Как создают ралли-кары? Иногда их выпускают сами автопроизводители, но большинство рождается вне конвейеров, а донорами им служат обычные серийные модели. На примере Ford Fiesta SТ мы покажем, чем отличается серийное авто от ралли-кара.
Как создают ралли-кары? Иногда их выпускают сами автопроизводители, но большинство рождается вне конвейеров, а донорами им служат обычные серийные модели. На примере Ford Fiesta SТ мы покажем, чем отличается серийное авто от ралли-кара.
Как создают ралли-кары? Иногда их выпускают сами автопроизводители, но большинство рождается вне конвейеров, а донорами им служат обычные серийные модели. На примере Ford Fiesta SТ мы покажем, чем отличается серийное авто от ралли-кара.
Один из самых популярных раллийных автомобилей группы N3 – Ford Fiesta ST. Его можно встретить на раллийных трассах всего мира, в том числе и WRC. В прошлом году Fiesta ST добрался и до украинского чемпионата, завоевав по окончании сезона «бронзу» в классе. В этом году экипаж Сергей Фаюк/Виктор Артемов не только уверенно едет за «золотом», но и занимает третью строчку в абсолютном зачете всего чемпионата! Переделать любой стандартный автомобиль в ралли-кар можно и в Украине, но в нашем случае ST построен турецким отделением британской компании M-Sport. Именно эта фирма готовит «боевые» Ford Focus WRC и Fiesta ST.
Другое измерение
Если снаружи автомобили практически идентичны, то салоне N-групповой ST абсолютно иной. В «спортивке» экипаж защищен каркасом безопасности, ковшеобразными сиденьями и пятиточечными ремнями. А такие средства пассивной безопасности как подушки, которых в стандартном ST четыре, удалены. В раллийной машине отсутствуют обшивка салона, задние сиденья и шумоизоляция. Место штатной магнитолы занял блок управления дополнительным освещением и системой пожаротушения, разработанный специально для Fiesta ST. Если в серийном автомобиле обязательно наличие огнетушителя, то более серьезная техника требует высокопроизводительного оборудования. В ралли-каре установлена система пожаротушения, которую можно активировать как изнутри, так и снаружи, если в результате аварии пилоты не смогут ее запустить.
Дорогие «ноги»
Под капотом тестируемых авто минимум различий: доработки двигателя в N-группе запрещены. Из разрешенного лишь «расходники» – фильтр нулевого сопротивления, установленный взамен штатного, усиленные подушки мотора, а также иной блок управления двигателем, за счет чего мощность раллийной ST на 15 л. с. больше стандартной, а крутящий момент вырос на 12 Нм. Еще один узел, благодаря которому технические характеристики так разнятся, – коробка передач. Нетронутыми в КП остались лишь шестерни задней передачи. Остальные передачи более «короткие», а передаточное число главной пары в раллийной ST составляет 4,3 против 3,9 в стандарте. Кроме того, здесь установлена дисковая блокировка дифференциала, которой в стандарте нет вовсе. Именно благодаря КП автомобиль разгоняется на 1,1 секунды быстрее. Максимальная скорость, конечно, упала на 31 км/ч, но в ралли куда важнее именно динамика разгона.
Один из самых дорогостоящих узлов в Ford Fiesta ST N-group – подвеска, вернее, амортизаторы. В тестируемой версии установлены регулируемые амортизаторы Reiger стоимостью более 30000 грн., причем это еще не самый дорогостоящий вариант. Данный комплект подходит и для грунтовых, и для асфальтовых гонок. В последнем случае меняются лишь пружины. Резина здесь также иная, причем ее «расход» намного больше, нежели в стандарте. Так, за одну грунтовую гонку в негодность приходит комплект колес стоимостью около 10000 грн. На асфальте на гонку в среднем необходимо шесть колес общей стоимостью 15000 грн. А вот тормозная система здесь стандартная. Единственная разница – отсутствие ABS; в спорте это лишнее.
Здесь комфортно!
Самое трудное в «боевой» Fiesta ST – это посадка. Перебраться через каркас, да и нырнуть в ковш непросто. Вторая проблема – ремень безопасности. Чтобы правильно пристегнуться, необходимо около минуты. Зато потом буквально сливаешься с машиной. В боевом режиме здесь не трясет, энергоемкая подвеска «глотает» неровности, и автомобиль легко контролировать даже в скольжении. Серийная ST больше «заточена» под асфальт. Подвеска жестче, а ее ход меньше, поэтому на грунте авто ведет себя нервно и ошибки в пилотировании прощает неохотно. Конечно, огромную роль играют и шины. Рулятся обе машины отменно, но в «боевой» версии усилия на рулевом колесе при прохождении поворотов куда существеннее. «Виной» тому блокировка дифференциала.
«Донором» станет любой
Несмотря на то что Ford Fiesta ST уже снята с производства, гоняться на ней в чемпионатах разных стран и даже мира можно минимум до 2014 года. После этого у авто закончится омологация Международной федерации автоспорта (FIA), но ее еще могут продлить. Кстати, Fiesta ST лишь один из примеров – переделать в раллийный можно практически любой стандартный автомобиль, причем не обязательно новый. Главное – проверить на сайте FIA, омологирован ли «донор», и если да, то до какого года.
Резюме Fiesta ST
Плюсы | Минусы |
---|---|
|
|
Резюме Fiesta ST N-group
Плюсы | Минусы |
---|---|
|
|
Технические данные | Ford Fiesta ST | Ford Fiesta ST N-group |
Общие данные | ||
Тип кузова | хэтчбек | хэтчбек |
Дверей/мест | 3/5 | 3/2 |
Габариты, Д/Ш/В, мм | 3921/1683/1468 | 3921/1683/1468 |
База, мм | 2486 | 2486 |
Клиренс, мм | 140 | 160 |
Масса снаряженная/полная, кг | 1060/1590 | н. д. / н. д. |
Объем багажника, л | 270/945 | 0/0 |
Объем бака, л | 50 | 50 |
Двигатель | ||
Тип | бенз. с распр. впр. | бенз. с распр. впр. |
Расп. и к-во цил./кл. на цил. | R4/4 | R4/4 |
Объем, см куб. | 1999 | 1999 |
Мощность, кВт (л. с.)/об/мин | (150)/6000 | (165)/5800 |
Макс. кр. мом., Нм/об/мин | 190/4500 | 202/2700 |
Трансмиссия | ||
Тип привода | передний | передний |
КП | 5-ст. мех. | 5-ст. мех. |
Ходовая часть | ||
Тормоза передние/задние | диск. вент./диск. | диск. вент./диск. |
Подвеска передняя/задняя | независ./полузавис. | независ./полузавис. |
Усилитель | гидро | гидро |
Шины | 195/45 R16 | 165/70 – 195/65 R15, 195/50 – 195/60 R 17 |
Эксплуатационные показатели | ||
Максимальная скорость, км/ч | 208 | 177 |
Разгон 0–100 км/ч, с | 8,1* | 7,0 |
Средний расх. топлива, л/100 км | 7,4 | 15** |
Гарантия, лет/км | 3/100000 | 1 мес./1000 |
Периодичность ТО, км | 20000 | 3 гонки |
Стоимость ТО, грн. | 2000 | 8000–10000 |
Стоимость тестируемых автомобилей, грн. | 97770*** | 317961 |
* По результатам замеров АЦ ** В условиях ралли *** Cтоимость на 31.10.2008 |