Наверное, многие по примеру Михаила Жванецкого хотели бы купить себе танк (есть у него такой монолог). Ну, или хотя бы БМП. Кстати, боевая машина пехоты даже предпочтительнее. О ее преимуществах по сравнению с танком и другими транспортными средствами мы и поговорим…
Наверное, многие по примеру Михаила Жванецкого хотели бы купить себе танк (есть у него такой монолог). Ну, или хотя бы БМП. Кстати, боевая машина пехоты даже предпочтительнее. О ее преимуществах по сравнению с танком и другими транспортными средствами мы и поговорим…
Наверное, многие по примеру Михаила Жванецкого хотели бы купить себе танк (есть у него такой монолог). Ну, или хотя бы БМП. Кстати, боевая машина пехоты даже предпочтительнее. О ее преимуществах по сравнению с танком и другими транспортными средствами мы и поговорим… |
Не подвластна веяниям моды
Внешность боевой машины нельзя назвать образцом элегантности и изящества. Да и зачем ей все это? Главное, в ней ощущаются неприкрытая сила, угроза и мощь. Дизайн БМП-2 разрабатывали «кутюрье» Курганского машиностроительного завода, специализирующиеся на «пошиве» военной «униформы». Кстати, машина появилась еще в далеких 60-х под именем БМП-1. После модернизации, проведенной в 1974 году конструкторским бюро Курганмашзавода, появилась БМП-2, а в 1980-м она была принята на вооружение Советской Армии. Новшества заключались в установке более современного оснащения. Чтобы его разместить, для БМП-2 специально разработали двухместную башню. А вот десантный отсек уменьшился с семи- до шестиместного. Под капотом же модернизированной машины появился новый турбодизель УТД 20С1.
Боевая машина в прямом смысле слова способна пробивать себе дорогу корпусом. Кстати, для его перекраски не понадобятся специальные покрасочные камеры и оборудование. В зависимости от условий эксплуатации БМП-2 может быть выкрашен в цвет хаки (как тестируемый) летом и стать белым, как снег, зимой. В жаркой пустыне машине легко придать песочный камуфляж, в лесу – зеленый. К тому же по корпусу часто ходят в грязной обуви. К слову, иной раз машина специально «прячется» за дымовой завесой, для этого БМП-2 оборудована специальной термодымовой аппаратурой. Так что не стоит особо уделять внимание качеству покраски. Тем более что так же, как шрамы украшают мужчину, боевой машине «к лицу» вмятины и разрывы металла. Кстати, сквозь некоторые из них просматривается пенопластовая прослойка в крыльях. И служит она отнюдь не для утепления салона, а для обеспечения лучшей плавучести. Но об этом чуть позже…
Усаживаясь на место механика-водителя, стрелка, оператора-наводчика или командира, приходится нырять в узкий люк и топтаться по сиденьям. Так что шикарный вечерний костюм лучше оставить дома. Жаль, так хотелось подъехать на званую вечеринку, скрежеща гусеницами по асфальту, а затем лихо крутанувшись на месте, припарковаться между лощеными кузовами дорогих иномарок, да с компанией вооруженных друзей. Кстати, им с посадкой и высадкой проще. В расположенное в кормовой части десантное отделение попасть довольно легко: для этого есть задние распашные двери (в них, кстати, размещены дополнительные емкости для горючего) и четыре люка в верхней части корпуса.
Легким движением руки…
Управляя БМП-2, можно поднять сиденье механика-водителя в верхнее положение и сидеть, высунувшись над броней, или опустить в нижнее, но тогда смотреть придется через триплексы, расположенные вокруг люка. Обзор, конечно, неважный. Но контролировать правый передний габарит помогает, например, расположенная с краю корпуса фара. А вот обзора назад попросту нет. О каких-либо помехах «за кормой» предупреждает разве что сидящий сзади десантник-оператор.
В отличие от автомобилей, в БМП-2 электрический стартер служит для резервного пуска двигателя. В обычных условиях для этого применяется сжатый воздух, а в наиболее сложных можно использовать оба устройства одновременно.
К органам управления привыкаешь быстро. Под ногами знакомый педальный узел – сцепление, тормоз, газ, все педали довольно легкие и не слишком информативные.
Начинать движение следует со второй пониженной передачи. «Вилка» коробки такая же, как в обычной машине. Рычаги 5-ступенчатой механической КПП и «раздатки» расположены на рулевой колонке, как в большинстве американских авто. Главное – привыкнуть «шевелить» рычагами в вертикальной плоскости.
Справиться с этой тяжелой военной техникой не составляет труда. Два планетарных механизма поворота обеспечивают БМП-2 отличную маневренность. Поворот боевой машины осуществляется посредством штурвала, похожего на руль велосипеда или мотоцикла. Он очень чувствительный, легкий и острый (всего полоборота!), а потому во избежание курсового рысканья требует осторожного обращения. Хотя больше бояться должны другие. Против лома нет приема! И броня наша крепка! А достаточно повернуть штурвал на 90 градусов, и БМП-2 начинает разворачиваться практически на месте.
По бездорожью и водной глади
Кто бы мог подумать, что эта машина… переднеприводная! Тем не менее это так. В гусеничном движителе БМП-2 ведущими являются именно передние катки. Высокую скорость на суше (65 км/ч) машина развивает благодаря легким мелкозвенчатым тракам, соединенным резинометаллическими шарнирами. Гусеницы совершенно не боятся проколов и довольно «живучи», из строя они могут выйти, пожалуй, лишь вследствие прямого попадания снаряда или наезда на мину. В остальном главное не забывать их проверять и при необходимости подтягивать через каждые 1200 – 1300 км пробега.
Масивная подвеска выглядит впечатляюще. Впрочем, на поверку она оказывается очень комфортной. Небольшие неровности просто игнорируются. Гусеница принимает их форму, и толчки не передаются на кузов. Даже глубокие овраги и острые пики холмов боевая машина преодолевает очень мягко. Правда, при движении по пересеченной местности и при резком троганье и торможении продольная раскачка великовата. Но инерция тяжелого корпуса гасится уверенно.
Внушительные мощные гидроамортизаторы двойного действия не имеют жесткого закрепления и сделаны по принципу «качающейся свечи». Ход «стойки» довольно большой, а в конце стоит демпфер, но до него подвеска срабатывает редко, разве что при приземлениях после прыжков во время скоростного преодоления больших неровностей или десантирования с самолета. С такой ходовой проходимость БМП-2 просто поразительная! Куда там самым «навороченным» внедорожникам с их изменяемым дорожным просветом и блокировками. А что не «покорится» огромному 420-миллиметровому клиренсу боевой машины, будет раздавлено 14-тонной массой (боевой вес с экипажем, десантом и вооружением), притом без малейшего риска оторвать что-нибудь, ведь днище машины абсолютно гладкое. Удельное давление БМП-2 на грунт составляет всего 0,62 кг/см2. Благодаря этому машина уверенно передвигается и по песку, и по снегу, и по заболоченной местности. А специальные бортовые передачи способствуют увеличению крутящего момента на ведущих колесах.
В условиях бездорожья боевой машине по плечу 36-градусные подъемы, 0,7-метровые отвесные стенки и рвы шириной до 2,5 м. БМП-2 способна двигаться по склонам крутизной 30 градусов. Да и водная преграда для нее не помеха. Причем форсировать ее можно даже с ходу. При помощи пневмосистемы, включающей баллон со сжатым воздухом, воздушные редукторы и пневмокомпрессор, поднимается волноотражательный щиток, производится гидропневматическая очистка наружных стекол в приборах наблюдения механика-водителя и командира и выдвигается воздухозаборная труба, защищающая мотор от попадания воды. А ее проникновение в двигатель через воздухоочиститель и выпускные коллекторы предотвращают специальные автоматические клапаны. Проникшая же в корпус вода откачивается тремя насосами. Их производительности достаточно, чтобы БМП-2 сохранял плавучесть даже в случае небольшой пробоины. О состоянии ковриков и материалов отделки интерьера особо можно не беспокоиться – по причине отсутствия оных.
Для форсирования водных преград на БМП-2 не предусмотрено никакого специального двигателя. Зачем усложнять конструкцию, главные требования к которой – надежность в эксплуатации, простота обслуживания и высокая ремонтопригодность, и увеличивать массу транспортного средства? На плаву БМП-2 двигается за счет реакции потока воды, создаваемого нижними ветвями двигающихся гусениц. Кроме того, конструкция крыльев такова, что они направляют поток от верхних ветвей гусениц в обратную сторону. В результате по воде машина передвигается со скоростью 7 км/ч.
Новая жизнь боевой машины
Высокая маневренность, небольшие масса и размеры боевой машины делают ее малоуязвимой на поле боя. Легкость управления БМП-2 в сочетании с большим запасом хода по топливу, плавучестью, возможностью переброски по воздуху, высокой надежностью и простотой эксплуатации позволяют существенно расширить диапазон ее использования.
После очередной модернизации на боевую машину устанавливают автоматический гранатомет АГ-17, прицел наводчика БПК-3-42 с лазерным осветителем или прицел БПК-М с тепловизионным модулем, прибор наблюдения командира ТКН-АИ с лазерной активно-импульсной подсветкой, универсальный прибор механика-водителя ПМВ. Проведена и модернизация системы управления огнем дополнительного вооружения.
Современный БМП-2 обзавелся новым турбодизелем УДТ-23 мощностью 360 л. с., дополнительной броней, быстродействующей системой пожаротушения «Иней» и кондиционером КБМ-2. Обновлению подверглась и ходовая часть.
Сегодня на базе БМП-2 создается и специальная техника. Так называемый командирский вариант БМП-2К оснащается дополнительной навигационной и радиоаппаратурой. «Афганский» БМП-2Д отличается усиленным бронированием бортов, башни и днища, правда, в этом случае машина «разучивается» плавать. БМП-2 МПС – это стандартный БМП-2, только приспособленный для навешивания противоминных тралов КМТ-8 и КМТ-10.
Комплектация | |
|
|
Конструкция | |
| |
Против «Чебурашки» не попрешь | |
| |
БМП-2 |
|