Баварская компания официально играет на украинском рынке электромобилей. И компактный BMW i3 показывает насколько премиальный бренд к этому готов.
Учитывая более чем 40-летний опыт компании BMW в постройке электромобилей, появление официального BMW i3 на украинских дорогах и у нас на тест-драйве, было лишь вопросом времени. И вот оно настало! Как раз вовремя, ведь рынок электромобилей в Украине растет.
Правда, практически все его игроки прибыли с различными повреждениями из-за границы (в основном из Америки) с пробегами и подуставшими батареями. Но спрос то на них есть. И он привел к тому, что на рынке постепенно начали официально появляться новые автомобили.
Мы уже знаем как бюджетный Bio Auto Eva-2 Electric борется с нефтетрейдерами. Было дело – искали короткую дорогу домой на компактном Mitsubishi i-MiEV. И даже проверили как ведет себя зимой крупный BYD E6. Теперь у меня несколько дней на то, чтобы понять, что такое электромобиль от премиального бренда. Это в первую очередь …
… оригинальный стайл
Если рассматривать электромобили, которые уже негромко тоненько свистят на наших улицах, то я бы разделил их на две категории. К первой я бы отнес дорогие американские Tesla (Fisker Karma и BMW i8 не считаются, так как у них гибридные силовые установки), ко второй – авто популярных у нас В- и С-классов.
При ближайшем рассмотрении видно, что европейские производители (Ford, Fiat, Mercedes-Benz, Volkswagen) строят свои электромобили на базе известных моделей с ДВС, а японские (Honda, Mitsubishi, Nissan) придают им индивидуальный вид. С длиной около четырех метров BMW i3 как раз попадает в меньшую из этих возрастных категорий. Но в отличии от остальных европейцев, не напоминает ни одну из действующих моделей компании.
Пусть этот немецкий электромобиль и напоминает героя фантастического фильма, но вопреки японцам – это не инопланетная зверушка, а скорее межгалактический воин. В облике i3 я даже улавливаю мотоциклетную тему BMW. Особенно, когда электромобиль, как тот, что у нас на тест-драйве – в бело-черно-голубых цветах.
Есть у BMW i3 и «бимеровская» суровость, но мне не хватает фирменных четырех «глазок».
Думаю, что сделать ходовые огни дневного света в фирменном стиле ничуть не дороже, чем те LED-подводочки, которые есть в i3. Вот только по ним вы не определите марку машины. Да и теплый желтый галогенный дальний свет режет глаз на фоне холодного сине-белого свечения опционных светодиодов ближнего света. А дело тут в том, что BMW i3 автомобиль сугубо городской, и производитель рассудил, что 95% его владельцев попросту не будут пользоваться дальним светом.
И в этой машине еще много удивительных вещей. К ним можно было бы отнести и распашные двери, и отсутствие центральных стоек кузова. Вот только и эти идеи для баварцев не в диковинку – вспомните, Mini Clubman прошлого поколения. Кстати, двери тут не случайно такие толстые. Они защищают людей при боковом ударе.
Правда, по тестам EuroNCAP в 2013 году BMW i3 завоевал четыре звезды из пяти с результатом 86% из 100%. При боковом столкновении с другим автомобилем защита людей хорошая, а вот со столбом – слабая. Видимо, дело тут как раз в отсутствии центральной стойки кузова, как элемента каркаса безопасности. Его роль в «ай третьем» выполняет карбоновый монокок, который базируется на алюминиевой раме и несет на себе пластиковые панели.
Именно поэтому, захлопывая крышку багажника или двери «ай третьего», вы не услышите металлического «бум». Кстати, карбоновые и алюминиевые детали даже не красят, что снижает себестоимость производства i3. А его снаряженная масса за счет этих материалов составляет всего 1280 кг, из которых на 230 кг тянут одни только аккумуляторные батареи.
На 120 кг тяжелее электромобиль с Range Extender’ом – 2-цилиндровым бензиновым мотоциклетным моторчиком объемом 650 «кубиков» и мощностью 38 л.с. Его нельзя включить принудительно, и это не тяговый двигатель. Он не имеет связи с колесами, а только поддерживает заряд батареи на уровне 20-30%, увеличивая пробег на еще на 150 км. Поэтому не удивляйтесь, когда увидите такую машину с двумя лючками с правой стороны. Тот, что на заднем крыле скрывает разъемы под штекеры кабелей обычной и ускоренной зарядки, а на переднем крыле – горловину 9-литрового бензобака.
В дальнейшем этот BMW i3 может быть на 100% переработан без вреда для экологии. Но уже сегодня его интерьер сделан из вторичных материалов. Одни панели сделаны из гранулированного пластика полученного после переработки бутылок. Другие напоминают войлок, но, на самом деле, получены из прессованного дерева рода бамбуковых. Что и подчеркивают вкрапления волосков и отсутствие покраски. Да, все эти панели жесткие и гулкие, зато не сильно нагреваются на солнце и промерзают в мороз.
В нашей машине стандартная текстильная обивка сидений и дверных карт Aragats Grey. Меня это не коробит. Есть в этом даже определенный стиль. Но, кому не нравится, тот может заказать кожаную обивку. При ее выделки не используются красители, а только природные материалы, например – оливковое масло. Так что и цвет у нее будет соответствующий.
Может для того, кто привык видеть в интерьере BMW исключительно Luxury-материалы и помнит характерный глухой звук закрывания дверей, тому салон из вторсырья покажется ущербным. Но я вижу в этом своего рода кич. Как дом из настоящего сруба с грубой тяжелой мебелью и дровяным камином, как использование энергии земли, солнца и ветра, как парусная яхта.
По причине снижения веса в салоне такие тоненькие кресла без каких-либо электроприводов, но механический микролифт кресла и большой диапазон перемещения рулевой колонки в двух плоскостях позволили сесть очень удобно. И пусть в салоне BMW i3 не совсем уютно, а материалы отделки непривычны, но атмосфера знакома.
Ее создают такие же, как и на остальных BMW боковые зеркала с хорошим обзором и «привязкой» кузову, переключатели и графика центрального дисплея. А из непривычного – форма торпедо с двумя отдельно стоящими мониторами, отсутствие центрального тоннеля, круглый переключатель-индикатор климат-контроля и рычаг управления силовой установкой справа на рулевой колонке.
Ввиду использования специфических материалов, список опций для i3 меньше, чем для других BMW. Помимо упомянутых вариантов отделки можно заказать иной цвет кузова, колесные диски различного дизайна, 2-зонную климатическую установку, навигацию, систему полностью автоматической парковки и другие опции.
Полного автопилота пока не предлагается. И запарковать машину со смартфона нельзя. при помощи специального приложения можно дистанционно управлять прогревом и вентиляцией салона, контролировать зарядку и отслеживать манеру вождения. Парковать машину извне он пока не позволяет. С этой функцией справляется система автоматической парковки. Устройство для ускоренной зарядки постоянным током, так же в числе опций. И тут начинается …
… электрическая арифметика
Пока я живу на девятом этаже, то не рассматриваю покупку электромобиля, потому что он должен быть всегда заряжен «до полного». Даже если у вас все рассчитано до километра и навигационная система проложила максимально эффективный маршрут с учетом рельефа местности. Авария, ремонт или демонстрация протеста может привести к тому, что дорога будет перекрыта и ваш путь вырастет вдвое. Я вот попал в такую ситуацию, и хорошо, что с полностью заряженными батареями. Иначе, на последних киловаттах не дотянул бы.
Емкость батарей нашей машины 60 Ач, расчетный идеальный пробег на одной зарядке примерно 190 км, а реальный в районе 170 км. Это по заверениям производителя. К тому же, сама компания в разных источниках заявляет слегка отличные друг от друга показатели. Впрочем, все равно эти цифры очень сильно зависят от манеры и условий езды. Так, при первом подключении BMW i3 шокировал, написав, что будет заряжаться до вечера и всего на 113 км. Видимо до меня его кто-то хорошенько погонял.
Создаю идеальные условия для авто, но не для себя – включаю режим Eco Pro +. В нем отключается кондиционер и включается ограничитель скорости. Его можно настроить по своему усмотрению и при необходимости «продавить», чтобы ехать быстрее – до уже конкретно ограниченных электроникой 150 км/ч, но я этого не делаю. Еду со скоростью потока, слушаю тишину, в которую вплетаются звуки города, на которые ранее не обращал внимания.
Проехав 30 км, сократил запас хода всего на 20 км, а индикатор зарядки уменьшился всего 1/8 от полного. Выходит, что таким образом я могу реально «проползти» 240 км? Возможно. Но малейшее изменение любого из параметров тут же влияет на ситуацию. Переход в промежуточный режим Eco Pro чреват потерей нескольких километров пробега. Добавляю скорость вентилятора обдува, – тут же тают еще 3 км.
Более объективные показатели будут, если гонять аккумуляторы по полному циклу заряд-разряд. А вот как раз этого я себе позволить не мог. И при каждом удобном случае «доливал» 10-15 км. При подключении к бытовой сети этот процесс довольно продолжительный. При подключении через удлинитель, который замедляет зарядку, по наблюдениям аккумуляторы заряжались на 1 км за 10 минут.
С каждым последующим подключением к сети цифра остаточного пробега росла – 125, 130, 140, 144 км. Уже веселее. К тому же, это данные для самого «расточительного» режима Comfort. При переключении в Eco Pro + сразу добавляется от 5 до 10 километров. Таким образом, максимально BMW i3 обещал заправляться от 120 до 154 км. Но, по моим подсчетам пройденный километраж лежал в районе 170 км. При этом, я уже не экономил километры, а ездил с климат-контролем, музыкой и регулярными ускорениями, то есть – в обычном режиме, в удовольствие и …
… без ограничений
Какой бы мощный и дорогой бензиновый автомобиль не пристраивался сзади на светофоре, он легко тает в зеркале заднего вида BMW i3 при рывке с места. Затем напор немного стихает и до 100 км/ч «ай третий» доезжает за 7,2 секунды. Поэтому больше впечатляет не динамика, а молниеносный отклик электрического двигателя.
Даже в самом мощном спортивном авто я учитываю время реакции коробки и мотора, когда хочу вскочить в «окно» в соседнем ряду, выйти на обгон или резко ускориться. А за рулем BMW i3 создается впечатление, что я еще не припечатал педаль к полу, как под легкий «троллейбусный» свист уже оказываюсь там, где хотел. С полным отсутствием паузы между движением правой ногой и мощным ускорением, сложно помешать кому-то на дороге.
Риск догнать впередиидущую машину в электромобиле тоже заметно меньше. Ведь стоит отпустить педаль, как в дело вступает система рекуперации энергии, которая настолько интенсивно замедляет машину, что она включает стоп-сигналы. В городских тянучках даже приходится немного подтягивать «ай третий» газом, так как он останавливается, не доехав несколько метров. Таким образом, удается ехать, вообще не касаясь педали тормоза.
Все это справедливо не только для BMW i3, но и для других электромобилей. Поэтому мне было интересно, как у «ай третьего» с плавностью хода и управляемостью.
Тяжелые колеса жестко реагируют на выбоины, стыки или грубые швы, а когда едешь с небольшой скоростью по брусчатке, то передняя панель в салоне начинает громко дребезжать. Но одиночные неровности подвеска отрабатывает плотно и собранно, без неприятных звуков. Хотя с небольшой колесной базой i3 довольно подробно повторяет профиль дороги, траекторию держать легко.
В настройках руля не так сильно ощущается напряженность и упругость, как хотелось бы от BMW, но машина чуткая и точная в управлении. На «ай третьем» легко и приятно маневрировать. Несмотря на высокую «коробочку» кузова электромобиль совсем не выглядит увальнем. Наоборот, он очень юркий и проворный.
Ведь BMW i3 это типично городской автомобиль. Так что нужна инфраструктура, ведь если есть возможность раз в два-три дня ставить электромобиль на ночь на полную зарядку, то можно совершенно спокойно ездить, не ущемляя себя в комфорте и удовольствии.
А машина с Range Extender’ом еще больше расширяет диапазон перемещения. Для дальних же поездок существует такой сервис, как подменный автомобиль с бензиновым или дизельным мотором. И такая услуга должна предоставляться владельцам BMW i3, завезенных в Украину официально.
Фото автора и BMW
Резюме «Автоцентра»
Кузов и комфорт | |
+ Машина очень проворная и маневренная. Диаметр разворота составляет 9,86 метра. Внутри BMW i3 куда просторнее, чем кажется снаружи. Короткие свесы кузова, небольшая колесная база и дорожный просвет 140 мм позволяют довольно уверенно ездить по нашим дорогам. При изготовлении элементов интерьера используются исключительно переработанные материалы и природные красители, поэтому … | − … не приходится рассчитывать на широкий выбор цветов. Широкие передние стойки перекрывают обзор, пряча невысокие препятствия в поворотах. «Пуговка» объектива камеры заднего вида по центру заднего бампера в слякотную погоду будет заляпана грязью. |
Силовой агрегат и динамика | |
+ Потрясающая эластичность электрического мотора. BMW i3 предлагаются в Украине так же с модернизированным программным обеспечением, блоком батарей емкостью 94 Ач. С ними обещанный пробег в идеальных условиях вырастает до 312 км, в типичных для города – до 245 км. Для более тяжелого авто с Range Extender’ом – 240 и 220 км соответственно на электротяге и до 330 км в целом. Но, в идеальных условиях можно проехать гораздо больше, вот только … | − … их очень сложно соблюсти. К тому же придется жертвовать комфортом – не пользоваться кондиционером, подогревами и дополнительным оборудованием. Слабая инфраструктура зарядных станций. |
Финансы и оснащение | |
+ Стоимость новых авто конкурентов находится на уровне BMW i3, но спустя два года, они очень сильно теряют в цене и становятся вдвое дешевле баварских авто со схожими пробегами. 8-летняя гарантия. Стандартное оснащении включает подушки безопасности для водителя и переднего пассажира, крепления ISOFIX, задний парктроник, электрический ручник, руглировка рулевой колонки в двух плоскостях и другое оборудование. Есть так же набор опций, правда … | − … он достаточно ограниченный на фоне других моделей баварской компании. |
BMW i3 | ||
Общие данные | ||
Тип кузова | хэтчбек | |
Дверей/мест | 5/4 | |
Габариты Д/Ш/В, мм | 3999/1775/1578 | |
База, мм | 2570 | |
Колея передняя/задняя, мм | 1571/1576 | |
Клиренс, мм | 140 | |
Масса снаряженная/полная, кг | 1280/1630 | |
Объем багажника, л | 260/1100 | |
Двигатель eDrive | ||
Тип | синхронный электрический | |
Мощность, кВт (л.с.) | 125(170) | |
Макс. кр. мом., Нм | 250 | |
Блок батарей | ||
Тип | литий-ионная | |
Емкость, Ач | 60 | |
Ускоренная зарядка до 80%, ч | 0,5 | |
Обычная зарядка до 80%, ч | 6 | |
Ходовая часть | ||
Тип привода | задний | |
Тормоза передние/задние | диск. вент./диск. | |
Подвеска передняя/задняя | независ./независ. | |
Усилитель | электро | |
Шины передн./задн. | 155/70 R19/175/60 R19 | |
Эксплуатационные показатели | ||
Максимальная скорость, км/ч | 150* | |
Разгон 0–100 км/ч, с | 7,2 | |
Расход электроэнергии в комб. цикле, кВт/ч на 100 км | 12,9 | |
Пробег в идеальных условиях, км | 190 | |
Пробег в обычных условиях, км | 170 | |
Гарантия, лет/км | 8/100 000 | |
Периодичность ТО, лет/км | 1/30 000 | |
Стоимость ТО, грн. | 2 000-3 000 | |
Стоимость тестируемого авто, грн.** | 1 278 593 |
*Ограничена электроникой
**На 15.08.2016 г.