Как в армию поставили первые бронеавтомобили Rolls-Royce
В этот день, 110 лет назад в британскую армию поступили первые три бронеавтомбиля на шасси Rolls-Royce Silver Ghost.
Идею создать такой бронеавтомобиль выдвинул, что интересно, представитель не сухопутных войск, а офицер военно-морской авиации, капитан Третьего ранга Чарльз Ромни Сэмсон. По замыслу, такая машина предназначалась для патрулирования аэродромов и для… доставки в штабы пленных немецких летчиков со збитых самолетов.
Эту идею одобрил сам Первый лорд Адмиралтейства сэр Уинстон Черчиль – и работа закипела. За проектирование броневика взялся брат Чарлльза – Феликс Сэмсон. А разработку корпуса машины поручили французской судостроительной фирме из Дюнкерка. Ее броневые листы толщиной 8 – 9 мм, изготовленные из особо прочной стали, выдерживали обстрел стандартного стрелкового оружия даже с близкой дистанции.
Вооружения броневика состояло из 7,7-мм пелемета Wickers c водяным охлаждением, установленного в оригинальной вражающейся башне с боковыми скосами и защищенного специальным броневым кожухом.
Мощность 6-цилиндрового бензинового мотора была повышена с 45 – 50 л. с. до 65 – 75 л. с. Он отличался характерными для тогдашних машин Rolls-Royce плавностью в работе, надежностью и долговечностью. Бронеавтомобиль имел мощную лонжеронную раму, и его боевая масса составляла 3,6 т. Экипаж состоял из трех человек. Запас хода достигал 290 км, а максимальная скорость – 75 км/ч.
Сначала на фронт был отправлен эскадрон из 15 бронеавтомобилей Rolls-Royce, а до конца года британская армия получила еще 80 машин. Осенью 1915 года производство их перевели на новое, более мощное предритяие в городе Вулвич (Великобритания), и там было изготовлено 100 машин.
В 1920 году бронеавтомобили Rolls-Royce модернизировали. Башня изменила форму, на ней установили зенитный пулемет, а колеса сделали более прочными, дисковыми. Интересно, что на версии этого бронеавтомобиля, предназначенной для Ближнего Востока, появилась и новация – автомобильная радиостанция.
В 1924 году бронеавтомобиль был снова модернизирован. К началу Второй мировой в британской армии нассчитывалось все еще 75 таких машин. Но в 1942 году все они были списаны в металлолом. До наших дней дожил один экземляр, который бережно хранится в известном танковом музее в Бовингтоне.