Honda FCX Concept: Параллельный мир
Этот тест один из моих коллег по праву сравнил с испытаниями «летающей тарелки». И хотя прототип Honda FCX Concept действительно выглядит необычно, собран он руками человеческими. Причем всего в двух экземплярах! А появления серийного образца надо ждать как минимум год.
Этот тест один из моих коллег по праву сравнил с испытаниями «летающей тарелки». И хотя прототип Honda FCX Concept действительно выглядит необычно, собран он руками человеческими. Причем всего в двух экземплярах! А появления серийного образца надо ждать как минимум год. |
Нам представился шанс заглянуть в будущее, и в поисках новых знаний и неведомых открытий мы, словно герои Жюля Верна, отправились на небольшой остров, затерянный посреди Балтийского моря. В туристическом агентстве и в международном терминале аэропорта никто не слышал о таком шведском городке, как Висби. И то, что мы отправлялись в малоизвестные места для знакомства с неизвестной техникой, добавляло нашему путешествию пикантности.
| |
Остров Готланд, столицей которого и является Висби, – один из самых чистых уголков нашей планеты. А Honda FCX Concept – ходовой прототип японского автомобиля, работающего на водороде, то есть абсолютно чистого с экологической точки зрения. Ограниченную партию таких машин планируют начать эксплуатировать с 2008 года в Японии и США. Опыт использования подобных авто в этих странах уже есть. И первый тест новой Honda FCX Concept также планировали сделать в Америке, в штате Калифорния, где уже бегают несколько FCX прошлых поколений. Но с борцом за чистоту Арнольдом Шварценеггером–Терминатором, губернатором штата, нам свидеться не пришлось. И в какой-то мере это радует. Ведь местом проведения мероприятия стала Европа. Она все больше интересуется техникой, использующей альтернативные виды силовых установок.
Дружба с природой
Человек давно научился жить в согласии с природой. Весь Готланд уставлен огромными ветрогенераторами. Ветер вырабатывает энергию, необходимую для обеспечения жизнедеятельности человека. В свое время «хондовцы» изобрели двигатель, который использует энергию, полученную из водорода, и постоянно его совершенствуют. Самый свежий результат их работы – перед нами.
Проверить ходовые качества Honda FCX Concept нам доверили на закрытом гоночном треке Gotland Ring. Представьте мое удивление, когда я узнал, что на относительно небольшом острове 150 на 50 км есть гоночная трасса.
Контингент приглашенных довольно ограничен, но все равно, учитывая количество машин, за руль можно садиться строго по графику. Поэтому, ожидая своей очереди, я решил теоретические знания о водородных автомобилях Honda подкрепить практическими, прокатившись на Honda FCX предыдущего поколения. Это, к тому же, позволит более полно оценить, насколько продвинулись японцы с новой моделью.
| |
Если не брать в расчет непривычный щиток приборов и звук разгоняющегося троллейбуса, то она мало чем отличается от обычной малолитражки. Крены в поворотах, легкий руль, ранние скольжения – на извилистой трассе ехать быстро не получается. Сразу видно, что машинка предназначена для городских передвижений. Но даже она продемонстрировала хорошую отзывчивость мотора и динамику. Так что же теперь ожидать от FCX Concept?
Реальность завтрашнего дня
Слово Concept несколько настораживает, но на самом деле я оказался за рулем вполне реальной машины. Пропала концептуальная двигающаяся передняя панель одноименного прототипа, показанного на Токийском мотор-шоу в 2005 году. Механическими регулировками подгоняю кресло «под себя».
Обивка сидений необычная, но приятная. Японцы обещают, что она «доживет» и до конвейера. Сидеть очень удобно, кресло словно повторяет форму тела пилота. Именно пилота, ведь в то же мгновение, как захлопнулась дверь, я ощутил себя за штурвалом космического корабля. Только кнопок и переключателей – минимум. Поэтому и адаптируешься к такой концептуальной машине сразу.
Повернул ключ в замке «зажигания», дернул «ушко» коробки передач, отпустил тормоз – и поехал. Причем бесшумно и как лихо! Японцы не разглашают цифры, но, учитывая, что максимальный крутящий момент в 256 Нм, обычно присущий 2,4-литровым бензиновым двигателям, электромотор выдает уже с нуля оборотов, можете представить это ускорение.
Чтобы ограничить скорость движения по треку, перед каждым FCX Concept пустили кроссовер CR-V. И это понятно: ведь если бы один из действующих прототипов разбили, то Сайчито Фуджимото (Sachito Fujimoto) – руководитель проекта и главный инженер Honda R&D Co., Ltd., тут же сделал бы себе харакири.
Даже несколько кругов по треку многое могут рассказать об автомобиле. Цветные картинки на щитке приборов меняются постоянно. Расход водорода, режим рекуперации при торможении, остаточный пробег, уровень зарядки батарей – водитель всегда в курсе того, что происходит в недрах машины. Спидометр, как в последних моделях Civic, вынесен на отдельный экран. Тут он оцифрован в милях, как и система климат-контроля – в фаренгейтах. Впрочем, мы уже обсудили американский рынок как основной для сбыта таких машин.
| |
А вот большой экран в центре торпедо пока ограничивается надписью-заставкой. Можно предположить, что на серийном авто на него будет выводиться не только маршрутная и сервисная информация, но также карта (нет, не звездного неба) навигационной системы и картинка с задней видеокамеры. А она просто необходима. Иначе самой ходовой расходной деталью машины станет задний бампер. Ведь через салонное зеркало рассмотреть можно только небо, а заднее стекло расположено под таким наклоном, что превращается в узкую амбразуру.А вот вперед обзор хороший. Только слишком близко маячит корма Honda CR-V. Чувствуется, что Honda FCX позволяет прописывать виражи намного быстрее, чем того хотелось бы организаторам в ходе презентации. Конечно, тут большая заслуга огромных колес с шинами 235/45 R18, широкой колеи и большой базы. Даже на провокацию с резким добавлением газа в вираже автомобиль не поддается.
Отзывчивость двигателя хороша. Только при троганьи после полной остановки заметна легкая заминка, но если машина едет, то FCX мгновенно реагирует на движение правой ноги. Мотор раскручивается, совершенно не напрягаясь, и FCX Concept легко ускоряется под негромкий «троллейбусный» гул.
Управляется автомобиль намного точнее своего миниатюрного предшественника. Еще бы. В том приходилось сидеть буквально на баке с водородом, размещенном под сиденьями. Отсюда и высокий центр тяжести, и большие крены. В новом FCX Concept все элементы силовой установки стали более компактными. Это не только позволило сделать просторный салон, но и существенно понизить высоту и центр тяжести, а также более грамотно распределить вес машины.
Претензии на трон
Когда начинался нынешний Чемпионат мира в «королеве» автоспорта – гонках в классе Формула-1, Honda произвела маленькую сенсацию, раскрасив свой болид RA107 F1 под земной шар. Этим компания подчеркнула заботу о защите окружающей среды. Своей моделью FCX Concept японцы наглядно демонстрируют свои достижения в области экологической чистоты. Кстати, возможно, близится момент, когда гибридам включат зеленый свет при выезде с пит-лейн в гонках Формулы-1. И тогда у Honda с ее наработками альтернативных бензиновому моторов появятся отличные шансы выйти на лидирующие позиции, которые в производстве «зеленых» дорожных автомобилей она уже занимает.
| |
| |
Резюме «Автоцентра»
|
|
Honda FCX Concept |
|