Лапландский дрифт
Надевая перчатки и шлемы на берегу замерзшего озера в финском Заполярье, мы еще не знали, какое потрясение нас ждет. В свое время журналисты «Автоцентра» «по-взрослому» гоняли на Ferrari, Lamborghini, Bentley, Porsche, болидах F1 и «кузовах» VLN, но даже не подозревали, что их смогут затмить эти стрекочущие тележки с шипованными колесиками…
Надевая перчатки и шлемы на берегу замерзшего озера в финском Заполярье, мы еще не знали, какое потрясение нас ждет. В свое время журналисты «Автоцентра» «по-взрослому» гоняли на Ferrari, Lamborghini, Bentley, Porsche, болидах F1 и «кузовах» VLN, но даже не подозревали, что их смогут затмить эти стрекочущие тележки с шипованными колесиками…
Это все лишнее: громкое имя бренда, сотни «лошадей» под капотом, сам капот да и весь кузов. А также кожа, климат-контроль, усилители, сервоприводы и масса других ненужных узлов и деталей! Ведь есть моторчик, четыре «зубастых» колеса, руль и две педали. Но главное в этом карте – лед под колесами. Он меняет все.
Для ледового дрифта достаточно лишь 13-ти «лошадок» – на пару сотен л. с. меньше, |
Снег и ветер
Адреналин? Нет, никакого страха, напряжения и прочего экстрима – одно сплошное удовольствие. Оно приходит с первой же минуты, когда нажимаешь грубой подошвой ботинка на хромированную трубку акселератора. Под смешной треск моторчика за спиной машинка начинает весело ускоряться – и ты видишь, что летишь прямо на высоченный сугроб! Выискиваешь среди белых стен направление поворота…
И вот тут начинается самое интересное. Уверенно кручу руль в сторону поворота и смело прибавляю газ! Мою трещащую тележку тут же ставит боком, выворачиваю руль в обратную сторону и чувствую, что акселератор – это еще один орган управления, отвечающий за поперечные перемещения задней части машины. Работает он в паре с рулем, между углом поворота которого и оборотами двигателя должен соблюдаться баланс. Нельзя сказать, что он очень тонкий: скользящий в заносе зимний карт прощает многие ошибки, и единственное, чем рискуешь, – это разворот на 180 градусов или вылет в сугроб. Задней передачи нет, поэтому перспектива барахтаться в снегу – одна из самых невеселых.
Однако в жизни всегда есть место мастерству – как опытные тест-пилоты мы приловчились, попав в глубокий занос и осознав серьезность положения, не сбрасывать газ, а нажимать педаль до упора. Машина, отчаянно вгрызаясь в лед, с «веером» снега и ледяной крошки разворачивалась на 360 градусов и снова оказывалась носом в створе поворота! Если, конечно, кто-то из соперников в этот момент не пролетал мимо и не внес в траектории мини-болидов свои коррективы.
В чем «прикол»
Что же в нем такого? Откуда эти захватывающие эмоции при езде? Секрет – в комплексе качеств. Компактность карта, отсутствие кабины, поднятые в воздух снег и ледяная стружка обостряют ощущение скорости, на самом деле не такой уж и высокой (порядка 60 км/ч). Отсутствие мягкой подвески позволяет чувствовать собственной «пятой точкой» едва ли не каждый оборот колеса, малейшее поперечное смещение «автомобиля». Шипы и развитые грунтозацепы шин обеспечивают именно то сцепление, которое дает возможность уверенно управлять машиной, быстро двигаться по прямой и легко дрифтовать.
Дрифт позволяет без существенной потери скорости направить продольную ось машины в створ поворота, а также не потерять обороты двигателя, сохранив их для незамедлительного рывка вперед в самый нужный момент. От упора до упора руль совершает четверть оборота. Такое «мотоциклетное» управление сокращает время реакции машины на работу рулем и передает водителю все обратные реакции. Грамотно подобранная трансмиссия с автоматическим сцеплением освобождает от необходимости выбирать передачу, всегда сохраняя на ведущих колесах необходимый запас крутящего момента. Он всегда поровну распределяется между колесами оси по причине отсутствия дифференциала. И наконец, его величество задний привод, без которого все это было бы просто немыслимо.
Резина зимняя, но ламелей нет – есть шипы и огромные канавки между шашками. | Вылетевший на бруствер микроболид совершенно беспомощен. В этом и состоит главная опасность. |
Хорошо, но мало
Наш коллективный тест-драйв показался до обидного коротким. Заглушив после двух часов гонки свои тарахтящие моторчики и стянув со взмокших макушек трикотажные подшлемники, все высказали общее мнение: мало. Мало снега и ледяной крошки, секущих по щекам, мало бесшабашного, невероятного дрифта, мало стремительных «прямиков», «дружеских» столкновений и вылетов на бруствер. И более глобально – мало вот такой настоящей зимы в Украине. Кстати, «снежные» карты стали хорошим лекарством для поднятия духа бригаде испытателей шин после их недельной изнуренной работы в условиях Заполярья.
Начинка на виду
Конструкция карта типична для прокатных машин, используемых на асфальте. Прочная рама с отбойниками, жесткая подвеска, спроектированная таким образом, чтобы при повороте карт вставал «на три точки», отрывая от дороги внутренне заднее колесо (это позволяет отказаться от дифференциала). Рулевое управление – без какого-либо редуктора. Моторчик передает крутящий момент через центробежное сцепление и цепь прямо на заднюю ось – коробка передач отсутствует. Наш 13-сильный двигатель – самый «литражный» и самый мощный в линейке картинговых агрегатов от Honda. Тормоз – дисковый, единственный вентилируемый диск посажен на заднюю ось. Отличие от «летних» картов – расположенные сзади поручни для вытаскивания машин, вылетевших с трассы в глубокий снег.
Существует целая линейка силовых агрегатов для подобных картов. «Хондовские» – из наиболее распространенных. Нам достался самый мощный вариант – 13 «лошадок». |
Вместо интерьера
Когда сквозь тучи снежной пыли несешься по ледяной дорожке, петляя между сугробами и застрявшими в них соперниками, думать о комфорте как-то недосуг. Но о здоровье забывать не годится: в запале зимних развлечений недолго обморозиться. Поэтому в обязательную экипировку ледового картингиста входят просторный теплый комбинезон, нетесные ботинки, перчатки-краги с длинными раструбами и, естественно, шлем. Особенно удобен шлем не с очками, а с откидывающимся «забралом» – если стекло запотеет или его забросает снегом в самый ответственный момент гонки, его можно приподнять одним движением. Не помешает и подшлемник – как с точки зрения теплоизоляции, так и гигиены.
Карт | |
Общие данные | |
Тип кузова | – |
Дверей/мест | -/1 |
Грузоподъемность, кг | 100 |
Объем багажника, л | отсутствует |
Объем бака, л | 6,9 |
Двигатель Honda GX 390 | |
Тип | 4-тактный бензиновый |
Расп. и к-во цил./кл. на цил. | 1/2 |
Объем, л | 0,389 |
Мощность, кВт(л. с.)/при об/мин | 9,6(13)/3600 |
Макс. кр. мом., Нм/при об/мин | 27/2400 |
Трансмиссия | |
Тип привода | задний |
КП | отсутствует |
Ходовая часть | |
Тормоза передние/задние | -/диск. вент. |
Подвеска передняя/задняя | отсутствует |
Шины | 4,5/11–5” |
Эксплуатационные показатели | |
Максимальная скорость | 70 км/ч |