Тест-драйв Volvo XC40 Recharge: легкий способ перейти на электро
Ранее autocentre.ua уже тестировал Volvo c приставкой Recharge в названии. Только тогда это был Plug-in Hybrid (подзаряжаемый гибрид), а сейчас передо мной… электромобиль! Его продажи стартовали в середине 2021 года, и Украина стала одной из первых стран, которые получили Volvo XC40 Recharge.
Давайте сразу разберемся с названиями. Словом Recharge в Вольво решили обобщенно называть все свои модели, имеющие или гибридную силовую установку или сугубо электрическую. Но, вместе с тем, термин Recharge означает не только электрификацию, но и обновление, “перезагрузку” всего модельного ряда Volvo. Каждый год запланировано появление новой электромодели, и в прошлом году такой новинкой стал полноразмерный кроссовер Volvo EX90. Прием заявок для украинских покупателей уже открыт, вот только саму машину придется немного подождать – она появится у нас не ранее второй половины 2023 года.
Как узнать “электричку”
В компании пошли по пути максимальной унификации, что отразилось не только в одной приставке к названию “на всех”, но также в дизайне и технике. Внешне отличить электрический XC40 от обычного можно буквально по нескольким деталям, самой главной из которых является глухая радиаторная решетка. Малозаметная на первый взгляд, но важная деталь: лючок, за которым скрываются разъемы для зарядки, находится здесь по водительской стороны. Что может быть неудобным на некоторых зарядных станциях. Хотя во время теста меня преследовали трудности другого порядка, но об этом чуть позже.
Тестовый экземпляр был окрашен в светло-зеленый цвет, который добавлял ему еще больше сдержанности. В целом, лаконичная стилистика, в которой выдержан Volvo XC40 Recharge, оказалась довольно удачной и выглядит актуально спустя шесть лет после вывода XC40 на рынок. И хотя мне этот цвет машины не сильно по душе, вместе с серебристыми вставками по низу кузова и двухцветной окраской смотрится он хорошо.
Маленькая скандинавия
Салон в электромобиле, а это, кстати, первый электромобиль Volvo, также мало чем отличается от своего ДВС-собрата. Двери во внутреннее пространство открываются с небольшим приятным усилием, а закрыв их за собой сразу отмечаю хорошую шумоизоляцию салона. Для электромобиля данный параметр очень важен: фонового звука двигателя здесь нет, и любые посторонние звуки улавливаются сразу.
Но ездить в тишине вы вряд ли будете, ведь куда лучше наслаждаться великолепным звучанием премиальной акустики Harman Kardon мощностью 600 Вт. Специальное программное обеспечение для обработки звука и 13 динамиков с сабвуфером создают отличное объемное звучание. Чтобы подчеркнуть важность акустики, главенствующее место на центральной консоли отдали регулятору громкости и стилизованной кнопке Play/Pause. А вот в целом кнопок и регуляторов минимум – дизайн интерьера повторяет скандинавскую лаконичность, отмеченную еще снаружи. Поэтому множеством функций заведует мультимедийная система, получившая к тому же набор интегрированных сервисов Google. Полноценный планшет в автомобиле! Судите сами: 9-дюймовый экран, система под управлением Android, предустановленные приложения и Google Play для добавления новых, навигация, “как в смартфоне” и обновления системы по воздуху. Причем со временем функционал будет расширяться не только по информационно-развлекательной части, но и по управленческой. Новый режим движения или рекуперации можно будет просто скачать для своего электромобиля, как новое приложение для смартфона. Меню системы особых изменений не претерпело, поэтому логично и интуитивно продуманный интерфейс, который мы уже отмечали ранее в других версиях XC40, будет радовать и здесь.
Минималистичный по дизайну и добротный по исполнению салон радует материалами отделки, но немного удручает их темными тонами. Доминирующий черный цвет скрадывает фактуры интерьера и простор салона. Здесь просторно и спереди и сзади, а колесная база в 2,7 метра одна из лучших в классе. Но посетовать можно на вертикальную посадку и твердость подушки во втором ряду, и отсутствие ее подогрева. “Трансмиссионный” тоннель здесь такой же, как у обычной Volvo XC40, и это меньше, чем у гибридной версии. Поскольку у гибрида именно там прячется батарея. Ну а у полностью электрического XC40 она находится в полу кузова и занимает почти все свободное пространство колесной базы. Но водителя и пассажиров это не ущемляет в комфорте – свободного пространства внутри столько же, а багажник уменьшился на самую малость – до 419 литров (против 460 л у обычной версии).
И то за счет размера подпола, что совсем несущественно. К слову, багажников у XC40 Recharge два: второй бокс скрывается под капотом и предназначен для шнуров зарядки. Но кроме них туда может поместиться еще какая-то мелкая поклажа.
Как проехать обещанные 500 км
Если взглянуть на мощностные и динамические характеристики Volvo XC40 Recharge, то оказавшись за рулем, хочется поскорее их испытать! Мощность в 408 л.с., динамика до первой “сотни” 4,9 сек и крутящий момент 660 Нм обещают динамичный драйв. И действительно, кроссовер очень бодро стартует с места, вдавливая вас в спинку сидения и радуя напористым ускорением. Оно сопоставимо со спринтом лучших “горячих хэтчбеков”, хотя характер у героя нашего теста скорее спокойный. После нескольких веселых стартов с места или быстрых обгонов, которые даются XC40 так же легко, постепенно переходишь в спокойную манеру езды. Электромобиль тихий, комфортный и сбалансированный, и постоянно носится на нем желания не возникает.
К тому же, стоит помнить и о заряде батареи. В характеристиках указано, что литий-ионная батарея емкостью 78 кВт*ч может обеспечить запас хода в комбинированном ритме в 418 км, а в городских условиях и вовсе более 500 км! (замеры по циклу WLTP). При этом потребление энергии заявлено никак не менее 23 кВт на 100 км (и на практике так и есть). А значит, чтобы вытянуть такой запас хода, XC40 Recharge должен очень интенсивно рекуперировать энергию. Кроме того, как на торможении, можно делать это, задействовав режим “в одну педаль”. Но по ходу теста обстоятельства были не сильно в мою пользу.
Небольшая минусовая температура “за бортом” и несколько поездок в первый день теста довольно быстро подъели часть из 85% заряда, с которыми я забирал автомобиль. Точнее даже не сам заряд, а запас хода, который я мог проехать на этом заряде. Уже при 70% автономности оставалось всего на 200 км. При этом борт-компьютер старается рассчитать и приблизительный запас хода: мол, если ехать активно, то это около 170 км, а если очень экономично, то аж 320 км! Но это наверное если половину пути ехать с горки, попутно заряжая батарею рекуперацией. Немного выручает тот самый режим одной педали, когда при сбросе газа электромобиль начинает сразу замедляться. Это удобно, и к динамике торможения можно приноровиться, оперируя в итоге одной педалью – акселератором. Нажал-отпустил-нажал – так и едешь. Но такой режим не всегда подходит под ритм движения – т.е. иногда машина замедляется быстрее, чем поток.
Сколько времени занимает зарядка
Но так или иначе, на зарядку ехать все равно придется. Да, если вы живете в частном доме, с этим будет меньше проблем, а в остальных случаях лучше иметь пару надежных зарядных точек на примете. Мне повезло не сразу: сначала пришлось искать владельца обычного автомобиля, который оставил его на месте для зарядки, и просит отъехать, потом пытаться “побороть” саму зарядную станцию. Возню с проводами в сырую погоду я уже в расчет не беру. Кстати, тот самый бокс для проводов под капотом и все вокруг него – пластиковое, так что после зарядки в дождь или снег складывать их туда не страшно – все легко чистится.
Разъем для зарядки один, но комбинированный: он сочетает в себе Type 2 (зарядка переменным током) и CCS 2 (быстрая зарядка постоянным током). Последняя может зарядить батарею до 80% всего за полчаса, но только если вы найдете быструю зарядку на 150 кВт и больше. Ведь именно столько готов “принимать” автомобиль. Большинство быстрых зарядок в Киеве способны выдавать 50 кВт, и если не разряжать батарею “в ноль”, то за час (а то и меньше) можно спокойно зарядиться до полного.
Легко перейти с ДВС
Конечно, холод электромобилю не товарищ – даже при небольшой минусовой температуре запас хода сильно падает, и это стоит учитывать. Как и то, что зарядная инфраструктура пока что отстает от темпов электромобилизации и нужно быть готовым, что сразу и быстро у намеченной точки зарядиться может и не получится. Но сам Volvo XC40 Recharge оставил приятное впечатление. Сбалансированный, добротный, с отличной динамикой, мягкой комфортной подвеской и понятной управляемостью этот кроссовер обладает теми же качествами, что и его версия с двигателем внутреннего сгорания. При этом он мощнее и быстрее, но с другой стороны потребует большего внимания по части восполнения энергии. Ценник при этом на XC40 Recharge не космический, и уже сопоставим с одноклассниками с двигателями внутреннего сгорания.