Может ли быть что-то лучше нового Е-класса? К началу 2016 года у меня был однозначный ответ: нет. Потом подтянулись конкуренты, появились сомнения, а к концу года они вовсе развеялись: да, может. Е-класс в исполнении All-Terrain.
Девушка на стойке выдачи ключей не по-немецки радушна и энергична.
– Автомобиль с каким двигателем вы сегодня хотели бы получить?
– Красный! – выпаливаю я заготовленную формулу и понимаю, что выгляжу ничем не хуже той самой блондинки, о которой неоднократно шутил.
Но я не ожидал такого подвоха! Было же сказано ясно и понятно: сначала зимой 2017 года в продажу поступит только одна модификация Mercedes-Benz E-Class All-Terrain c дизельным двухлитровым мотором мощностью 194 л.с. И только потом, вполне возможно, осенью, добавится более мощный E-Class 350d c арсеналом аж в 284 л.с. Откуда бы он мог взяться тут, на тесте в Австрии, где презентовали самые первые серийные All-Terrain? Но нет, девушка не шутит: они действительно есть, но я пересиливаю себя и выбираю именно двухлитровый Е-класс – все-таки эта модель уже в феврале 2017 года появится в Украине. И… красный! Не потому, что я одним из первых в этой стране согласился с тем, что Mercedes действительно может быть такого цвета, а потому, что этот автомобиль в красном цвете смотрится очень круто, а в этом исполнении – особенно.
All-Terrain – совершенно обособленная модификация Е-класса, что предусматривает наличие трех составляющих: кузов универсал, полный привод, внедорожный стайлинг. Однозначно на ура у нас воспринимается только полный привод, остальное – уже выбор гурманов, людей, свободных от условностей и штампов. В Европе «универсал» и «элегантность» – слова-синонимы, у нас же… Ну, вы в курсе. Нам еще расти и расти до этой аксиомы. То же самое касается и стайлинга. И тут мои предубеждения диктуют свое.
Мне кажется, Mercedes в белом кузове и черной облицовкой колесных арок – все-таки жестковато, так что в предлагаемой линейке обращаю внимание только на серый (серебристый), коричневый и красный. Последние два, на мой взгляд, в этом исполнении выглядят наиболее шикарно – органично, вызывающе, стильно. От обычного E-класса версию All-Terrain внешне отличает также иная решетка радиатора с мощными перфорированными поперечинами цвета «серебристый иридий», оригинальные бамперы, дизайнерские диски (на выбор 19 или 20 дюймов).
Скептиков прошу не ерничать по поводу якобы пластикового обвеса на Mercedes: пластик тут есть, и передний, и задний бампер – трехсекционные, и снизу, действительно, – рифленый пластик, но основные элементы бамперов – с гальванизированным покрытием цвета «серебристый хром», а на колёсных арках и порогах – специальная защитная облицовка, не имеющая ничего общего с тем, что мы привыкли именовать пластиком, да ещё и с хромированными молдингами вдоль всего кузова. В целом все это смотрится богато и стильно – причем в реальности эта версия выглядит лучше, чем на фотографиях, можете мне поверить.
От добра добра не ищут
Дизайн салона практически стандартный, если вообще по отношению к новому Е-классу уместна такая характеристика. Это логично: если внешние элементы призваны подчеркнуть эксклюзивность версии и в то жен время несут практическую нагрузку, то в салоне вряд ли покупатель захочет что-то отличное. Так что набор небольшой: спортивные педали (нержавейка с резиновыми вставками), особые коврики, возможность заказать отделку «алюминий/карбон». У нас на тесте была версия с «деревом». И лично я не настолько прогрессивен, чтобы поменять благородную древесину на карбон.
Mercedes-Benz E-класса – не спорткар, и внедорожный стайлинг не делает его менее аристократичным. Австрийские Альпы – вот его среда обитания, вы сегодня в Зеефельде покоряете склоны, а завтра выгружаете лыжи, пакуете доски и отправляетесь в Португалию на серфинг. В программе нет палаточного городка на Южном Буге. Так что и внедорожные способности этого автомобиля соответствуют предназначению. Коронная фраза «достаточно для форсирования» бордюров – просто не уместна в данном случае: на бордюр, конечно, заехать можно, но нужно ли? Что это за ребячество?
Mercedes-Benz E-Class должен уметь ездить по заснеженным горным трассам, довезти вас от трассы Е1 до пляжей Алгарве, сгладить неприветливость дорог на Балканах. Но радостные немцы нам заговорщицки сообщают: «Сегодня мы очень быстро поездим по снегу, а завтра вас ждёт участок настоящего бездорожья в лесу». Бездорожья? Вы серьёзно? С клиренсом 136 мм?
По белому-белому снегу
Но пока – снег. Суровая женщина-инструктор выстраивает нас в колонну и подсказывает по рации, где и что переключить в салоне. Мы поднимаемся все выше в горы, асфальт начинает уступать место пятнам льда и наконец – сменяется чистым снегом, укатанным до гладкости бобслейной трассы. «Переключаем DynamicSelect в положение…» Что? Я-то ждал, что мы сейчас будем проверять тот самый All-Terrain – режим, которого нет у обычного Е-класса, зато есть у GLE. Но инструктор выпаливает: «Sport!» – и это круто!
Полный привод у Е-класса устроен не так, как у большинства современных кроссоверов и универсалов повышенной проходимости. С новым поколением Е-класса система 4Matic существенно изменилась: теперь раздаточная коробка не интегрирована в 9-ступенчатую КП, а вынесена в отдельный узел, со своей смазкой и гидравлическим контуром. И работает она хоть и по известным принципам, но по другой схеме: крутящий момент здесь распределяется в соотношении 45:55 – практически симметричный полный привод, но все же с небольшим акцентом на заднюю ось.
В случае же, когда одно из колес (или несколько) теряет контакт с дорожным покрытием, крутящий момент мгновенно перераспределяется на колеса, имеющие хорошее сцепление с дорогой. Работает это великолепно. О том, что под колёсами практически голый лёд, ты узнаешь только на спуске, когда коллега впереди осторожничает и сбрасывает скорость, а ты счастливый, как в детстве во время катания на санках, вылетаешь из-за очередного виража и видишь перед собой характерную корму с лучиками тормозных огней. Тормоз в пол – и дальше скользим – стрекочем электроникой. Успеем? Успели. Сохранили компании тестовый автомобиль, слава всемогущей ESP. Но как он входит в эти виражи! А ведь машина длиной 4947 мм, с базой 2939 мм, и при этом ещё на 29 мм выше, чем обычный Е-класс. Заслуга во многом – того же полного привода, но не меньше – многокамерной пневматической подвески AirBodyControl. При переходе в режим Sport при наборе скорости выше 35 км/ч дорожный просвет уменьшается до 121 мм, подвеска зажимается – не едем, а летим!
Подняться над обыденностью
А по необходимости – ползем. Интересно, долго ли организаторы искали эту дорогу в лесу – так, чтобы и машины не поцарапать, и продемонстрировать All-Terrain во всей красе. Но у них получилось. В DynamicSelect здесь, в отличие от обычного Е-класса, не четыре, а пять режимов движения. «Лишний» и называется без изысков All-Terrain. Он активируется переключателем на консоли, и при скорости до 35 км/ч автомобиль приподнимается над дорогой ещё на 20 мм (это же можно сделать и вручную на любом другом режиме – отдельной кнопкой).
Таким образом, клиренс в общей гамме регулируется в диапазоне от 121 до 156 мм, при этом Е-класс All-Terrain обувается в шины с более высоким профилем и благодаря той же пневмоподвеске комфортнее обычной версии. Здесь по три пневокамеры на задних стойках, и по две – на передних. Они, помимо прочего, отвечают и за комфорт. Так что при движении по лесным дорогам пассажирам не стоит волноваться – все то же абсолютное спокойствие. Как и в GLE, c переходом в All-Terrain меняются настройки и ESP, и ASR – для мобилизации внедорожных способностей. А на основном дисплее все это отображается в великолепной графике. Главное – удержаться и смотреть вперед, а не на экран: тут вам и угол поворота рулевого колеса, и положение пневмоподвески, а также угол продольного наклона и крены, положение педалей газа и тормоза и даже компас.
В поисках адресата
Впрочем, повторюсь – такие лесные покатушки на Mercedes E-класса – это для меня как… сопоставление версий Е 220d 4Matic и Е 350d 4Matic. Конечно, я попробовал и вторую, и она прекрасна, но вопрос – насколько часто мне в обыденной жизни понадобятся все эти возможности? Двухлитрового мотора хватает с головой во всех ситуациях, и мне, как адепту дизельных двигателей его поведение понравилось даже чуть больше: он и звучит задорнее, и на манипуляции педалью акселератора откликается привычнее. И, кстати, расходует в среднем 5,2 л/100 км – фантастика.
Трехлитровый же мотор в поведении ближе к бензиновому: ровная полка крутящего момента, мощно, солидно, с большим запасом. Фантастика – обладать таким богатством, но когда его использовать? Так и бездорожье – вам достаточно знать, что автомобиль может, а пользоваться этим вы будете очень редко. Скорее всего, режим All-Terrain чаще будет использоваться при выезде из двора по высокой ледяной колее – что тоже немаловажно. Все-таки Mercedes-Benz E-Class All-Terrain – это не способность выехать на лесную просеку, это комплекс уже упомянутых составляющих – элегантный универсал в оригинальном стайлинге, с полным приводом и большей приспособленностью к дорогам с плохим покрытием.
Е-класс – один из лучших автомобилей, представленных в 2016 году: ультрасовременный, красивый, снабженный электроникой, очень самостоятельный (DrivePilot – это нечто!) и безопасный (перечислять системы безопасности сейчас не буду – это тема для отельного разговора, да и сказано о них уже немало). А версия All-Terrain – это все то же самое, но ещё немного лучше. К тому же, создано как будто бы специально для наших условий, для людей, которые оставили в прошлом все свои предубеждения.
Mercedes-Benz All-Terrain E 220 d | |
Общие данные | |
Тип кузова | универсал |
Дверей/мест | 5/5 |
Габариты, Д/Ш/В, мм | 4.947/1.861/1497 |
База, мм | 2939 |
Колея передн./задн., мм | 1.604/1610 |
Клиренс, мм | 121-156 |
Масса снаряженная/полная, кг | 1.920/ 2590 |
Объем багажника, л | 670/1820 |
Объем бака, л | 57 |
Двигатель | |
Тип | диз. с непоср. впр. турбо |
Расп. и к-во цил./кл. на цил. | R4/4 |
Объем, см. куб. | 1950 |
Мощность, кВт (л.с.)/об/мин | 143 (194)/ 3800 |
Макс. кр. мом., Нм/об/мин | 400/1600-2800 |
Трансмиссия | |
Тип привода | полный |
КП | 9-ст. авт. |
Ходовая часть | |
Тормоза передние/задние | диск. вент./диск. вент. |
Подвеска передняя/задняя | незав., пневмо/незав., пневмо |
Усилитель руля | электро |
Шины | 245/45 R 19 |
Эксплуатационные показатели | |
Максимальная скорость, км/ч | 231 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 8.0 |
Расх. трасса-город, л/100 км | 5,1-5,6 |
Гарантия, лет/км | 2/без огр. проб. |
Периодичность ТО, км | 15 000/по запросу авто |
Стоимость ТО-1, грн. | – |
Минимальная стоимость, евро | 53 417 |
Стоимость тестируемого авто | н.д. |