
Chevrolet Niva: Есть чему удивляться
Chevrolet Niva – автомобиль особенный. Он разработан в научно-техническом центре «АвтоВАЗа» и стал первым проектом, призванным изменить традиции советского автопрома. А чтобы воплотить в жизнь эти замыслы, создали российско-американское СП «GM-АвтоВАЗ». Уровень выпускаемой им продукции мы оценили во время теста Chevrolet Niva в Украине.
![]() | ![]() | Chevrolet Niva – автомобиль особенный. Он разработан в научно-техническом центре «АвтоВАЗа» и стал первым проектом, призванным изменить традиции советского автопрома. А чтобы воплотить в жизнь эти замыслы, создали российско-американское СП «GM-АвтоВАЗ». Уровень выпускаемой им продукции мы оценили во время теста Chevrolet Niva в Украине. |
В России Chevrolet Niva выпускается с 2002 года, в Украине официальные продажи стартовали три месяца назад. Сегодня производятся две модификации этой модели – L и GLS. Мы провели «боевые» испытания Chevrolet Niva в более богатой комплектации GLS, или, как принято называть, в «люксовом» исполнении.
Наша или иномарка?
С учетом родословной этого автомобиля мы в первую очередь хотели узнать, сравним ли он по уровню комфорта с иномарками. И можем дать положительный ответ. И это при том, что машина – собственная разработка «АвтоВАЗа». Видно, что инженеры стремились к тому, чтобы она соответствовала зарубежным аналогам. Тольяттинское происхождение выдают «десяточные» щиток приборов, кнопки включения/выключения светотехники, системы отопления и вентиляции салона. Все остальное совершенно иное. На новом округлом торпедо есть даже ниша для пассажирской подушки безопасности. Профилированные карты дверей с интегрированными в них подлокотниками и нишами для мелочевки неплохо смотрятся и удобны в эксплуатации. На передних и задних сиденьях будет вполне комфортно пассажирам любой комплекции. Потолок довольно высокий, а ширины салона достаточно для беспроблемного размещения сзади троих седоков (тем более что диван не имеет «жестких» границ посадочных мест). В отделке салона использован не только пластик: сиденья велюровые, в картах дверей тканевые вставки, жесткий профилированный потолок обшит тканью.
Количество механических регулировок в Chevrolet Niva конструкторы постарались свести к минимуму. Электроприводом оснащены передние стеклоподъемники и боковые зеркала заднего вида. Более того, последние оборудованы электроподогревом, так что очищать их от льда зимой не придется. Как и примерзать к сиденьям после долгой стоянки – передние кресла тоже обогреваются.
Благодаря высокой посадке обзорность вперед и по сторонам превосходная. А вот за происходящим сзади следить через салонное зеркало не очень удобно – мешают два подголовника задних сидений и попадающая в поле зрения «запаска». Частично компенсируют этот недостаток большие боковые зеркала.
Особое внимание создатели автомобиля уделили борьбе с шумом. В моторном отсеке шумоизоляционными материалами обклеены не только щит-перегородка и капот, но даже нижний пыльник (защита картера представляет собой отдельную деталь). Благодаря этому в салоне практически не слышно двигателя. Более шумной оказалась полноприводная трансмиссия. Многие ее узлы и агрегаты позаимствованы у «Нивы», хотя и прошли уже несколько этапов усовершенствования.
В целом качество сборки кузова достаточно высокое – все щели между деталями равномерны и одинаковы, двери закрываются легко, панели не скрипят. Словом, все на своем месте. А увеличенные зазоры между некоторыми кузовными деталями заложены в конструкцию этого внедорожника еще на этапе создания. Качество лакокрасочного покрытия тоже хорошее – неслучайно кузова на предприятии окрашивают в собственной «малярке», применяя технологии и материалы концерна BASF.
Стоит отметить, что конструкция «Шеви Нивы» несложная. В ней использовано множество узлов и агрегатов, которые устанавливаются на ВАЗ-21214 «Нива», поэтому обслуживать и ремонтировать этот автомобиль смогут не только на фирменном автосервисе, но и в глубинке, где хорошо знают «Ниву».
Вседорожный характер
Наш народ любит «паркетники» прежде всего за то, что на них очень удобно ездить в городе. Chevrolet Niva не исключение. В этом мы убедились сразу после выезда из автосалона. За воротами нас ожидала трехкилометровая пробка на столичной Окружной, поэтому, помня о превосходной внедорожной «геометрии» этого автомобиля – малые свесы, большой дорожный просвет, вседорожные шины увеличенного размера (205/70 R15) – мы решили не терять времени и подались штурмовать бордюры. Их «Шеви Нива» взяла без малейших проблем.
Затем на ухабистой разделительной полосе в бой вступила подвеска. По показателю ее энергоемкости Niva даст фору многим «паркетникам»-иностранцам. На «стиральной доске» при городских скоростях (40 – 80 км/ч) ходовая мягко отрабатывает все неровности. Создается впечатление, будто едешь на скоростном катере. И что очень важно, даже «лежачие полицейские» на умеренной скорости малоощутимы; продольной раскачки почти не возникает.
Практически все наши дороги «усеяны» швами, трещинами и ямами различных размеров. В этом автомобиле их практически не замечаешь. Достаточно хорош и уровень звукового комфорта. Заметного увеличения общего фона за счет аэродинамического шума и работы двигателя при повышенных оборотах нет. Разве что ощутима незначительная вибрация на больших скоростях. Но это, очевидно, грешок карданных валов (полноприводная трансмиссия имеет три «кардана»).
Обычного гидроусилителя вполне хватает – при маневрировании на малых скоростях к рулю не требуется прикладывать особых усилий. На высоких скоростях обратная связь остается вполне приемлемой.
Неплохие впечатления остались и от работы тормозной системы. Несмотря на отсутствие ABS, она достаточно эффективна. Очевидно, это результат использования импортных комплектующих – например, вакуумный усилитель тормозов поставляет фирма Delphi.
А вот 1,7-литровый двигатель не отличается какими-то яркими чертами. Традиционно для инжекторных «вазовских» моторов он разгоняет автомобиль ровно и плавно, без подхватов. Для динамичной езды его нужно раскручивать до 3,5 тысячи оборотов и выше.
При резких маневрах на высоких скоростях машина на длинноходной подвеске сильно кренится. Но риск опрокидывания на гладком покрытии невелик благодаря удачному подбору шин. Автомобиль «обут» в российские шины «Баргузин» с универсальным рисунком протектора – пригодным и для асфальтобетонных покрытий, и для бездорожья. Суперсцепными свойствами они, естественно, не отличаются, поэтому при переставке идут в скольжение.
По паспорту максимальная скорость Chevrolet Niva при полной загрузке составляет 140 км/ч. Скажем больше – при частичной загрузке машины это не предел.
Внедорожный потенциал
Погода стояла жаркая, так что помесить настоящую грязь «Шеви Ниве» не удалось. Вместо этого машина освежилась в днепровских водах, когда мы проверяли работу полноприводной трансмиссии на одном из пляжей. Покорять пески начали при включенной повышенной передаче и со свободным, не заблокированным межосевым дифференциалом. В таких случаях автомобиль, в том числе и полноприводный, при малых оборотах двигателя глохнет (на рыхлом сухом песке колеса испытывают большее сопротивление качению), а при их повышении начинает буксовать и «закапываться».
Поэтому, как только машина стала окончательно терять скорость, а режим работы двигателя практически не изменился, мы поняли, что «приехали». Ну что ж – останавливаемся, включаем пониженный ряд передач, блокируем дифференциал и снова в путь. Авто уверенно, как на твердом покрытии, трогается с места и без проблем набирает скорость. Так мы убедились, что внедорожные «аксессуары» «Шеви Нива» работают отменно.
Конструкция трансмиссии практически такая же, как у «Нивы», – полный привод постоянный, а крутящий момент между осями распределяется в соотношении 50:50. Использованы те же 5-ступенчатая КПП, раздаточная коробка с пониженным рядом передач и блокируемым межосевым дифференциалом, задний мост неразрезной, передний – разрезной. Изменен механизм управления раздаточной коробкой – в нем используется один рычаг, а не два.
Пониженный и повышенный ряд включаются без проблем, сложности возникают лишь при необходимости блокирования или разблокирования дифференциала. Для включения и выключения блокировки при перемещении рычага влево и вправо необходимо предварительно включить заднюю передачу и проехать задним ходом несколько метров. Если не обкатана «раздатка», к рычагу придется прикладывать довольно большие усилия.
Резюме
Итак, в городе Chevrolet Niva сдал экзамен на «пять с минусом». «Минус» за слабую динамику разгона в диапазоне малых и средних оборотов двигателя. На трассе «Шеви Ниве» можно поставить «четверку» – за невысокую максимальную скорость и повышенные крены при маневрах. А вот бездорожье автомобиль отработал на «пять с плюсом», доказав, что здесь он обойдет многих конкурентов.
Комплектация GLS | |
| |
![]() |
![]() | ![]() | ||||||||||||
|
|
Рождение СП «GM-АвтоВАЗ» | |
| |
![]() |
Конкурентов нет! | |
| |
![]() |
![]() | Chevrolet Niva |
|