В странные дни мы живем. Терминатор стал губернатором, граница между Россией и Украиной – чуть ли не линией фронта, а в Багдаде давно уже не спокойно… И лишь одно остается неизменным – военные парады в Киеве до сих пор принимают на «Чайках».
В странные дни мы живем. Терминатор стал губернатором, граница между Россией и Украиной – чуть ли не линией фронта, а в Багдаде давно уже не спокойно… И лишь одно остается неизменным – военные парады в Киеве до сих пор принимают на «Чайках».
В странные дни мы живем. Терминатор стал губернатором, граница между Россией и Украиной – чуть ли не линией фронта, а в Багдаде давно уже не спокойно… И лишь одно остается неизменным – военные парады в Киеве до сих пор принимают на «Чайках». |
Кому ЗИЛ, кому ГАЗ…
Внимательный и исторически «подкованный» читатель, дойдя до этого места, просто обязан воскликнуть: «Ага! Вот вы и попались! На Красной площади военный парад принимали на «ЗИЛах»: сначала на модели 117В, затем – на более современных ЗИЛ-41044. А на ваших фотографиях изображен кабриолет «Чайка», заводской индекс ГАЗ-14-05. Нестыковочка получается!»
Замечание совершенно справедливо и требует некоторых разъяснений. Действительно, для парада на Красной площади завод имени Лихачева специально разрабатывал кабриолеты, которые выпускались буквально в единичных экземплярах. К примеру, автомобилей ЗИЛ-117В было всего три: два основных и запасной. Но в военных округах, резиденции которых часто располагались в областных центрах и столицах союзных республик, парады на таких же машинах проводить не полагалось. Поэтому в конце 70-х (а точнее – в октябре 1978 года, ровно 25 лет назад) было решено создать на базе представительского лимузина «Чайка» ГАЗ-14 специальную версию с открытым верхом, которая как раз и предназначалась для проведения военных парадов в крупных военных округах необъятной тогда родины. И вполне логично, что в Министерстве обороны Украины, куда мы обратились за помощью в проведении столь необычного тест-драйва, нам предложили познакомиться именно с кабриолетом ГАЗ-14-05. Точнее, с двумя – номер 0001 и номер 0002.
Наш ответ Bentley
Вот он выезжает из гаража и величественно замирает – роскошный шестиметровый серый дредноут, одним своим видом внушающий благоговейное почтение. Машина – полный эксклюзив; Bentley и Rolls-Royce отдыхают! Вдумайтесь – за четыре года производства, с 1985-го по 1989-й, было выпущено всего 15 автомобилей ГАЗ-14-05. Самый первый, опытный экземпляр сейчас хранится в музее Горьковского автозавода; четырнадцать остальных судьба разбросала по всему миру – например, известно, что одну такую машину в свое время подарили Фиделю Кастро. Еще две «Чайки» в 1995 году были обнаружены в Тбилиси и перевезены в Москву для участия в параде ветеранов Великой Отечественной. А еще две несут службу в Киеве.
Собственно говоря, главное отличие кабриолета от «серийной» «Чайки» как раз и заключается в кузове – конструктивно машины почти идентичны. Основной задачей конструкторов во главе с А. Ю. Чистяковым было убрать с седана крышу без неизбежной в подобных случаях потери жесткости. Попытки найти компромисс с заказчиками, например, удалив только часть крыши сзади (что-то вроде ландо), успеха не имели – инженерам возразили, что военачальник, едущий в машине, должен быть виден со всех сторон. Создать открытую конструкцию, аналогичную закрытой по прочности и жесткости, можно было только за счет множества локальных усилений, которые и внесли как в кузов так и в раму автомобиля.
Помимо этого, создатели отказались от откидных задних сидений и вместо сложного, с гидромеханикой тента применили более простой, укрывочный. Он состоял из металлического трубчатого каркаса и надеваемого вручную чехла. По периметру ткань крепилась к кузову кнопками, ремнями и защелками. Тент образовывал крышу над передними сиденьями, а начиная от съемной центральной стойки спускался назад по поясной линии. Таким образом, машина в профиль напоминала пикап. Большего было не нужно – тент предназначался только для профилактических технологических обкаток автомобиля во время хранения.
В остальном же ГАЗ-14-05 почти ничем не отличался от «обычного» седана – та же автоматическая планетарная трехступенчатая КПП, работающая совместно с гидравлическим трансформатором, та же 220-сильная 5,5-литровая V-образная «восьмерка» под капотом. Правда, именно киевские «Чайки» в начале 90-х годов были «перевооружены» – место «родных» «восьмерок» заняли более современные четырехцилиндровые 130-сильные 2,3-литровые двигатели ЗМЗ 4062 от ГАЗ-3110.
Точность – вежливость маршалов
Впрочем, если двигатели и коробки седана и кабриолета были идентичными, то мелких конструктивных различий между двумя машинами было великое множество. От ГАЗ-14-05 требовались надежная работа на малых скоростях, возможность плавного, синхронного движения, маневрирование в паре с подобной машиной – короче, своеобразный высший пилотаж. Внезапные остановки и отказы полностью исключались. Поэтому систему питания оснастили электрическим бензонасосом (на автомобилях ГАЗ-14 первых лет выпуска применяли обыкновенный топливный насос диафрагменного типа, а после появления ГАЗ-14-05 электробензонасос стали использовать и на всех остальных «Чайках»), зажигание продублировали, вместо правого вентилятора системы охлаждения применили электровентилятор, убрали за ненадобностью противоугонное устройство.
Еще одним немаловажным условием, которого нужно было придерживаться при проведении военного парада, была исключительная точность выполнения любых маневров. График движения по строго определенному маршруту был заранее расписан посекундно (!), а для его соблюдения на центральную консоль устанавливался авиационный хронометр. Поскольку при этом необходимость в часах отпадала, их место занял тахометр. Во время парада водители ориентировались не на слова, произносимые их орденоносными пассажирами, а исключительно на эти два прибора. Вот почему «Чайки» сходились в нужном месте так синхронно!
Естественно, конструкторы позаботились не только об удобстве водителя, но и о комфорте пассажира – даже несмотря на то, что большую часть поездки он проводил стоя. Сиденья ГАЗ-14-05 обтянуты кожей, пол покрыт мягким ковролином. Рядом со спаренной микрофонной стойкой (она фиксировалась в специальном держателе, установленном в спинку кресла взамен подголовника) находится специальный поручень – чтобы маршалу удобнее было стоять во время движения. В массивные подлокотники задних сидений, помимо традиционных пепельниц, вмонтирован еще и блок управления приемником и магнитофоном – что-то вроде современного пульта ДУ. В список «дополнительного оборудования» входили также две антенны в задних крыльях и два флагштока в передних.
Труд – лучший отдых
Судьба «Чаек» трагична, как никакого другого транспорта. В 1989 году, в разгар перестройки, было решено лишить руководителей партии и правительства большинства привилегий. Партийным бонзам пришлось пересесть на «Волги», а «Чайки» были списаны «на пенсию». Но кому-то и этого показалось мало. То ли по нелепому, бездумному приказу, то ли по преступной халатности было уничтожено все, что касалось этих автомобилей – не только производственная линия, но и кузовные формы, большая часть технической документации… Столь печального конца не знал, пожалуй, ни один автомобиль за всю историю мирового автопрома.
Но сами машины, к счастью, живы. Впрочем, что говорить – вы и сами можете увидеть их во время очередного военного парада на Крещатике. Улыбнитесь им, помашите рукой – ведь эти автомобили передают вам привет из прошлого…
ГАЗ-14-05 «Чайка» |
|
При полном параде
«БундесЧайка»
Как создавалась «Чайка»
Чтобы оценить работоспособность и надежность автомобиля в условиях движения в «парадном» режиме, нам довелось принять участие в тренировках штатных ЗИЛов в октябре 1980 года на парадной площадке Ходынского аэродрома и на самой Красной площади. Побывали мы и на автобазе Генштаба Министерства обороны, где в состоянии постоянной готовности хранились все три парадных ЗИЛа. Поговорили с руководством автобазы, с полковником И. А. Поминовым – личным водителем министра обороны во время парадов. Именно он возил нас по Красной площади.
Площадь была пуста, было пасмурно, моросило. Ездили мы с открытым тентом. У микрофонов вместо министра стоял промокший молоденький лейтенант-связист, который на каждой остановке машины произносил условные сочетания чисел, имитирующих парадные приветствия и команды. А когда трехкратный объезд «войск» завершился, полковник с ехидцей обратился к нам: «Вы интересовались, как складывается тент? Минуточку!». Он вышел из машины и нажатием кнопки включил соответствующий механизм. И на меня с прикомандированным военпредом обрушилось около ведра холодной воды, скопившейся в складках тентовой ткани. Этот октябрьский душ запомнился надолго и стоил мне потом недели больничного».