X

Mazda3 и Mazda 323: наглядный обзор эволюции автомобилей Мазда

Новая Mazda3 и ее 20-летняя предшественница Mazda 323 – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Причем изменения настолько кардинальные, что стоит снять с автомобилей фирменные эмблемы – и мало кто догадается об их родстве. Но преемственность в них есть.

Новая тройка спроектирована в соответствии с нынешней философией компании Mazda – SKYACTIV. Это целый набор технологических ноу-хау японских инженеров, направленных на улучшение ходовых качеств, динамики, повышение безопасности и экономичности. Модели SKYACTIV призваны дарить водителю удовольствие от активного драйва. Они послушны и при этом отлично подходят для повседневной эксплуатации.

Фирменный дизайнерский стиль последних поколений Mazda «KODO – душа движения» как нельзя лучше подчеркивает энергичный темперамент тройки. Прищуренный взгляд зауженной передней оптики, огромная пасть радиаторной решетки и мускулистые колесные арки – все это напоминает хищника, приготовившегося к прыжку. Но при этом он способен надежно защитить приручившего его хозяина: в конструкции кузова применяется технология SKYACTIV-Body, направленная на снижение веса и повышение пассивной безопасности (доля высокопрочных сталей достигает 60%), а структура защитной капсулы эффективно гасит энергию удара.

Высокую безопасность подтверждают результаты краш-тестов EuroNCAP – нынешнее поколение модели сдало экзамен на максимальные 5 звезд. Старания японских конструкторов отметили потребители во многих странах мира, в том числе и у нас. В 2015 году Mazda3 стала «Автомобилем года в Украине».

По сравнению с предшественницей 20-летней давности новая Mazda3 стала ощутимо крупнее: ее колесная база увеличилась на 95 мм, габаритная длина – на 250 мм, ширина – на 100 мм, а высота – на 30 мм. Но что удивительно – на размере салона это не отразилось: лишние миллиметры ушли на повышение безопасности тройки.

Старушка триста двадцать третья на фоне своей внучки выглядит простенько и маловыразительно. В то время седан был ориентирован на спокойных, рассудительных автомобилистов, которых, прежде всего, интересовали практичность и удобство.

В арсенале Mazda 323 были еще две модификации – 3- и 5-дверный хэтчбек. Именно они удовлетворяли запросы молодых и активных потребителей.

Тройка представлена 5-дверным хэтчбеком и 4-дверным седаном, который за счет коротенькой ступеньки крышки багажника больше похож на лифтбек.

Другая планета

В салоне Mazda 323 все предельно просто, лаконично и без дизайнерских изысков. При этом все органы управления находятся на привычных местах, и долго свыкаться с машиной не нужно. Шумоизоляция неважная, зато пластик отделки качественный и мягкий. Посадку переднего пассажира осложняет выступающая колесная арка. В остальном внутри довольно просторно, и по запасу места триста двадцать третья проигрывает, только если учесть тесноту на передних сиденьях в районе плеч.

Интерьер Mazda 323 на фоне тройки выглядит скучно и серо, какие-либо дизайнерские изюминки в нем отсутствуют. Баранка по-спортивному трехспицевая, но ее диаметр слишком большой, а рычаг КП – длинный. Зато салон порадует хорошей обзорностью.

После старушки внутри тройки будто попадаешь на другую планету – выразительный дизайн удачно сочетается с тщательно выверенной эргономикой, дополненной современными гаджетами. Цветной 7-дюймовый экран развлекательной мультимедийной системы MZD Connect напоминает вставленный в торпедо планшет. Управлять им очень удобно с помощью вращающихся регуляторов возле рычага КП, а частью функций – еще и кнопочками на 3-спицевом мультифункциональном руле. Впечатляет и всплывающий проекционный экран. Хай-тек да и только!

А вот на втором ряду высокая подоконная линия и узкое окошко со­здают ощущение замкнутости и тесноты. Хотя на самом деле сидеть тут удобно и комфортно.

Салон тройки выполнен в соответствии с концепцией Jinba Ittai, воплощающей единство автомобиля и водителя. Действительно, он очень эргономичен, а обилие декоративных деталей придает ему особый лоск и выразительность.

Посадка в триста двадцать третьей ощутимо ниже, чем у тройки. Кажется, что сидишь почти на полу. За счет плоского и прямого дивана создается ощущение, что здесь просторнее, но замеры показали: обе модели практически одинаковы.

Дверные проемы у тройки ниже, поэтому при посадке приходится сильнее сгибаться. Нижние части проемов заужены больше, так же, как и центральный тоннель. Но комфорт посадки, особенно двоих пассажиров, теперь заметно выше.

Несмотря на увеличенные габариты, новая тройка несколько проигрывает своей предшественнице Mazda 323 по размеру багажного отделения – 425 л против 414 л. Хотя размеры отсека у них практически одинаковы. При этом новая модель отличается значительно большей грузоподъемностью на целых 95 кг (560 кг против 465 кг) и лучшей эргономичностью. Спинки задних сидений отбрасываются со стороны багажника (у Mazda 323 для этого нужно поочередно распахнуть задние двери и разблокировать фиксаторы, установленные на спинках сидений внутри салона).

Mazda 323 (414 л / 560 кг)

Mazda3 (425 л / 465 кг)

Куда ведут технологии…

Mazda 323 оснащалась разно­образной линейкой силовых агрегатов, включающей как 4-, так и 6-цилиндровые двигатели (топ-агрегат – бензиновый 2,0 л). Помимо бензинок также были два солярочных мотора: турбированный и атмосферный (см. табл.). Наибольшее распространение в Украине получили 1,5-литровые бензиновые модификации. Как показал украинский опыт эксплуатации, моторы триста двадцать третьей зарекомендовали себя вполне надежными и при надлежащем уходе способны выходить до капремонта около 300 тыс. км.

Mazda 323

Крутящий момент от двигателя к колесам Mazda 323 передают две КП: 5-ступенчатая механическая и 4-ступенчатая автоматическая. Наибольшую массовость в Украине получили версии с механикой. На практике она оказалась вполне надежной, а для беспроблемной работы требует только регулярной (каждые 70 тыс. км) замены масла.

Современная Mazda3 официально в Украине продается только с бензиновыми двигателями нового семейства SKYACTIV-G: 1,5 и 2,0 л. Это высокотехнологичные моторы с уникальной высокой для бензиновых двигателей степенью сжатия 14:1. Благодаря этому мотористам удалось сделать агрегаты на 15% экономичнее, на 15% повысить крутящий момент по сравнению с предыдущими двигателями, а также вписаться в нормы Евро5.

Mazda3

Конструктивно подвески обеих моделей одинаковы: впереди применяется McPherson, а сзади – многорычажка. При этом ходовая новой тройки создана по технологии SKYACTIV – благодаря чему она весит на 14% легче, чем шасси предыдущей Mazda3. А за счет изменения геометрии задней подвески, благодаря выверенным точкам крепления амортизаторов и тщательно подобранной жесткости резиновых опор обеспечивается лучшая устойчивость.

В нашей тестовой тройке 2016 г. применяется еще и система G-Vectoring Control: крутящий момент на колесах может меняться в зависимости от поворота руля. Благодаря этому автомобиль стал еще более послушным и безопасным (снижая эффект возникновения резких сносов-заносов) и комфортным (минимизируя боковые колебания людей в салоне).

SKYACTIV рулит!

По ощущениям 1,5-литровый моторчик 323-й тянет неплохо – и автомобиль уверенно набирает скорость. Ощущение динамики усиливает отчетливо пробирающееся внутрь салона рычание мотора. Ход рычага механики длинный и недостаточно информативный. На неровностях ходовая громко и неприятно стучит – так сказывается ее временной износ. При этом благодаря независимым подвескам Mazda 323 обладает хорошей цепкостью, что позволяет проходить виражи на вполне высоких скоростях. То есть уже тогда инженеры Mazda пытались наделять свои модели драйверскими повадками.

А вот спустя 20 лет им это удалось куда лучше! В соответствии с концепцией SKYACTIV новая тройка дарит истинное наслаждение от активной езды. 2,0-литровый мотор в паре с 6-ступенчатой АКП наделяют машину активным темпераментом. И хотя динамика не впечатляет (около 9 с до первой сотни), получаешь наслаждение от мощного и плавного ускорения. Но если нужны более острые ощущения – можно активировать режим «Sport», при котором мотор и КП более чутко реагируют на педаль акселератора: передачи становятся короче, двигатель быстрее раскручивается до высоких оборотов. При сбросе газа обороты остаются завышенными, чтобы при повторном нажатии авто сильнее выстрелило вперед.

Рулевое очень информативное, чутко и по-спортивному реагирует на изменение направления движения, обеспечивая точное и послушное управление.

Отличной устойчивости способствует сбитая подвеска, которая неплохо справляется с неровностями наших дорог, отрабатывая большинство из них с глухими отдаленными хлопками, не конфликтующими с общим уровнем комфорта.

Итак, отличия между этими поколениями моделей популярного С-класса просто разительное! На фоне Mazda 323 отчетливо видишь, как далеко вперед ушли технологии японских инженеров, насколько они стали совершеннее! Вживую сравнив эти машины, прекрасно ощущаешь те качества, над которыми успешно поработали конструкторы японской компании: высокий комфорт, удобство, безо­пасность, современные мультимедийные возможности, экономичность и непередаваемые ощущения от активной езды, точного и послушного управления. Действительно, SKYACTIV рулит!

Динамичный темперамент Mazda 3 олицетворяет ее дизайн, выполненный в фирменном стиле «KODO – душа движения». На ее фоне Mazda 323 выглядит утилитарным средством передвижения.

Mazda3Mazda 323
Общие данные
Тип кузоваседанседан
Дверей/мест4/5 4/5
Габариты, Д/Ш/В, мм4585/1795/14504335/1695/1420
База, мм27002605
Масса полн./снаряж., кг1275/18351115/1580
Объем багажника, л414425
Объем бака, л5155
Двигатели
Бензиновые 4-цилиндр.:1,5 л 16V (120 л.с.), 2,0 л 16V (150 л.с.) 1,3 л (73 л.с.) 16V, 1,5 л (88 л.с.) 16V, 1,8 л (127 л.с.) 16V
6-цилиндр.:нет2,0 л (147 л.с.)
Дизельные 4-цилиндр.:нет1,7 л (86 л.с.) Turbo, 2,0 л (71 л.с.)
Трансмиссия
Тип приводапередн.передн.
КП6-ст. автомат 5-ст. механ. или  4-ст. автом.
Ходовая часть
Тормоза передние/задниедиск. вент./диск.диск. вент./ бараб. или диск. вент./диск.
Подвеска передняя/задняянезавис./независ. независ./независ.
Шины205/60 R16 175/70 R13, 185/65 R14, 205/50 R15