Polaris: Верхом на ветре
Для большинства украинцев этот экзотический вид транспорта – всего лишь экстремальный аттракцион. Однако накануне Нового года пара снегоходов попала к нам в руки – и рассекая снег и ветер в маленьком заполярном поселке, мы представили, что просто поехали на снегоходе на работу.
Для большинства украинцев этот экзотический вид транспорта – всего лишь экстремальный аттракцион. Однако накануне Нового года пара снегоходов попала к нам в руки – и рассекая снег и ветер в маленьком заполярном поселке, мы представили, что просто поехали на снегоходе на работу.
Первое впечатление: «Ого!» Большой яркий аппарат внушал уважение и одновременно как бы приглашал поиграть с ним, нарядными и блестящим. Захотелось вскочить в седло и «притопить», вздымая вихри сухого колючего снега, среди реденьких лапландских сосен и карликовых березок…
Олени не лучше
Заводится наш снегоход по-автомобильному – ключом зажигания. На холостом ходу двигателя почти не слышно, нет и заметных вибраций. По привычке, оставшейся от езды на мотоцикле, рука пытается крутить правую ручку, но «газ» не добавляется. На снегоходах «газуют» иначе – клавишей-маньеткой, расположенной под большим пальцем правой руки. Но для этой гашетки палец должен быть «накачан», иначе после десятка километров он начинает дубеть, а мышцы сводит судорогой. Но более яркие впечатления – от динамики. Ох и дергает железного оленя вперед, едва только прижмешь эту железную гашетку! Ускорение просто бешеное, в киевском транспортном потоке на снегоходе со светофоров уходил бы первым, но… Единственной резиновой гусенице (сзади) и двум пластиковым лыжам (спереди) противопоказан голый асфальт, да и ПДД всех стран мира таких заездов тоже не рекомендуют.
Вместо коробки передач – вариатор, регулирующий тягу и обороты в зависимости от скорости машины и нагрузки. Он же позволяет тормозить двигателем, так что дисковым тормозом, действующим на гусеницу, пользуешься нечасто – только при потребности полной остановки. Нам ни разу не удалось почувствовать блокировки гусеницы, которой пугали бывалые снегоходчики. Дескать, при длительном торможении под нее набивается снег, и получается своего рода «снегопланирование».
Правила дорожного движения всех стран мира не предусматривают или прямо запрещают движение на снегоходах по дорогам общего пользования. А жаль.
Требуется противовес
По укатанному снегу машина идет легко, лишь натужный рев мотора говорит о том, что скорость на спидометре зашкалила за городской предел, т. е. 60 км/ч. Для 300-килограммовой машины и двоих седоков его мощи достаточно. Интересно еще и то, что на целине с увеличением скорости прямо пропорционально растет и звук двигателя, поэтому когда на электронном спидометре цифры скачут около сотни, звуковой фон не из приятных – хоть наушники надевай.
Но вот заканчивается длинная прямая – самое время учиться поворачивать. Руль нетяжелый, острый, на разумной скорости позволяет без труда удерживать траекторию но… Снова – как ни далеко от Лапландии до берегов Днепра – вспомнились мотоциклы КМЗ с боковым прицепом, норовившие при малейшем превышении скорости в правом повороте встать на два колеса. И наш северный транспорт на виражах тоже несколько раз отрывал от снега то одну, то другую лыжу, добавляя экипажу самых разнообразных эмоций. Машина тяжелая, но склонность к кувырканию демонстрирует охотно, особенно если дорога в повороте неровная. Немудрено: центр тяжести расположен высоко, а колея лыж достаточно узкая. Пожалуй, если каждое утро по дороге к офису получать такие яркие «впечатления», рядом с рабочим кабинетом впору оборудовать душ и сушилку для одежды. Опытные люди советуют экипажу при скоростных маневрах смещаться телом к центру поворота, как это делают мотоциклисты, но с широким сиденьем это не так легко. Чтобы использовать управляемый занос на туристическом, а не спортивном снегоходе, нужны особые навыки и гарантированно ровная трасса.
На обледеневших участках проблемы с рулением иного порядка – управляемые лыжи скользят, игнорируя повороты руля, несмотря на подрезы – отформованные продольные выступы на подошве. По этой же причине нужно аккуратно пересекать отрезки оголенного асфальта – на них снегоход управляется по курсу очень плохо.
Сильное звено
Большого уважения заслуживает ходовая часть снегомобиля (snow mobil – так называется этот транспорт в англоязычных странах). Энергоемкая, с большими ходами подвеска отлично отрабатывает неровности пути – а они, несмотря на ровный снежный покров, могут быть весьма существенными. Однако ни одного пробоя за все время теста не было. Выдерживает подвеска и небольшие прыжки с «трамплина».
При быстрой езде на часто повторяющихся волнах тряска все же ощутима, особенно на заднем сиденье. В таких случаях водителю лучше привставать на подножках по-мотоциклетному, а наш задний пассажир такие участки проезжал, опираясь руками на специальные ручки.
Порадовало еще одно обстоятельство. Благодаря энергоемкости подвески аппарат не выглядит «холодцом» – не раскачивается, держится собранно при маневрах, не приседает, если по-мушкетерски прыгнуть в «седло».
Климатический комфорт пассажира сводится к двухрежимному подогреву ручек и ветрозащитному щитку. |
Чтобы использовать управляемый занос на туристическом снегоходе, нужны особые навыки и гарантированно ровная трасса.
С комфортом проблемы…
Климат-контроля и стереосистемы на этом транспорте никто и не ожидал. Однако через десять минут езды заметил, что рукам даже через перчатки стало горячо. Пришлось переключить подогрев ручек на меньший режим – всего их два. Подогревается и гашетка акселератора, но для нее предусмотрен один режим нагрева.
Задний пассажир, облокотившись на регулируемую спинку, поначалу лихачил – ехал без перчаток, укрывая пальцы за удобными пластиковыми кожухами. Однако уже после разгона до 30 км/ч он отбросил городское пижонство и потребовал рукавицы, а затем и подогрев ручек (он у пассажира тоже есть) включил на максимальный режим: набегающий поток морозного воздуха – не шутка. При этом аэродинамика транспортного средства в целом заслуживает похвалы. Даже на скорости более 80 км/ч воздух не задувает за пластиковый обтекатель, и экипаж сидит, будто в невидимом коконе. Естественно, шлем при этом обязателен, хотя опущенное «забрало» для заднего седока – дело добровольное. Кстати, организующее воздушный поток лобовое «стекло» на самом деле изготовлено из эластичного даже на морозе акрилового пластика, который не ломается при случайном контакте с препятствиями.
Пригоден!
Заглушив моторы и стянув с головы мокрые от пота подшлемники, мы пришли к единому мнению: снегоход можно назвать универсальным зимним транспортом, который пригоден и для активного отдыха, и в качестве средства передвижения по делам и для поездок на работу, особенно если вы – лесник, егерь или геолог. Необходим только один важный природный фактор – обилие снега, которого у нас, к сожалению, практически нет. Кстати, в Заполярье для этого вида транспорта предусмотрены даже специальные прицепы.
Резюме
Плюсы | Минусы |
---|---|
|
|
Polaris | |
Общие данные | |
Тип кузова | открытый |
Дверей/мест | -/2 |
Габариты, Д/Ш/В, мм | 3277/1219/1346 |
Колея лыж, мм | 1080 |
Масса сухая, кг | 287 |
Объем багажника, л | – |
Емкость бака, л | 38,6 |
Двигатель | |
Тип | бензиновый четырехтактный |
Система охлаждения | жидкостная |
Расп. цил. | R2 |
Объем, см куб. | 750 |
Мощность, л. с. | 80 |
Трансмиссия | |
Тип привода | задний |
КП | вариатор |
Ходовая часть | |
Тормоза задние | гидро, дисковые |
Подвеска передняя/задняя | независ./независ. |
Эксплуатационные показатели | |
Максимальная скорость, км/ч | 120 |
Стоим. тест. снегохода, грн. | 96 000 |