X

Первый тест-драйв первого кроссовера SEAT Ateca в Украине

Впервые для съемки и тест-драйва я выгнал на пересеченную местность СЕАТ. Ведь с первым своим кроссовером SEAT Ateca компания вошла в новый для себя сегмент, в котором авто предлагают гораздо большую географию и свободу перемещения. И мы просто обязаны были понять, на что способна Атека.

С появлением SEAT Ateca на пересеченной местности становится еще теснее. Новичок заявляет об активной жизненной позиции и старается по-немецки чеканить слог, но в нем хорошо слышатся смягчающие испанские интонации.

А ведь появление кроссовера от SEAT было лишь вопросом времени. Имея глобальную фольксвагеновскую платформу MQB, было бы глупо ею не воспользоваться. Тем более когда сегмент компактных SUV активно развивается во всем мире.

Мало того что Атека словно соткан из острых углов и ломаных линий, так он еще и подчеркивает это светодиодными ходовыми огнями и указателями поворотов.

Для тест-драйва мы заполучили первый испанский кроссовер SEAT Ateca с 1,4-литровым 150-сильным бензиновым мотором, полным приводом 4Drive и в самой дорогой комплектации Xcellence, да еще с массой дополнительных опций. Но даже с таким зарядом его стоимость составляет 40 тыс. долл. Заявка на успех? Попробуем разобраться.

Показать себя и видеть других

Общение с Атекой обещает быть простым и легким. Ведь в отличие от немецких сородичей с испанскими машинами всегда проще говорить на языке эмоций. Они у него и во внешности, и в ДНК. Пусть даже техника и модульная платформа у SEAT Ateca схожа с новым Volkswagen Tiguan, но отличий у них масса, и не только в стилистике.

Качественный мягкий пластик верхней части торпедо и хорошая эргономика, развернутая к водителю центральная консоль и глубокие цепкие сиденья – за рулем сидишь как в добротном, удобном, харизматичном авто. На первом кроссовере марки мне сразу хочется ехать бойко как хэтчбеке Leon.

SEAT Ateca деле более компактный: на целых 123 мм короче по длине, на 18 мм ниже и лишь на незначительные 2 мм шире. А вот разница по колесной базе зависит от того, каким приводом оснащена Атека – передним (2638 мм) или полным (2630 мм). Соответственно, она меньше, чем у Тигуана, на 43 или 51 мм.

Вполне в духе молодежного движения SEAT Ateca предлагает «цветовой набор» (красный, оранжевый, синий, стальной) для отделки деталей кузова, колесных дисков и панелей в салоне, а также – различные насадки на выхлопные трубы. А в комплектациях Style и Xcellence словно исподтишка выставляет напоказ серебристые элементы декоративной отделки бамперов.

У Атеки обычный щиток приборов, но вся информация считывается легко. А пользуясь телефоном, перечень последних звонков можно вывести прямо на дисплей, и еще меньше отвлекаться от дороги.

Мало того что Атека словно соткан из острых углов и ломаных линий, так он еще и подчеркивает это светодиодными ходовыми огнями и указателями поворотов. Они есть уже в базовом исполнении Reference. Но в этой комплектации обычные галогенные фары не создают столь сильного эффекта, как полностью светодиодная оптика SEAT Full LED в комплектациях Style и Xcellence.

Правда, я не раз пожалел, что в этом случае противотуманные фары в переднем бампере лишаются функции освещения поворотов. Ведь у светодиодной оптики Атеки ее также нет, как и не предусмотрена возможность автоматического переключения на ближний или дальний свет HIGH BEAM ASSIST.

Интерфейс Full Link позволяет интегрировать смартфон в мультимедийную систему автомобиля по протоколам Apple CarPlay, Android Auto и MirrorLink. Да и сам рабочий стол напоминает крупный планшет или смартфон и просто выглядит красиво.

А вот у приветственной проекции на землю Welcome Light силуэта машины с названием модели есть и практичная составляющая – подсвечивать пространство возле передних дверей. Но SEAT Ateca Xcellence и в салоне предлагает создать отвечающее вашему вкусу фоновое освещение, выбрав один из 8 вариантов.

Еще больше приятных особенностей даже в самом богатом оснащении предлагается за доплату. К примеру, Атека не случайно напоминает, чтобы вы не забывали телефон в машине, ведь вы можете заказать беспроводную зарядку смартфона.

Полочка под центральной консолью за доплату может превратиться в беспроводное зарядное устройство для смартфона.

При помощи голосового управления можно руководить интерфейсом телефона, радио, носителями музыки и навигации. Но при переводе системы авто на украинский язык эта функция так и не загрузилась.

А помимо парктроников и камеры заднего вида можно установить и систему кругового обзора Area View. Она позволяет включать основную трансляцию с любой из камер или сверху посмотреть, что происходит вокруг машины.

Функция особенно ценна около супермаркетов, где вам могут в любой момент подложить свинью в виде пустой тележки. Да и выезжать задним ходом из плотного ряда или гаража безопаснее, когда датчики системы мониторинга мертвых зон Blind Spot Detection благодаря ассистенту Rear Cross Traffic Alert предупреждают о машинах, приближающихся сбоку, и даже сообщают, с какой именно стороны.

Восемь вариантов фонового освещения позволяют самостоятельно создать необходимую вам атмосферу.

Но при обычной езде система предупреждает о попутном транспорте лишь миганием лампочек в соответствующем зеркале. Хотя у некоторых конкурентов это сопровождается еще и звуковым сигналом, что более эффективно.

Впрочем, несмотря на зауженные в угоду стилю зеркала, проблем с обзорностью не возникает. А если сомневаетесь в своих возможностях, то за дополнительную плату процесс парковки можно возложить на систему Park Assist.

Благодаря отдельной форсунке омывателя можно поддерживать чистоту объектива камеры заднего вида. Она для самого дорогого исполнения Xcellence предлагается в базе, а вот за систему кругового обзора надо доплатить.

Другие автоматические помощники работают как в городе, так и на трассах: Front Assist готова самостоятельно замедлять машину и распознает пешеходов, а адаптивный круиз-контроль удерживает дистанцию на более высоких скоростях.

Зима прошла, так что отсутствие подогрева руля можно и не заметить. Но нити электрического обогрева лобового стекла в авто выдают наличие этой приятной опции. И на ключе висит пульт управления автономным отопителем.

Обогрев лобового стекла включается в два этапа – сначала заходишь в меню климат-контроля, и там появляется нужная кнопка. Не вижу в этом проблемы, так как пользуешься опцией не часто, к тому же на стоящей машине. Зато это позволяет унифицировать панели и кнопки с машинами, в которых этой опции нет. В этом же разделе меню можно изменить интенсивность обдува, настроить автономный отопитель и провести другие операции с системой климат-контроля.

А вот систем поддержания дистанции в городских пробках Traffic Jam Assist, удержания в полосе Lane Assist и распознавания дорожных знаков в Украине для Атеки не предлагаются. Кроме того на SEAT Ateca не используется виртуальный щиток приборов Active Info Display и проекционный дисплей.

В комплектации Xcellence великолепные спортивные сиденья частично обитые алькантарой (такую обивку можно заказать и для комплектации Style). Есть электрические настройки, но памяти нет.

И даже более продвинутый мультимедийный комплекс Plus не поддерживает Google Map и Google Earth. Со всем этим оборудованием нас познакомил новый Тигуан. Зато с настройками Атеки разбираешься гораздо проще и быстрее, поскольку тут нет глубоких корректировок.

Сиденье водителя с электрическими приводами позволяет сесть очень глубоко и надежно. Но если пустите за руль другого водителя, то приготовьтесь вспоминать свои регулировки, так как памяти настроек Ateca не предлагает.

На втором ряду хватает места для ног и над головами взрослых пассажиров. Сидеть очень удобно – понравилась конфигурация заднего ряда, но изменить ее нельзя, а помимо регулировок отсутствуют подогревы.

И второй ряд тут без подогрева и регулировок. Впрочем сидеть и выбираться удобно. Для перевозки крупногабаритных вещей спинка дивана складывается из двух разных по размеру частей, а для длинномерных вещей предлагается отдельный лючок. Также очень легко управлять крышкой багажника, если оборудовать ее электрическим приводом с бесконтактным управлением Easy Open.

Открыть и закрыть отсек можно, просто махнув ногой под задним бампером. Это позволяет не только класть громоздкие вещи в багажник, но и забирать их. Под бампером также может прятаться фаркоп с электрическим приводом.

Получить ровную погрузочную площадку не выходит, да и перевезти груз длиной до 2,5 м не получится – спинка правого переднего кресла не складывается. Жесткую полку нельзя спрятать под полом. Впрочем, как часто возникает такая необходимость? Зато в багажнике можно установить жесткие планки системы фиксации багажа, а крышку удобно открывать/закрывать при помощи электропривода и бесконтактного управления. Все машины оснащены временными запасными колесами. У нас тут еще и сабвуфер.

Теперь не только по асфальту

Минимальную цену модели обеспечивает базовая комплектация Reference для машины с 3-цилиндровым 1-литровым 115-сильным бензиновым моторчиком, механической трансмиссией и передним приводом.

Когда Атека распознает ключ в кармане владельца, кнопка запуска мотора начинает пульсировать красным цветом в ритме сердца.

Но куда интереснее машина едет с 1,4-литровым 150-сильным турбодвигателем TSI. Он доступен во всех комбинациях с механической и роботизированной коробкой DSG, с передним и полным приводом и, на наш взгляд, будет более популярен.

За счет турбонаддува двигатель легко раскручивается и уже при 1500 об/мин отдает максимальные 250 Нм крутящего момента. И пусть цифра не столь впечатляющая, как на турбодизелях, но вся эта тяга доступна вплоть до 3500 об/мин. Так что разгоняется 1,4-литровый Атека ровно, уверенно, хотя и без фанатизма – за 8,9 с до сотни.

Бензиновый 1,4-литровый 150-сильный турбомотор доступен во всех комбинациях с механической и роботизированной коробкой DSG, с передним и полным приводом. Сразу видно, что он установлен под капотом кроссовера, который месил грязь.

При наборе скорости коробка с двумя пакетами сцепления переключается оперативно и незаметно. А вот при при резком разгоне с маленькой скорости порой возникают заминки. Чтобы избежать их в рваном и дерганном городском ритме, можно в любой момент перевести коробку в спортивный режим или подбирать передачи самостоятельно – рычагом или подрулевыми переключателями. Но и в этом случае при необходимости DSG уходит вниз при кикдауне.

При включенном режиме Eco мотор практически не реагирует на небольшие перемещения акселератора, с показательным спокойствием и неторопливостью откликается на резкое добавление газа.

Мультимедийный комплекс делится массой различной информации.

Порой такая необходимость возникает и тогда, когда стараешься ехать экономно. Хотя данная настройка и не предполагает активную езду. Ведь коробка максимально рано переключается вверх, а при сбросе газа трансмиссия размыкает сцепление – и SEAT Ateca едет накатом.

Переключившись в режим Normal, получаю усредненные реакции, но машина уже довольно точно и линейно откликается на команды, веселее набирает ход, более оперативно работает и коробка. Но мне удобнее всего ездить в режиме Sport. В нем DSG раньше уходит на пониженные передачи и держит мотор на высоких оборотах.

Поворотный переключатель SEAT Drive Profile доступен на версиях с роботизированной коробкой DSG – для средней комплектации Style за доплату, а для самой богатой Xcellence как базовое оборудование. На машинах с полным приводом – к четырем стандартным профилям движения: Normal, Eco, Sport, Individual, добавляются еще два: Off Road и Snow.

Так что Атека быстрее и резвее разгоняется после интенсивного торможения, ускоряясь для перестроения, обгона, опережения или проезда перекрестка. Как по мне, такая настройка больше всего соответствует характеру авто испанской марки. Так что можно и систему стабилизации перевести в спортивный режим – сдвинуть порог ее срабатывания.

А если при ровной спокойной езде лишнее напряжение силового агрегата напрягает, то его можно сбросить простым поворотом ручки в другой режим. Подходит для этого и комбинация настроек Individual, в которой можно создать свою конфигурацию работы двигателя, климатической установки, рулевого управления и активного круиз-контроля.

Вы задаете скорость и выбираете дистанцию до впередиидущего авто, а адаптивный круиз-контроль самостоятельно поддерживает эти параметры.

В машинах с полным приводом есть еще два профиля езды – Off Road (настраивать его как в Тигуане нельзя) и Snow. При их выборе еще и система стабилизации ESC меняет алгоритм своей работы. Например, во внедорожном режиме она перестает душить мотор, но продолжает имитировать межколесные блокировки.

И это работает. Закончив позировать с высоко вывешенным колесом, Атека довольно легко уезжает вперед, а не сползает с преграды задним ходом с поджатым хвостом. И под углом (чтобы не повредить передний свес) въехать на крутую песчаную горку и подняться по ней кроссовер тоже позволяет.

Панорамная крыша не глухая, а с открывающимся большим сектором.

За рулем знай себе дави на газ и слушай, как скрежещут и хрустят исполнительные механизмы, замедляя буксующие колеса. Но главный помощник в таких условиях – это полный привод на основе многодисковой муфты Haldex 5-го поколения с электронно-гидравлическим управлением.

А при обычной езде помощь полного привода будет более заметна на мокрой и скользкой дороге или когда надо проехать по снегу, песку или грязи. Но на этом преимущества версии 4Drive не заканчиваются. У такой машины увеличенный со 176 до 189 мм клиренс, с 19,4° до 20,6° угол въезда и с 25,5° до 27,9° – угол съезда.

Диагональное вывешивание не стало для SEAT Ateca непреодолимым препятствием. Зато позволило убедиться в отличной жесткости кузова: все двери открываются и закрываются без перекосов, крышка багажника встает четко на свое место. После этих проверок кроссовер поехал вперед, а не назад.

Это позволяет смелее парковаться и забираться на бровки, спокойнее проезжать разбитые, изрезанные и изувеченные выбоинами участки. Лихо маневрирую между ними в различных режимах, не замечаю разницы в настройках руля. Он всегда сохраняет комфортно-приятное усилие и линейные отклики. И управляется машина легко и точно.

Подвеска не трясет, но работает шумновато. Особенно гулко колеса с 18-дюймовыми дисками и покрышками 225/50 отбивают ритм на крупных трещинах и выбоинах асфальта. В SEAT Ateca нет регулируемых по жесткости амортизаторов, но подвеска уверенно расправляется с дефектами – особенно с выступающими горбиками и заплатами. Не пропускает их, но на кузов передает в гораздо более мягком виде.

Дальнейшие шаги

Начало положено. И следующего шага компании SEAT в сегменте SUV долго ждать не придется. Очередь за компактным SEAT Arona, а там глядишь и более крупный крссовер подтянется.

Фото автора

SEAT Ateca

•    первый кроссовер компании
•    построен на модульной платформе MQB, которая уже положена в основу множества моделей концерна Volkswagen
•    «Выбор покупателей 2017» в конкурсе AUTOBEST 2017

В Украине:

Бензиновые двигатели:
•    1.0 TSI (115 л.с.)
•    1.4 TSI (150 л.с.)

Дизельные двигатели:
•    2.0 TDI (150/190 л.с.)

Коробки передач:
•    6-ст. механическая,
•    6-ст./7-ст. робот. DSG

Привод:
•    передний 2WD
•    полный 4WD

Комплектации:
•    Reference
•    Style
•    Xcellence

Стоимость модели:
•    от 579 850 грн*

*На 22.03.2017 г.

Резюме «Автоцентра»

Кузов и комфорт
 +  Первый кроссовер испанской компании остался самобытным. Стилистика легковых моделей очень гармонично прижилась и на SUV. В комплектациях Style и Xcellence эффектно смотрятся серебристые вставки в бамперах, словно выступающие элементы защиты. Строгий автомобиль может легко стать молодежным и оригинальным благодаря набору для стилизации. Салон в задней части на удивление просторен. Подвеска хорошо расправляется с неровностями, машину не трясет даже на разбитых дорогах. −  По трещинам и выбоинам машина проезжает с громким гулким стуком колес. Слишком простое оснащение заднего ряда.
Силовой агрегат и динамика
 +  Разгон благодаря двум пакетам сцепления происходит ровно и напористо. Вверх коробка переключается незаметно и быстро. Во всех машинах независимо от комплектации есть расширенная система межколесной блокировки XDS, функции Start-Stop и рекуперации энергии. Пакет систем, повышающих экономичность и экологичность, работает при всех настройках. Поэтому даже в режиме Sport двигатель под малой нагрузкой работает на двух из четырех цилиндрах, а при коротких остановках выключается. −  Расход топлива 1,4-литрового мотора оказался выше обещанного – в пределах 9-10 л на 100 км. Роботизированная коробка временами спотыкается и раздумывает при переключении. Спортивные настройки почти не сказываются на рулевом механизме.
Финансы и оснащение
 +  Пусть для SEAT Ateca и не доступны некоторые опции, которые предлагает новый Тигуан, но это позволяет удержать максимальную стоимость Атеки на гораздо более низком уровне. При этом Атека оснащается многим полезным оборудованием: полностью светодиодными фарами, приветственной проекцией Welcome Light, функциями автоматической парковки Park Assist и предупреждения столкновения в городе Front Assist, мониторинга мертвых зон, бесключевого доступа и запуска мотора, бесконтактного управления крышкой багажника Easy Open, а также адаптивным круиз-контролем, мутимедийным комплексом Plus, коленной подушкой безопасности и другим оборудованием. −  Климат-контроль лишь 2-зонный, без управления на втором ряду, навигационная система не поддерживает Google Map и Google Earth.

SEAT Ateca 1.4 TSI 4Drive

Общие данные

Тип кузовауниверсал
Дверей/мест5/5
Габариты, Д/Ш/В, мм4363/1841/1625
База, мм2630 (2638)*
Колея передн./задн., мм1572/1544
Клиренс, мм189 (176)*
Масса снаряженная/полная, кг1476/2010
Объем багажника, л485(510)*/1604
Объем бака, л55

Двигатель

Типбенз. с непоср. впр. турбо
Расп. и к-во цил./кл. на цил.R4/4
Объем, см. куб.1395
Мощность, кВт (л.с.)/об/мин110(150)/5000-6000
Макс. кр. мом., Нм/об/мин250/1500-3500

Трансмиссия

Тип приводапост. полный 4Drive
КП6-ст. робот. DSG

Ходовая часть

Тормоза передние/задниедиск. вент./диск.
Подвеска передняя/задняянезав./незав.
Усилитель руляэлектро
Шины225/50 R18

Эксплуатационные показатели

Максимальная скорость, км/ч189
Разгон 0-100 км/ч, с8,9
Расх. трасса-город, л/100 км5,8-7,2
Гарантия, лет/км2/без огр. проб.
Периодичность ТО, км15 000
Минимальная стоимость, грн**832 211
Стоимость тестируемого авто, грн**1 087 589

*Для версии с передним приводом
**На 22.03.2017 г. для авто с выбранным силовым агрегатом