X

Пригоден ли гибридный X-Trail для внедорожной езды

В последние годы кроссоверы стремительно теряют свою способность передвигаться вне асфальта. Потенциальным владельцам все сложнее ответить на вопрос, почему они хотят именно кроссовер. В основном машины этого типа превратились в переднеприводные универсалы с символическим обвесом по низу кузова.

Однако, похоже, что создавая кроссовер X-Trail с гибридной силовой установкой e-Power и полным приводом e-4orce инженеры Nissan о таком тренде не знали. Они взяли и сделали чертов внедорожник. То, как он гребется вне асфальта, иногда поражает, иногда пугает. Давайте разберемся из чего этот потенциал состоит и как работает.

Из чего состоит 4х4 в гибриде

В обычном нам представлении полного привода у e-4orce нет. То есть к двигателю не присоединена коробка передач, а к коробке – раздатка. От несуществующей раздатки не идут карданы на переднюю и заднюю оси. Всего этого нет. Из привычного нам набора в трансмиссии остались только межколесные дифференциалы и полуоси. Ведь передний и задний электромоторы стоят прямо у осей.

На передніх колесах електромотор та диференціал знаходяться під двигуном внутрішнього згоряння, прямо на осі

Ввиду такой конструктивной особенности и распределение тяги по осям происходит совсем иначе. Нет межосевого дифференциала, заведующего распределением момента. Соответственно нет и задержки в опрокидывании тяги с одной оси на другую. Как говорят ниссановцы – электрический полный привод в X-Trail реагирует в 10 000 раз быстрее обычного 4х4.

Для передаччі крутного моменту на задні колеса не потрібен кардан, адже блок електродвигун+диференціал знаходиться безпосередньо на задній осі.

Если вычислить мощность и крутящий момент переднего (150 кВт и 330 Нм) и заднего (100 кВт и 195 Нм) электродвигателей, то получится что пропорция распределения момента по осям составляет около 60:40 в пользу передних колес.

Для езды вне твердого дорожного покрытия существует два разных режима: снег и офф-роад. Вдобавок к ним еще и система помощи движению по склону.

Интересно, что у всех модификаций X-Trail разный дорожный просвет. Самый большой клиренс в переднеприводной версии с бензиновым двигателем+мягкий гибрид и вариатором. У него клиренс аж 210 мм, что для кроссовера очень круто. Версия с силовой установкой e-Power, но передним приводом имеет всего на 5 мм более низкий просвет – 205 мм. Полноприводная версия e-Power e-4orce самая крутая относительно потенциала на бездорожье с точки зрения трансмиссии и, как ни парадоксально, имеет самый скромный клиренс. Интересно, что 7-местная версия немного выше пятиместной (198 против 192 мм).

Как электрический 4х4 ведет себя вне асфальта

Электрическая тяга на подъемах по работе напоминает пониженную передачу внедорожников. За счет пикового момента во всем диапазоне машина не испытывает недостатка тяги, даже когда педаль едва нажата. Да и дозировать тягу довольно просто.

Подъемы X-Trail e-4orce штурмует лихо. Полный привод довольно оперативно перекидывает момент на задние колеса, когда морда машины задирается вверх и передние колеса уже не могут крепко цепляться. Здесь значительно раньше капитулируют шоссейные шины, а также заставляют быть аккуратным немалые свесы и угол рампы. Ведь по этим показателям X-Trail все же далеко не внедорожник, как и все современные кроссоверы.

Одна из самых сложных задач для внедорожника – вывесить колеса по диагонали. При отсутствии блокировки межколесного дифференциала крутящий момент в мгновение ока переходит на колеса с меньшим сопротивлением и вывешенные колеса беспомощно крутятся, а машина стоит на месте. Но в кроссоверах это давно решенная проблема. Система стабилизации при активации режима Off-Road берет на себя роль имитатора блокировок. Когда одно из колес начинаю терять тягу тормозная система его удерживает, а крутящий момент перебрасывает на другое колесо оси. Это происходит не мгновенно, колесу нужно пол секунды-секунду побуксовать и затем момент опрокидывается. Благодаря такому простому решению X-Trail очень уверенно двигается даже при проезде глубоких колей по диагонали. Легкость этого движения меня изумила. Ведь колеи оставили лесовозы с огромными колесами.

Движение по склону

Спускаться по склону помогает электроника. Для активации системы достаточно нажать кнопку на центре шайбы для выбора режимов движения. И как только авто начнет наклоняться вперед, система распознает движение с горы и сама вступает в работу. Нужно только рулить и не трогать педали.

Машина сама выборочно подтормаживает колеса, чтобы производить медленное и равномерное движение вниз. Главное не трогать педаль тормоза, иначе система решает, что водитель берет на себя управление и отключается.

Песок

Представить, что кто-то штурмует серьезное болото на X-Trail не так просто. А вот выезд в такой машине на природу в лес или на пляж – самое то. Поэтому иметь возможность проехать по песчаным дорогам для X-Trail очень актуально. Здесь я бы рекомендовал выбрать режим Snow. В нем машина плавнее трогается, имеет более мягкую дозировку тяги на педали акселератора, а противобуксовочная система позволяет колесам пробуксовывать, чтобы очищался протектор.

На бездорожье X-Trail показывает себя чуть ли не лучше машин с традиционным «трюшным» полным приводом (но без блокировки межколесных дифов).

Чаще азарт ограничивали на способность полного привода, а скорее в целостности бамперов. Да и на более серьезном бездорожье значительно раньше сдаются не системы авто, а зацеп шоссейных шин. Если бы этот полный привод стоял на машине с большим клиренсом и плюс еще и на зубастых колесах, можно было бы лезть и дальше.

Паркетчик, может ли немного?

Интересно, но, несмотря на общую тенденцию, гибридный X-Trail e-Power e-4orce не только не потерял, по сравнению с обычными одноклассниками, но и выглядеть по многим параметрам лучше. У него есть тяга из самых низов и не нужно перегазовывать на сложных участках движения.

Продвинутая электроника опереативно перераспределяет момент как между осями, так и между колесами с помощью работы тормозов. Вызывает беспокойство только купание электродвигателей в грязной воде. Однако так сильно загнать машину в болото – еще надо постараться. Жаль наш полугодовой тест не захватит зиму. Думаю это будет именно тот период когда X-Trail e-Power e-4orce раскроется сполна.