X

Дизайн – путь к сердцу покупателя

Дизайн автомобилей - «дело тонкое»... и чтобы точно передать все тонкости профессии и европейского автодизайна, Вадим Демидюк, ведущий блога, обратился к нашему земляку - Максиму Шкиндеру. Молодому, талантливому дизайнеру, «взявшему высоту» - диплом мастера по транспортному дизайну итальянского института IED.

Максим, как ты понял, что хочешь стать автодизайнером, столь редкостным для нашей страны видом деятельности? Как всё началось?

Будучи студентом Киевском Государственного Института Декоративно Прикладного Искусства и Дизайна им. М.Бойчука, однажды проходил по рынку на Петровке и наткнулся на уцененный номер одной немецкой периодики. Мое внимание привлекла лишь пара официальных автомобильных скетчей (эскизов) на обложке. Прочитав статью о дизайне авто в Германии, как тогда помню, что в память запала только одна единственная фраза, слова Петере Зеца, на то время президента международной ассоциации промышленных дизайнеров: «Около 85% решений о покупке автомобиля принимаются только на основе дизайна».

Немного из истории…

Год 2008. У Максима начался последний учебный год в Киевском Государственном Институте Прикладного Искусства и Дизайна им.Бойчука, в котором ещё на первых курсах преподавателями был замечен скрытый потенциал парня. Будучи безнадежно «повернутым» на красоте автомобилей, он отчетливо представлял, где бы хотел работать.

Уже менее чем через год, юный дизайнер выиграл гранд на курс магистратуры* (*Master of Art in transportation design) в одну из самых известных** (**IED (Istituto Europe di Design) школ автомобильного дизайна в Италии и, спустя 2 года, уже сегодня творит свою финальную, дипломную работу в кооперации с европейским брендом, практикующими дизайнерами и в рамках реальных условий (брифф).

Летом 2008 года, Макс отправился в Москву в Британскую Высшую Школу Дизайна*** (***British Higer School of Art and Design in Moscow city) на курс интенсива по продукт-дизайну, который в будущем оказал сильное влияние. После 2-недельного «спарринга» с сильнейшими дизайнерами со всего мира, в числе которых был один из арт-директоров студии Артемия Лебедева, Тимур Бурбаев, который в итоге пригласил Максима на двухмесячную стажировку в отдел промышленного дизайна (дизайн вещей), там Максим и получил свой первый реальный рабочий опыт. Горя желанием испытать на своей «шкуре» реалии процесса создания продукта, все же отправился в столицу России, не взирая на защиту диплома в «Бойчуке», который был «на носу», что привело к сбою по учебному графику. Вернувшись домой, времени над дипломом было в обрез, поэтому этапы: «вывешивание идей», «глубокое осмысливание проблем» и «анализ востребованности» пришлось миновать и перейти к рисованию «чего-то».

Еще через один месяц Максиму приходит долгожданная весть – поздравление о получении 100% гранда на обучение в Италии. Миновав нелегкий процесс оформления визы, уже в апреле 2009 юноша отправился в «страну гор, вина, моря и футбола», как говорят сами итальянцы.

Что происходит за кулисами, кто и как влияет на процессе создания нового обличия автомобиля?

Кем бы вы не были и где бы вы не жили, я готов поспорить, что каждая вторая понравившаяся вам машина, увиденная либо на дорогах города, либо в витринах салона, была спроектирована в Европе, где автомобильная индустрия ежегодно увеличивает свой объем продаж, а следовательно и доходов, посредством расширения модельного ряда и сегментов марок, которые в наши дни продиктованы всевозможными фокус-группами и целевыми аудиториями.

Зайдя в Интернет или заглянув в специализированный журнал, сегодня можно отчетливо просмотреть назревающие тенденции в этой области. Автомобильные компании задают темп друг другу своим же инновациями и разработками, но для кого они так стараются, кто в итоге их потребитель, от которого в конечном счете они зависят?

Человек, его алгоритм и образ жизни, темпы существования, работа, досуг, увлечения вплоть до мельчайших предпочтений и есть сегодняшний потенциальный покупатель, который напрямую диктует тенденции в Мире дизайна автомобилей.

В зависимости от того, какого рода ваша деятельность, садовник, строитель или вы просто любитель активного образа жизни, под вас уже проектируют, если еще не создали, отдельный автомобиль, удовлетворяющий запросы, что влекут за собой особенности вашей работы. Человек движим своим персональным графиком, и, разумеется, будучи частью общества, он является единицей, а следовательно представителем той или иной фокус-группы, которая по своему определению и есть «ниша» в сфере дизайна автомобилей. Сегодняшний выбор и количество доступных опций, всяческие персонализированные услуги, такие как тюннинговые ателье, постройка авто по специальным заказам с учетом габаритов (размеров) конкретного человека, вплоть до учета его индивидуальных физиологических или ментальных особенностей, сделали потребителя «разбалованным». Вспомните, когда вы в последний раз безошибочно изумлялись от увиденного авто? Наверняка, не так уж недавно, и все потому, что слишком много всего уже существует, возможно даже с избытком. Частично можно сказать, что в наши дни, супер-потребляемое общество само является акселератором всего прогресса вокруг. Привередливость подобного рода приводит автомобильные компании в движение и помогает разграничивать все новые и новые тонкости в классах. Вы даже не подозреваете, что вас изучают и на маркетинговом уровне уже давно вписали в рамки своих исследований.

Существует ли стилистическое (эстетическое) понятие европейского дизайна?

Вынужден сказать: «Нет», и не потому, что не хватает культурного наследства, а потому, что машины Европы продаются во всем Мире. Автомобиль наделен «узнаваемой внешностью и чертами характера» и чем сильнее в нем будет прослеживаться национальные мотивы и традиции не всегда знакомых нам стран, тем уже будет становиться их рынок, тем меньше будет их аудитория. Поэтому сегодняшний автомобильный дизайн действует двумя уже проверенными и зарекомендованными путями: Первый, это адаптация моделей под локальный рынок (Азия, Америка, Европа и т.д.) и «универсальный» дизайн, который может быть приемлем вне зависимости от континента или страны, но который могут позволить себе сегодня только не многие премиум бренды.

Автомобильный дизайн, как и мода в целом, за исключением в обоих случаях «икон», очень не долгосрочный и к этому приложена как рука производителя, чтоб сохранять в Мире необходимость к востребованию своего продукта, так и «рука» времени, которое генерирует все более новые тренды. Любое удачно найденное решение, линия, стилистическая идея в моде, сокращают жизнь продукта и его актуальность на рынке. Чем больше запоминаемых и узнаваемых деталей, тем крепче и устойчивее этот продукт занимает временной отрезок в пространстве, а, следовательно, он обрамлен вердиктом тренда, которые плавно или полярно противоположно заменяют друг друга из года в год.

Какова роль автомобильного дизайна в Мире?

Она по праву оценивается высоко. Разумеется, сегодняшний внешний вид автомобиля не только «вокруг» красоты форм, как было скажем во второй половине ХХ века, а все сильнее становится увязан с функциональностью и безопасностью, но только, непосредственно на ряду с эмоциями и импрессией. Говоря об автомобилях ежедневного пользования, исключая профессиональную технику и утилитарные машины, то нужно отдать должное профессии дизайнера, который находится посередине между технологами-конструкторами, которые оспаривают (ущемляют) решение первых, мотивируя целесообразностью и ценовыми категориями и между маркетологами, которые отметают идеи, одна за другой, оправдывая такое решение продиктованными тенденциями, направлениями и предпочтениями потребителя.

Способность человека чувствовать, его склонность к экспрессии, выражению самого себя, его желание обособиться и быть индивидуальным, по прежнему влияет на все вокруг, что нас окружает. Автомобили, – это ярчайшее тому подтверждение, через которые люди говорят о себе, своем статусе, положение в обществе и т.д. Автомобиль стал модным аксессуаром, и компании всячески этому способствуют.

Сегодня автомобильные бренды создают под-бренды, разрабатывающие другие продукты, линейки фирменных аксессуаров, коллекции одежд, предметов быта, информационные пространства, всякого рода сервис и услуги и все потому, чтоб завоевать любовь клиента, а в дальнейшем его зависимость от бренда. (love-brands) Автомобили нашего времени непосредственно интегрированы во влиятельные и прибыльные сферы жизни. Кино и шоу-бизнес не обходятся без «нашумевшего имени» компании или конкретной модели авто; известнейшие кутюрье и модельеры сотрудничают бок обок с автомобильными брендами, поставляя идеи новых материалов, текстур, цветов, графики; всемирно известные компании производящие (шьющие) одежду регулярно кооперируются с автомобильными компаниями на время создания концепт-кара (concept car). Все это лишний раз только свидетельствует о том, что авторитет и престиж в наши дни играет важную роль.

Перенесется ли автомобиль в воздушные просторы? Каково оно фантастическое будущее транспорта?

Оборачиваясь назад и заглядывая на перед, я могу сказать, что мы не скоро начнем летать, как довольно реалистично показывают в кино, поскольку на пути к воздуху, еще предстоит отточить наземные средства, которым есть куда расти и в чем развиваться. Безусловно, попытки задействовать воздушное пространство есть уже сегодня, но слишком мало знаний о том, как это сделать доступным и безопасным, ведь нас ждет уже совсем не двухмерное перемещение по оси «Х» и «Y» а трехмерное, где появляется ось «Z». Да и кто знает, понадобится ли нам перемещаться в воздухе, или это будет возможно в пространстве или во времени, как показывают в тех же фильмах и снимают в кино…

Много интересного можно посмотреть и в блоге Максима Шкиндера…