X

БМП-2: Будет Меньше Пробок

Наверное, многие по примеру Михаила Жванецкого хотели бы купить себе танк (есть у него такой монолог). Ну, или хотя бы БМП. Кстати, боевая машина пехоты даже предпочтительнее. О ее преимуществах по сравнению с танком и другими транспортными средствами мы и поговорим…

Наверное, многие по примеру Михаила Жванецкого хотели бы купить себе танк (есть у него такой монолог). Ну, или хотя бы БМП. Кстати, боевая машина пехоты даже предпочтительнее. О ее преимуществах по сравнению с танком и другими транспортными средствами мы и поговорим…

Наверное, многие по примеру Михаила Жванецкого хотели бы купить себе танк (есть у него такой монолог). Ну, или хотя бы БМП. Кстати, боевая машина пехоты даже предпочтительнее. О ее преимуществах по сравнению с танком и другими транспортными средствами мы и поговорим…

Насколько удачная машина эта боевая машина пехоты! Проходимость поразительная. А масса и внешность даже владельца Hummer превратят в «простого смертного» на «Запорожце». Для особо несговорчивых есть весомые аргументы в виде пулемета и пушки. По сравнению с танком боевая машина по-минивэновски вместительная. Еще бы, ведь здесь размещаются десять человек. Да все с оружием.

Не подвластна веяниям моды

Внешность боевой машины нельзя назвать образцом элегантности и изящества. Да и зачем ей все это? Главное, в ней ощущаются неприкрытая сила, угроза и мощь. Дизайн БМП-2 разрабатывали «кутюрье» Курганского машиностроительного завода, специализирующиеся на «пошиве» военной «униформы». Кстати, машина появилась еще в далеких 60-х под именем БМП-1. После модернизации, проведенной в 1974 году конструкторским бюро Курганмашзавода, появилась БМП-2, а в 1980-м она была принята на вооружение Советской Армии. Новшества заключались в установке более современного оснащения. Чтобы его разместить, для БМП-2 специально разработали двухместную башню. А вот десантный отсек уменьшился с семи- до шестиместного. Под капотом же модернизированной машины появился новый турбодизель УТД 20С1.

Боевая машина в прямом смысле слова способна пробивать себе дорогу корпусом. Кстати, для его перекраски не понадобятся специальные покрасочные камеры и оборудование. В зависимости от условий эксплуатации БМП-2 может быть выкрашен в цвет хаки (как тестируемый) летом и стать белым, как снег, зимой. В жаркой пустыне машине легко придать песочный камуфляж, в лесу – зеленый. К тому же по корпусу часто ходят в грязной обуви. К слову, иной раз машина специально «прячется» за дымовой завесой, для этого БМП-2 оборудована специальной термодымовой аппаратурой. Так что не стоит особо уделять внимание качеству покраски. Тем более что так же, как шрамы украшают мужчину, боевой машине «к лицу» вмятины и разрывы металла. Кстати, сквозь некоторые из них просматривается пенопластовая прослойка в крыльях. И служит она отнюдь не для утепления салона, а для обеспечения лучшей плавучести. Но об этом чуть позже…

Усаживаясь на место механика-водителя, стрелка, оператора-наводчика или командира, приходится нырять в узкий люк и топтаться по сиденьям. Так что шикарный вечерний костюм лучше оставить дома. Жаль, так хотелось подъехать на званую вечеринку, скрежеща гусеницами по асфальту, а затем лихо крутанувшись на месте, припарковаться между лощеными кузовами дорогих иномарок, да с компанией вооруженных друзей. Кстати, им с посадкой и высадкой проще. В расположенное в кормовой части десантное отделение попасть довольно легко: для этого есть задние распашные двери (в них, кстати, размещены дополнительные емкости для горючего) и четыре люка в верхней части корпуса.

Легким движением руки…

Управляя БМП-2, можно поднять сиденье механика-водителя в верхнее положение и сидеть, высунувшись над броней, или опустить в нижнее, но тогда смотреть придется через триплексы, расположенные вокруг люка. Обзор, конечно, неважный. Но контролировать правый передний габарит помогает, например, расположенная с краю корпуса фара. А вот обзора назад попросту нет. О каких-либо помехах «за кормой» предупреждает разве что сидящий сзади десантник-оператор.

В отличие от автомобилей, в БМП-2 электрический стартер служит для резервного пуска двигателя. В обычных условиях для этого применяется сжатый воздух, а в наиболее сложных можно использовать оба устройства одновременно.

К органам управления привыкаешь быстро. Под ногами знакомый педальный узел – сцепление, тормоз, газ, все педали довольно легкие и не слишком информативные.

Начинать движение следует со второй пониженной передачи. «Вилка» коробки такая же, как в обычной машине. Рычаги 5-ступенчатой механической КПП и «раздатки» расположены на рулевой колонке, как в большинстве американских авто. Главное – привыкнуть «шевелить» рычагами в вертикальной плоскости.

Справиться с этой тяжелой военной техникой не составляет труда. Два планетарных механизма поворота обеспечивают БМП-2 отличную маневренность. Поворот боевой машины осуществляется посредством штурвала, похожего на руль велосипеда или мотоцикла. Он очень чувствительный, легкий и острый (всего полоборота!), а потому во избежание курсового рысканья требует осторожного обращения. Хотя больше бояться должны другие. Против лома нет приема! И броня наша крепка! А достаточно повернуть штурвал на 90 градусов, и БМП-2 начинает разворачиваться практически на месте.

По бездорожью и водной глади

Кто бы мог подумать, что эта машина… переднеприводная! Тем не менее это так. В гусеничном движителе БМП-2 ведущими являются именно передние катки. Высокую скорость на суше (65 км/ч) машина развивает благодаря легким мелкозвенчатым тракам, соединенным резинометаллическими шарнирами. Гусеницы совершенно не боятся проколов и довольно «живучи», из строя они могут выйти, пожалуй, лишь вследствие прямого попадания снаряда или наезда на мину. В остальном главное не забывать их проверять и при необходимости подтягивать через каждые 1200 – 1300 км пробега.

Масивная подвеска выглядит впечатляюще. Впрочем, на поверку она оказывается очень комфортной. Небольшие неровности просто игнорируются. Гусеница принимает их форму, и толчки не передаются на кузов. Даже глубокие овраги и острые пики холмов боевая машина преодолевает очень мягко. Правда, при движении по пересеченной местности и при резком троганье и торможении продольная раскачка великовата. Но инерция тяжелого корпуса гасится уверенно.

Внушительные мощные гидроамортизаторы двойного действия не имеют жесткого закрепления и сделаны по принципу «качающейся свечи». Ход «стойки» довольно большой, а в конце стоит демпфер, но до него подвеска срабатывает редко, разве что при приземлениях после прыжков во время скоростного преодоления больших неровностей или десантирования с самолета. С такой ходовой проходимость БМП-2 просто поразительная! Куда там самым «навороченным» внедорожникам с их изменяемым дорожным просветом и блокировками. А что не «покорится» огромному 420-миллиметровому клиренсу боевой машины, будет раздавлено 14-тонной массой (боевой вес с экипажем, десантом и вооружением), притом без малейшего риска оторвать что-нибудь, ведь днище машины абсолютно гладкое. Удельное давление БМП-2 на грунт составляет всего 0,62 кг/см2. Благодаря этому машина уверенно передвигается и по песку, и по снегу, и по заболоченной местности. А специальные бортовые передачи способствуют увеличению крутящего момента на ведущих колесах.

В условиях бездорожья боевой машине по плечу 36-градусные подъемы, 0,7-метровые отвесные стенки и рвы шириной до 2,5 м. БМП-2 способна двигаться по склонам крутизной 30 градусов. Да и водная преграда для нее не помеха. Причем форсировать ее можно даже с ходу. При помощи пневмосистемы, включающей баллон со сжатым воздухом, воздушные редукторы и пневмокомпрессор, поднимается волноотражательный щиток, производится гидропневматическая очистка наружных стекол в приборах наблюдения механика-водителя и командира и выдвигается воздухозаборная труба, защищающая мотор от попадания воды. А ее проникновение в двигатель через воздухоочиститель и выпускные коллекторы предотвращают специальные автоматические клапаны. Проникшая же в корпус вода откачивается тремя насосами. Их производительности достаточно, чтобы БМП-2 сохранял плавучесть даже в случае небольшой пробоины. О состоянии ковриков и материалов отделки интерьера особо можно не беспокоиться – по причине отсутствия оных.

Для форсирования водных преград на БМП-2 не предусмотрено никакого специального двигателя. Зачем усложнять конструкцию, главные требования к которой – надежность в эксплуатации, простота обслуживания и высокая ремонтопригодность, и увеличивать массу транспортного средства? На плаву БМП-2 двигается за счет реакции потока воды, создаваемого нижними ветвями двигающихся гусениц. Кроме того, конструкция крыльев такова, что они направляют поток от верхних ветвей гусениц в обратную сторону. В результате по воде машина передвигается со скоростью 7 км/ч.

Новая жизнь боевой машины

Высокая маневренность, небольшие масса и размеры боевой машины делают ее малоуязвимой на поле боя. Легкость управления БМП-2 в сочетании с большим запасом хода по топливу, плавучестью, возможностью переброски по воздуху, высокой надежностью и простотой эксплуатации позволяют существенно расширить диапазон ее использования.

После очередной модернизации на боевую машину устанавливают автоматический гранатомет АГ-17, прицел наводчика БПК-3-42 с лазерным осветителем или прицел БПК-М с тепловизионным модулем, прибор наблюдения командира ТКН-АИ с лазерной активно-импульсной подсветкой, универсальный прибор механика-водителя ПМВ. Проведена и модернизация системы управления огнем дополнительного вооружения.

Современный БМП-2 обзавелся новым турбодизелем УДТ-23 мощностью 360 л. с., дополнительной броней, быстродействующей системой пожаротушения «Иней» и кондиционером КБМ-2. Обновлению подверглась и ходовая часть.

Сегодня на базе БМП-2 создается и специальная техника. Так называемый командирский вариант БМП-2К оснащается дополнительной навигационной и радиоаппаратурой. «Афганский» БМП-2Д отличается усиленным бронированием бортов, башни и днища, правда, в этом случае машина «разучивается» плавать. БМП-2 МПС – это стандартный БМП-2, только приспособленный для навешивания противоминных тралов КМТ-8 и КМТ-10.

 Комплектация

Автоматическая нарезная 30-миллиметровая скорострельная пушка 2А42 с двухленточным питанием ПКТ 7,62 мм ПТУР 9М113М «Конкурс» Шесть дымовых гранатометов 902В «Туча» Термодымовая аппаратура Стабилизатор вооружения («Чебурашка») Система очистки и кондиционирования воздуха

Высочайшая проходимость
Отличная маневренность
Легкость управления
Отменная плавность хода
Плохая обзорность
Не очень удобная посадка/высадка
Не сертифицирована для дорог общего пользования

 Конструкция

Двигатель БМП-2 расположен в носовой части машины. В этом же отсеке находится масляный бак с котлом подогрева, блок системы охлаждения с воздухоочистителем, узлы топливной системы, компрессор, водооткачивающий насос и другое оборудование.

Слева от моторного отсека, разделенные тепло- и звукоизоляционной перегородкой, расположены отделения механика-водителя и стрелка. Места командира и оператора-наводчика расположены в центре машины (в башне). Они оборудованы вращающимися сиденьями. Тут же базируются штатное оружие БМП-2 и боекомплект, приборы наблюдения и стрельбы, а также вытяжной вентилятор.

Десантный отсек находится в корме. Он разделен основным топливным баком и контейнерами аккумуляторных батарей надвое. Здесь же размещаются ящики для продуктов, насосы водооткачивающей и термодымовой аппаратуры, воздуховоды для подачи очищенного воздуха десантникам, воздухозаборная труба, вентиляторы отсоса пороховых газов, укладки для гранатомета, ЗУР и другое оборудование. Использование ручного гранатомета РПГ-7 возможно через открытые люки в крыше десантного отделения. При необходимости действовать вне машины десант может легко извлечь оружие из амбразур.

Боевой расчет и оборудование БМП-2 защищены от пожара, затопления, воздействия обычных огневых средств, ядерного, химического и бактериологического оружия. Основной защитой служит круговое бронирование машины. Лобовая проекция корпуса и башни защищены от 23-миллиметрового бронебойного снаряда, бортовая – от бронебойной пули калибром 7,62 мм. В случае ядерного взрыва система защиты тут же останавливает двигатель, вентиляторы и нагнетатели, закрывает жалюзи, заслонки эжектора и клапаны вентиляторов башни и десантного отделения, отключает электропривод башни и включает в магистраль подачи воздуха фильтр-поглотитель.

 Против «Чебурашки» не попрешь

Более эффективному применению вооружения в бою способствует наличие в машине полупроводникового электропривода наведения башни, сочетающего большую скорость переброса башни с высокой плавностью наведения вооружения на цель.

«Чебурашка» – так ласково называют электромеханический двухплоскостной стабилизатор вооружения с наведением с пульта оператора-наводчика и дублированием с пульта командира. Это позволяет вести стрельбу как из пушки, так и из пулемета не только оператору-наводчику, но и командиру.

Для подготовки прицельной стрельбы из орудийно-пулеметного вооружения башни и наведения ПТУР на цель служит комбинированный бесподсветный прицел, с помощью которого ведется наблюдение и прицеливание в ночное время, не демаскируя машину осветителем. Наличие электрообогрева и пневмогидравлической очистки стекол позволяет использовать вооружение в мороз и непогоду.

 БМП-2
Общие данные
Типгусеничная, плавающая, авиатранспортабельная
Люков/мест (боевой расчет, чел.)8/10
Габариты, Д/Ш/В, мм6735/3150/2450
Клиренс, мм420
Полная боевая масса, т14
Кол-во/объем баков, л3/462
Защита
Лобовая проекция башни и корпуса, от23 мм бронебойного снаряда
Бортовая проекция, от7,62 мм бронебойной пули
Система защиты отОМП*
Средства защитыППО, ТДА**
Двигатель
Типтурбодизель с непоср. впрыск.
Расп. и к-во цил./кл. на цил.V6/2
Объем, см куб.15900
Мощн., кВт (л.с.)/об/мин220(300)/2600
Трансмиссия
Тип приводапередний
КППмех. 5-ст.
Преодолеваемые препятствия
Высота отвесной стенки, м0,7
Ширина рва, м2,5
Глубина брода, мплавает
Максимальный угол подъема/крена, град.36/30
Ходовая часть
Подвеска правая/леваяторсионная с телескопическими гидроамортизаторами
Гусеницымелкозвенчатой конструкции траков, с резинометаллическими шарнирами
Эксплуатационные показатели
Максимальная скорость по шоссе/на плаву, км/ч65/7
Средняя скорость по сухой грунтовой дороге, км/ч40 – 50
Запас хода, км500 – 600
Контрольный осмотрперед выходом/через 2-3 ч движения
Ежедневное ТОпо возвращению в парк
Сезонное ТОпри переходе на соответств. режим эксплуатации
Периодичность ТО, км/часов2500/5
Цена тестируемого БМП-2военная тайна
Цена баз. версиивоенная тайна
* ОМП – оружие массового поражения
**ППО – противопожарное оборудование, ТДА – термодымовая аппаратура

Дмитрий Чабан
Фото Владислава Бойко

Редакция благодарит командование Деснянского учебного центра за предоставленный на тест БМП-2

На время теста мы не стали страховать боевую машину пехоты. Зачем?