Volkswagen выпустил свой первый гражданский внедорожник в 2002 году, когда в этом сегменте мирового авторынка все давно устоялось. Но нет – Touareg нашел собственное место, основав новый класс 4х4: корпоративный стиль VW, сдержанный и безупречный, а остальные признаки все выше среднего – комфорт, динамика и внедорожные качества. Это был один из смелых шагов бренда в высший автомобильный мир, куда его вел тогдашний глава VAG Фердинанд Пих, кстати, внук самого Фердинанда Порше.
Как показали продажи, потребителям очень не хватало такого автомобиля: с высоким статусом, однако с одной стороны – пригодного для любых путей, а с другой – семейного, лишенного лишнего здесь шарма внедорожной грубости. В результате Volkswagen – автомобиль “народной” (хоть и в кавычках) марки существенно потеснил премиальные, более пафосные модели немецкой “большой троицы”.
Как рождалась концепция
Главные черты “Туарега” еще за два года до его презентации очертил концепткар Volkswagen AAC (Advanced Activity Concept, 2000 г.) – как ни странно, имея при этом кузов пикап. Тогда стилистам и конструкторам удалось доказать публике, что даже с таким утилитарным типом кузова можно получить роскошный салон люксового седана и динамику спорткара. Попутно обладая стильной гражданской внешностью и реально высокой проходимостью. Поэтому к моменту появления самого Touareg в более привычном образе внедорожника потребитель уже был готов к такому совмещению несовместимого.
Если концептуально Volkswagen Touareg был новатором, то в техническом плане он опирался на классические компоновочные решения вместе с современными технологиями. 5,0-литровый турбодизельный V10 TDI продольного расположения, независимая подвеска всех колес на парных поперечных рычагах, прочные подрамники кузова, постоянный полный привод с пониженным рядом в раздатке и блокировкой межосевого дифференциала – эти формулировки звучат как музыка для тех, кто хоть что-то знает о 4х4 и бездорожье. И для тех, кто разбирается в скоростных машинах для автобанов, кстати, тоже.
Volkswagen Touareg I (7L) 2002 – 2010 гг.
Серийная версия первого поколения Touareg была создана на платформе, совместной с дебютировавшим в том же году Porsche Cayenne и Audi Q7. Правда, родственник из Ингольштадта вышел в серию всего за три года.
Следует сказать, что поклонников новых технических идей первый “Туарег”, мягко говоря, не обидел. Да, мощный многолитровый дизель в качестве одного из основных двигателей на люксовом автомобиле был тогда новацией. Кроме того, даже технарей поражал новейший 6,0-литровый двигатель FSI четырехрядной компоновки W12, ускорявший 2,5-тонную машину до первой сотни за 5,9 секунд. Эта модификация планировалась как эксклюзив с тиражом в 500 экземпляров, но, несмотря на цену, спрос на нее был таким, что пришлось отменить все каноны Limited Edition и запустить Touareg W12 в свободную продажу.
При этом казалось бы скромный и чуть более доступный дизель V10 TDI имел невероятный и для нашего времени крутящий момент в 750 Нм – и его 7,8 с до первых ста км/ч до сих пор выглядят достойно. Кстати, чтобы большая и тяжелая машина управлялась как скоростной трассовый автомобиль GT, Туарегу дали систему электромеханической стабилизации кренов и пневматическую подвеску CDC с шестью уровнями настройки жесткости и дорожного просвета.
На этом фоне не сразу укладываются в голове другие цифры из паспорта “Туарега” – например, невиданно гигантский диапазон регулирования клиренса: от 160 мм для асфальта до 300 мм для экстремального бездорожья. При таких возможностях ходовой скоростной внедорожник преодолевает реки на равных с армейскими грузовиками – глубиной до 58 см. А трансмиссия с несколькими уровнями блокировок позволяет преодолевать грязевые дороги и без проблем штурмовать 45-градусные подъемы.
Появление на рынке “в открытом доступе” автомобиля с такими возможностями в первые годы породило целую волну рекордов, которые восторженные фаны новой модели бросились устанавливать по всему миру.
Так, в 2005 году Стэнфордский университет (Калифорния, США) с участием исследовательских лабораторий Volkswagen создал беспилотный VW Touareg Stanley. Он победил 22-х конкурентов в традиционных гонках по бездорожью без водителя Grand Challenge USA ‘2005. 212-километровый маршрут в пустыне Мохейв роботизированный внедорожник прошел менее чем за 7 часов.
В гонках на длинных дистанциях “Туарег” тоже молодец, например, за ним числится мировой рекорд в гонке Панамериканского шоссе: трассу протяженностью 23 000 км он разменял менее чем за 12 дней. При том, что маршрут проходит через обе Америки, несколькими климатическими зонами и незаселенными территориями. А в ралли Дакар гоночная версия модели Race Touareg от Volkswagen Motorsport доминировала в течение нескольких сезонов, с 2009 по 2011 год.
Еще один мировой рекорд Туарегу помог установить гигантский самолет – в 2006 году стандартный Touareg V10 TDI вытащил из ангара 155-тонный двухпалубный лайнер Boeing 747 и протащил его по рулежной дорожке лондонского аэропорта 150 метров. Заводские инженеры уверяли, что их детище потянет и более тяжелый прицеп, массой до 200 т, но в конце концов ограничились 155 тоннами…
Touareg первого поколения производился с 2002 по 2009 год и был растиражирован в невиданном для данного ценового сегмента количестве – 450 000 экземпляров.
Volkswagen Touareg II (NF/FL или 7P) 2010 – 2018 гг.
Учитывая невероятный успех первого Touareg к проектированию второго поколения модели на “Фольксвагене”, подошли с большой осторожностью: кроме обязательного обновления нужно было сохранить все преимущества первого поколения.
Новый Touareg был создан на универсальной платформе Volkswagen Group PL72, которую также получил Cayenne.
Touareg второго поколения вырос как в ширину, так и в длину, но стал ниже. Однако, получив более динамичный образ, автомобиль полностью сохранил стилистику предшественника – одновременно сдержанную и элегантную, хотя и с возросшей долей аристократизма. Похоже, единственное, за что конструкторы тогда взялись всерьез – это главный существенный недостаток Touareg I, то есть высокий аппетит и связанную с ним недостаточную (по мнению экологов) дружественность к окружающей среде.
Итак, новая машина стала заметно легче (–208 кг), двигатели – более экономичны (расход горючего –20% “на круг”), плюс гамму модификаций пополнила гибридная версия. Также во втором поколении можно было выбрать особую внедорожную комплектацию 4XMotion Terrain Tech – с расширенными возможностями трансмиссии и подрезанными снизу бамперами для увеличения угла въезда вплоть до 45о (+14о по сравнению с гражданской версией).
Наверное, самым интересным мотором в линейке Touareg II стал гигантский дизель 4.2 TDI. Турбированная V-образная “восьмерка”, имея весомые 340 л.с. мощности, поражает даже не мощностью, а крутящим моментом: 800 Нм, что больше чем у 5,0-литрового предшественника! Неудивительно, что эта версия имела динамику как у спорткара – 5,8 с до 100 км/ч. Соревноваться с этим “дизельком” могла разве что гибридная модификация.
Словом, второй Touareg повторил и приумножил успех предшественника, за 8 лет производства Touareg II было продано более 479 000 единиц, что даже больше чем у первого поколения.
Volkswagen Touareg III (CR) с 2018 г.
Третья генерация модели Touareg появилась в 2018 году и была разработана на модульной платформе Volkswagen Group MLB Evo Type 4, предназначенной для моделей с продольным расположением двигателя. Интересно, что на той же платформе созданы не только уже привычные “соседи” за платформой Audi Q7 и Porsche Cayenne, но также Audi Q8, Bentley Bentayga и Lamborghini Urus.
Touareg наших дней стал еще более важным – больше, богаче, а благодаря дизайну и более харизматичным. Несмотря на габариты, внедорожник выглядит откровенно динамично. При проектировании третьего “Туарега” конструкторы VW смело использовали все доступные современному автопрому технологии: высокопрочные стали, алюминий, полимеры, пневматику, гидравлику, достижение цифровых разработок.
Самыми интересными силовыми агрегатами Volkswagen Touareg окончательно стали дизели – если их экономичностью и отдачей сегодня никого не удивишь, но такую удивительную плавность работы дизелей, как у Touareg третьего поколения, раньше можно было встретить разве что у отдельных представителей премиум-класса.
В салоне и водителя, и пассажиров встречает сверхвысокий уровень комфорта, благодаря большей колесной базе пассажиры имеют дополнительное пространство. Даже выдавшим виды потребителей автомобиль поразил новым уровнем электроники, в частности, пакет безопасности включает в себя даже систему ночного видения с тепловизором. Приборная панель Digital Cockpit, полностью цифровая, на ней доминируют не кнопки, а два экрана, на 12 и 15 дюймов.
За поведение на любых дорогах у топовых версий третьего “Туарега” отвечает пневматическая подвеска с двухкамерными баллонами, активные электромеханические стабилизаторы и даже подруливающие задние колеса.
Touareg III после рестайлинга 2023-го года
Несколько месяцев назад Touareg получил целый комплекс обновлений, среди которых важнейшие касаются ходовой части, освещения и внешнего вида. Что комфорт, что агрессивность движения вышли на более высокий уровень за счет новых настроек элементов подвески.
Кроме того, добавился верхний датчик на кузове, учитывающий загрузку верхнего багажника и соответствующим образом корректирующий крены когда он полон и когда пуст. Благодаря чему машина стала лучше и безопаснее управляться и с полной, и с минимальной нагрузкой.
Еще одна поразительная новация “рестайла” – матричная оптика нового поколения, которая базируется на 38 432 микродиодах (именно так – более 38 тысяч светодиодов!), каждый из которых управляется отдельно. Они дают водителю несколько преимуществ, главным из которых является режим постоянного дальнего света. “Дальний” можно держать все время включенным за пределами населенных пунктов – потому что интерактивные светодиоды обеспечивают более точную маскировочную зону для встречных и попутных машин, не ослепляя их водителей.
Художники Volkswagen Design переосмыслили переднюю часть Touareg. Решетка радиатора подчеркивает ширину автомобиля, а новые матричные фары соединяются подсвеченной горизонтальной полосой. Нижние диффузоры стали больше, да еще имеют индивидуальный дизайн в зависимости от выбранной комплектации.
Тонкая световая полоска есть и на корме, она протяенулась через всю крышку багажника. Новый Touareg стал первым “Фольксвагеном”, производимым в Европе, имеющим подсвеченный логотип VW.
Что касается силовых агрегатов, у нового Touareg будет в Украине четыре версии. Все они оснащены 3,0-литровыми V6 двигателями. Это бензиновый с турбонаддувом на 340 л.с., два турбодизеля на 231 л.с. и на 286 л.с., а также плагин-гибридный привод Touareg R на базе бензинового двигателя V6 и электрической силовой установки. Все двигатели сочетаются с 8-ступенчатой автоматической коробкой передач и системой полного постоянного привода 4MOTION.
Суммарный тираж всех ”Туарегов” на сегодняшний день давно превысил 1 000 000 экземпляров. Но история кочевников продолжается – в этом году Volkswagen показал обновленную версию третьего поколения своей суперуспешной модели. В скором времени у нас на autocenre.ua будет опубликован тест-драйв этой новинки.