпе. При 110 км/час на пятой передаче тахометр показывает около 3000 об/мин. Комфортно двигателю, комфортно людям в салоне, в меру экономично. «Упираясь» в идущую по трассе «фуру», скорость сбрасываем до 90 км/час. Догнал, приготовился к обгону. В этот момент возможна некоторая заминка – четвертой передачи много, а пятой мало. Обгон нельзя размазывать, как повидло. Поэтому мой выбор – на четвертой выкручиваю двигатель «в звон», добиваясь максимальной отдачи, в последней фазе обгона перехожу на пятую. В целом неплохо, досаждает только звуковое сопровождение.
Широка страна моя родная. Forza в окрестностях Кременчуга
Мы прибыли к месту назначения через восемь часов общего времени. Из них около двух часов – это остановки на обед и кофе-брейк. Средняя скорость на загородном участке – 88 км/час. Не забываем, что дорога проходит прямо через Кременчуг и Днепропетровск, где приходится «кланяться» светофорам и терять время. Расход топлива в пути оценивали по принципу «от полного бака до полного бака». Результат – 7,9 л/100км. Для критиков сразу оговорюсь – это ориентировочное значение. Кто поручится, что в бак было залито именно столько топлива, сколько показал счетчик? Добавьте сюда манеру вождения – после сброса скорости перед препятствием, я предпринимаю разгон только с полностью нажатым акселератором. А препятствий много – дорога на протяжении четырехсот километров имеет одну полосу движения. Обгоны исчисляются десятками.
Посмотрев, как на ЗАЗе собирается Forza, получив массу полезной информации и удовольствия от общения с людьми, создающими новый народный автомобиль, отправились в столицу. Обратный путь был быстрее, средняя скорость выросла до 90 км/час.
Так готовый автомобиль проверяется на герметичность
Площадка готовой продукции на заводе
Еще один очень важный аспект. И после прибытия в Запорожье, и после возвращения домой, я легко вышел из автомобиля, не ощущая усталости. Заслуга в этом принадлежит добротному креслу Форцы. Поэтому с легким сердцем могу порекомендовать – смело отправляйтесь на этом автомобиле в дальние вояжи. Летом в помощь будет кондиционер, а зимой – отличная печка. Плюс музыка.
Форца предлагает высокую посадку и удобное кресло
Зимой темнеет рано, поэтому почти половину дальнего пути мы проехали при свете фар. Никаких нареканий. Насыщенный, равномерный ближний свет. Добротный дальний. Приборы в темное время суток читаются без всяких проблем. И, кстати, здоровенный плафон освещения в салоне тоже заслуживает позитивной оценки.
Приборы подсвечены красным цветом. Яркость подсветки регулируется в очень широких пределах.
Освещение внутри салона позволяет читать без напряжения
А еще мы знаем, как Forza преодолевает брусчатку. Ее достаточно на улицах украинских городов. За три месяца знакомства, мы проехали по такому покрытию с самыми разными скоростями, вплоть до 80 км/час. И ни разу Forza не выказала недовольства. Подвеска спокойно справляется с дробью камней, не допуская раскачки кузова. Скажу также, что, на скоростях около 60 км/час, машина может «поймать» резонанс и тогда салон наполняется неприятным гулом. Однако, это только акустический эффект, в остальном автомобиль остается спокойным и управляемым.
На этом подошел к концу народный тест ЗАЗ Forza, а также наш Дневник. Мы не прощаемся, а говорим «до свидания» новому отечественному автомобилю. Следующие встречи обязательно состоятся, ведь в 2012 году появится Forza с автоматической коробкой передач, а также будет внедрен целый ряд усовершенствований.