X

Тест-драйв Nissan X-Trail 2023: как показал себя уникальный двигатель?

Модель X-Trail сейчас является флагманской моделью в продаваемой в Украине линейке Nissan. Этот кроссовер сильно изменился. Нынешний X-Trail уже четвертое по счету поколение, получившее индекс Т33.

История модели

Впервые имя X-Trail появилось еще 20 лет назад – в 2003 году (Т30). Легкий, оригинальный и с большой площадью бокового стекла. Помните, была даже крутая модификация с дополнительными прожекторами дальнего света интегрированными в рейлинги на крыше?

В 2007 году появилось второе поколение модели (Т31), которое стало визуально более массивным и еще более вместительным. Третий X-Trail (T32) получил дизайн городского кроссовера с резкими линиями. У нас в большом количестве встречается его заокеанский брат-близнец – Rogue.

Нынешний X-Trail в очередной раз радикально изменил стиль. Теперь это большой и солидный кроссовер с выразительным и даже агрессивным видом.

Самой яркой и узнаваемой частью облика нового X-Trail стали разделенные фары головного света и массивная решетка радиатора. Капот имеет две острые грани, идущие от стоек кузова к решетке. Плюс боковое стекло имеет резко очерченные контуры и словно подрезанный край сзади.

Техническая основа

Четвертое поколение X-Trail создано на универсальной платформе концерна Renault-Nissan CMF-CD (Common Modular Family). Буквы CD означают, что платформа предназначена для создания моделей C- и D-сегмента. Это та самая платформа, которую использовали в новом Qashqai. Но кроме него на CMF-CD базируется всего 17 моделей марок Renault и Nissan, а также новое поколение Mitsubishi Outlander.

И вернемся к нашему X-Trail. Он выглядит солиднее и больше. Однако на самом деле новинка стала хоть и не существенно, но меньше своего предшественника. Длина кузова меньше почти на 4 см, а высота – едва ли пол сантиметра.

Интересно, что в новом поколении X-Trail совсем не предусмотрено дизельных модификаций. Для европейского и соответственно украинского рынков предлагаются модификации с высокотехнологичным бензиновым двигателем 1.5 VC-T и мягким гибридом или электрифицированная модификация с последовательным бензоэлектрическим гибридом на платформе того же бензинового двигателя и электромотора. О том, как работает последняя в скором времени в нашем тест-драйве Nissan Qashqai E-Power. А пока поговорим как ведет себя машина, где колеса крутит пока еще бензиновый двигатель. Интересно, что трансмиссия для модели вовсе не предполагает механическую коробку передач. Только вариатор Xtronic. Да и привод только на передние колеса. Полноприводным может быть только электрифицированная модификация E-Power 4orce, где задние колеса приводит отдельный электродвигатель. Наша тестовая машина с мягким бензиновым гибридом имеет привод только на передние колеса.

Что под капотом

Тестовая модификация самая простая в гамме X-Trail, если говорить о технической части. Но назвать ее простой было бы ужасно несправедливым. Почему? Ибо под капотом двигатель 1.5 VC-T. Казалось бы, и что тут такого? Сейчас повально на кроссоверах двигатели 2,4 или 2,5 л уступают место 1,5-литровым турбированным. К примеру Honda CR-V или Ford Kuga. Но у Nissan двигатель имеет свой интерес. Во-первых он трехцилиндровый. Зачем, спросите вы? Ведь конкуренты спокойно производят 1,5-литровые двигатели 4-цилиндровыми. Дело в том, что меньшее количество цилиндров дает несколько преимуществ. Меньше поршней, меньше шатунов, меньшая масса механизма, меньше инжекторов и свечей зажигания. Одним словом, экономия в деньгах и массе. Но кроме того, при трехцилиндровой схеме при том же объеме двигателя площадь каждого поршня получается больше. А это обеспечивает наилучший крутящий момент. И даже не это главная фишка двигателя. Он обладает уникальной системой. Мы уже давно привыкли к тому, что двигатели имеют переменные фазы газораспределения, что улучшает экономичность на низах оборотов и эффективность высоких. А вот такой фишки, как изменение степени сжатия раньше в серийных двигателях, никто не использовал. Было несколько попыток, но в широкое производство они не пошли.

Казалось бы, ну зачем это? Мало того, что двигатель имеет непосредственный впрыск топлива, турбонадув, то ему еще и изменение степени сжатия приютили. Что она дает и для чего нужна? Известно, что чем выше степень сжатия, тем эффективнее происходит сгорание топлива, а соответственно КПД и мощность. Эту концепцию в свое время реализовала Mazda в своих двигателях серии Skyactiv. У них степень сжатия бензина почти так же высока как в дизельных двигателях (13:1). Однако известно, что турбированные двигатели не могут использовать столь высокую степень сжатия, так как это приведет к детонации в камере сгорания. Так что в турбированных двигателях степень сжатия значительно ниже. А хитрые инженеры из Nissan умудрились это все сложить в кучу. С помощью специального механизма удалось сделать так, что нижнее крепление шатуна относительно коленвала может опускаться или подниматься. Соответственно размер камеры сгорания может изменяться, а степень сжатия уменьшаться или увеличиваться. Посмотрите видео чтобы было понятнее, как именно это работает.

Таким образом, получается, что на малых нагрузках, когда турбина не дует, двигатель имеет высокую степень сжатия (14:1), что улучшает эффективность сгорания топлива. Когда нагрузка возрастает и в работу вступает турбонагнетатель, то актуатор изменяет нижнее положение шатуна, увеличивая камеру сгорания и снижая степень сжатия (8:1). Соответственно, это помогает предотвратить возникновение детонации. Таким образом, двигатель 1.5 VC-T сочетает в себе преимущества атмосферного двигателя и мотора с турбонадувом.

Если сравнить мощность и крутящий момент с 2,5-литровым атмосферным предшественником, то новый 3-цилиндровый двигатель комплексно преобладает. В 2,5-литровая мощность составляла 171 л.с. а у нового двигателя она немного меньше – 163 л.с. Однако крутящий момент прошлого двигателя существенно ниже: 233 против 300 Нм у новинки. Неудивительно, что динамика ускорения существенно улучшилась. 1,5-литровый двигатель ускоряет до сотни немалый X-Trail за приличные 9,6 секунды, тогда как 2.5 разгонялся чуть ли не на секунду дольше – за 10,5 с.

Салон и управление

Однако, если вы не такой фанат технологий, а используете просто автомобиль каждый день, то важнее становятся другие вопросы.

В салоне чувствуется что X-Trail действительно немал. Здесь, равно как и во внешности, вносит свою лепту дизайн. Многие ровные поверхности и лаконичность придают ощущение пространства. Большинство элементов в салоне унифицированы, то же блок управления стеклоподъемниками, электронная панель приборов, блок управления климатом, руль и рычаг переключения режимов трансмиссии – все это хорошо знакомо по меньшему кроссоверу Qashqai.

Посадка за рулем вполне удобна, а две острые грани на капоте дают ощущение как будто управляешь чуть ли не Ленд Крузером. Но если серьезно, то дизайн кузова с четко очерченными плоскостями удобен. Габариты легко контролировать, в отличие от предшественника.

В салоне понравился разумный баланс между цифровизацией и здравым смыслом. Нет повальных тачскринов и сенсорного управления всем. Для всех горячих функций предусмотрены физические кнопки, равно как и для управления климатом. Тем не менее, есть контрастная цифровая приборная панель на 12,3 дюйма, дизайн которой можно выбирать из двух вариантов. А за мультимедиа и настройки отвечает широкий тач-скрин на центральной консоли так же на 12,3 дюйма (в более простых комплектациях он на 8 дюймов).

Относительно практичности интерьеров наша машина, которая в 7-местной версии и в максимальной из 5 комплектаций – Tekna воспринимается как хороший семейный автомобиль. Пространство на втором ряду сидений достаточно. А когда нужно кого-то перевезти на дополнительных местах третьего ряда, то второй ряд придется подвинуть вперед. Иначе для ног пассажиров третьего ряда места вообще не будет.

Багажник в версии на 7 пассажиров немного меньше, чем у 5-местной, даже когда дополнительный ряд кресел спрятан. Сложенные в пол сиденья съедают 100 литров объема и багажник вмещает 485 л против 585 л.

Удобно, что с помощью сектора пола, который можно установить вертикально, можно зонировать багажник, чтобы закрепить мелкий груз. По бокам багажника удобны большие пластиковые ниши.

Под полом багажника запаски нет. Там разместился сабвуфер аудиосистемы и ремкомплект для колес. Крышка багажника в нашей версии имеет электропривод и удобную дополнительную кнопку, которая позволяет не только закрыть багажник, но и сразу замкнуть центральный замок.

Управляемость и проходимость

На дороге большим X-Trail управлять достаточно просто. Машину за ее внешность в потоке уважают и не пытаются подрезать, а при необходимости изменить полосу движения охотно пропускают. Аргумент в пользу нового X-Trail не рационален, но объективен. Достаточно высокий кузов вызывает поначалу опасение, что машину будет существенно раскачивать в виражах, однако благодаря настройкам подвеска оказалась довольно приятной по балансу комфорта и управляемости.

Полного повода у нашей версии нет, однако клиренс в 21 см позволяет спокойно выезжать на природу всей семьей. Хотя у машины есть возможность изменять режимы движения, однако каких-либо дополнительных внедорожных режимов не предусмотрено. Выбрать можно между Спортивным, Нормальным и Экономическим режимами. Они влияют на настройку усилия на руле, скорость изменения условных степеней в вариаторе и остроту реакции педали акселератора.

А как же система мягкого гибрида? Она помогает рекуперировать энергию торможения для подзарядки литиево-ионной батареи. Эту энергию машина затем использует при повышенных нагрузках, тем самым снижая расход топлива.

Цена и конкуренты

Так что же в итоге можно сказать о новом X-Trail? Сколько стоит и как выглядит на фоне таких конкурентов? Три версии двигателей и трансмиссий умноженных на пять вариантов оснастки создает большой выбор из 21 версии оснастки. Сегодня на рынке такое встретишь не часто. Что касается цены, то самая доступная версия X-Trail от 1240070 грн (на 17.05.2023 это чуть более 33 000$).

Это рыночная цена, ведь конкуренты предлагаются с автоматом и передним приводом за примерно такие же деньги. Технологические интересности на нашем рынке требуют времени, чтобы завоевать репутацию. Однако соотношение хорошей динамики и экономичности думают сделают свое дело. Еще одним преимуществом X-Trail является выбор между 5 и 7-местной конфигурацией. В этом сегменте у подавляющего большинства конкурентов такой опции нет.