X

СМЗ С-3А: Операция ре«Ы»нкарнация

Глядя на эту машину, сразу вспоминается диалог из фильма «Операция «Ы», или Новые приключения Шурика». Парадокс, но автомобиль настолько же эксклюзивен, насколько и популярен, хотя большинство людей, радостно машущих нам вслед, даже не знают его названия!

Глядя на эту машину, сразу вспоминается диалог из фильма «Операция «Ы», или Новые приключения Шурика». Парадокс, но автомобиль настолько же эксклюзивен, насколько и популярен, хотя большинство людей, радостно машущих нам вслед, даже не знают его названия!

Глядя на эту машину, сразу вспоминается диалог из фильма «Операция «Ы», или Новые приключения Шурика». Парадокс, но автомобиль настолько же эксклюзивен, насколько и популярен, хотя большинство людей, радостно машущих нам вслед, даже не знают его названия!

– Где этот чертов инвалид?!
– Не шуми. Я – инвалид!

После Второй мировой войны мотоколяски СМЗ С-3А использовались как транспорт для инвалидов. Большинство этих небольших машинок не дожили до наших дней, и лишь считаные экземпляры восстановлены заботливыми руками хозяев. Но есть и такие, которые обрели вторую жизнь после «пересадки внутренних органов». Перед нами доказательство того, что есть еще Вакулы в Диканьке (ах, какие там были вечера!), способные не только черта оседлать и достать редкие вещицы, но и придать им надлежащий вид. Именно в описанном Н. В. Гоголем селе возродили эту машину, которая на автомобильных выставках SIA'2006 и Automotive Ukraine'2006 украшала стенд нашего издания. Не провести тест-драйв «Ы» мы не могли…

В приятной тесноте

Говорить о ходовых качествах «еще тех» машин мы не станем, ведь тестируемый СМЗ С-3А обладает совершенно другими возможностями. Хотя внешне это выдают только колеса редкой «спортивной» размерности 175/50 R13. Усиливает эффект и ярко-красный цвет. А кузов автомобиля (мотоколяской его уже никак не назовешь) именуется красивым словом «родстер», то есть это двухместное авто со складывающейся крышей. В нашем случае скорее прогулочное, чем спортивное.

Чтобы отправиться на прогулку, сначала надо попасть в салон. Это легче сделать при сложенном тенте. Но даже в этом случае посадка в машину – занятие интересное. Глубокие спортивные сиденья Recaro обладают хорошо развитыми валиками боковой поддержки, через которые приходится перебираться, протискиваясь мимо руля. Зато теперь сидишь как в спортивном «ковше»: опора ощущается со всех сторон, руль близко к груди, слева чувствуешь дверь, справа – плечо пассажира. Запаса пространства для ног и в плечах нет. Да, тесновато.

Яркие ощущения

Газ приходится добавлять аккуратно. Педальный узел сильно смещен вправо, и, нажимая на педаль акселератора, можно ненароком наступить на ногу пассажира. А он, в свою очередь, случайно может добавить газу. Благо, резкого броска машины вперед не следует. Раскручивается двигатель ровно. Нормальный «автомобильный» мотор от Volkswagen Golf – это вам не двухтактный Иж-49, который больше стрекотал и пожирал топливо, чем «ехал». Двигатель объемом 1,8 л, мощностью 107 л. с. куда лучше справляется с полутонной машиной. И аппетит у него умеренный – при 90 км/ч он расходует около 6 литров «девяносто пятого».

Динамика разгона СМЗ С-3А хорошо скрадывается. Едешь, загораешь (крыша же сложена), разговариваешь с пассажиром, не повышая голоса, а на спидометре – больше 80 км/ч! Да и «сотку» машина набирает легко. И даже полторы! Правда, на высокой скорости чувствуется, что передок не помешало бы сильнее загрузить. Тут уже короткая база не впрок. К тому же замедляется родстер очень неспешно.

А реакции на поворот острейшего руля – всего-то полтора оборота от упора до упора, – наоборот, мгновенные. Поворачиваешь, как на картинге, – без перехватов рук. Только в момент резкого перестроения машина пугающе заваливается. Однако низкопрофильные шины 175/50 R13 держат хорошо! Так что это особенность ходовой от 968-го «Запорожца»: спереди стоит торсионная подвеска, сзади – рычажная. Зато на выбоинах и ямах ходовая отрабатывает хоть и не совсем комфортно, но мягче, чем ожидалось.

Обычно автомобиль ездит в глубинке, где дороги – не в пример столичным (не зря же в качестве средства передвижения в старину там использовали метлу или черта). Но на выбоинах и ямах маленькая колесная база СМЗ С-3А (1650 мм) и большой дорожный просвет (170 мм) показывают себя с лучшей стороны.

Маневренность в плотном потоке – потрясающая! Тут положительную роль играют и миниатюрные размеры родстера, и то, что «малютку» с улыбками пропускают в пробках, стоит только включить указатель поворота. Это особенно приятно, ведь боковые зеркала практически бесполезны. Особенно правое, которое спрятано от водителя за стойкой кузова. Так что, когда убрана крыша, приходится частенько крутить головой – крайние габариты машины ощущаются очень хорошо. А парковаться СМЗ С-3А позволяет в таких местах, в которые даже Smart (известный тем, что втиснется куда хочешь) не влезет.

Новая жизнь

Время не стоит на месте. Оно способно все перевернуть с ног на голову. Небольшие мотоколяски, которые в 50-е годы разрабатывались под гуманитарные нужды, сегодня превращаются в яркие шоу-кары. Этот СМЗ С-3А не застрял во времени, а оказался востребованным и отлично вписался в жизненный поток XXI века!

 История ее жизни

Мотоколяска СМЗ С-ЗА выпускалась Серпуховским мотоциклетным заводом с 1957 по 1970 год. Это была четырехколесная модификация трехколесной модели С-ЗЛ. Торсионная передняя и пружинная независимая задняя подвески крепились к сваренной из труб раме, а за задней осью размещался мотоциклетный двухтактный мотор Иж-49 в паре с четырехступенчатой коробкой передач. Охлаждение единственного цилиндра осуществлял смонтированный на кожухе мотора вентилятор. От силового агрегата к главной передаче крутящий момент передавался цепью. В 1962 году машина подверглась модернизации, после чего получила индекс С-ЗА-М. Спустя 8 лет, в 1970 году, ей на смену пришла новая модель с закрытым кузовом СМЗ С-3Д.

Умиляющая внешность
На скорости можно разговаривать, не повышая голоса
Острое рулевое управление
Простота в обслуживании
Недостаточная динамика замедления
Валкость при резких маневрах

 СМЗ С-3А
Общие данные*
Тип кузовародстер
Дверей/мест2/2
Габариты Д/Ш/В, мм2625/1315/1380
База, мм1650
Колея передн./задн., мм1114/1050
Клиренс, мм170
Масса снаряженная/полная, кг427/577
Объем багажника, лн. д.
Объем бака, л12
Двигатель
Типбенз. с распр. впрыск.
Расп. и к-во цил./кл. на цил.R4/2
Объем, см1781
Мощн., кВт (л.с.)/об/мин79(107)/5400
Макс. кр. мом., Нм/об/мин157/3800
Трансмиссия
Тип приводазадний
КП5-ст. мех.
Ходовая часть
Тормоза передние/задниебараб./бараб.
Подвеска передняя/задняянезав./незав.
Усилитель
Шины175/50 R13
Эксплуатационные показатели
Максимальная скорость, км/чболее 160
Разгон 0-100 км/ч, сн. д.
Расх. средний, л/100 км6
Стоимость тест. автомобиля60034 грн. **
* Для оригинальной версии
** По курсу НБУ на 09.06.2006

Дмитрий Чабан
Фото Сергея Кузьмича

Редакция благодарит Александра Дорогобида за предоставленный на тест автомобиль