На днях в киевский Технический музей «Колеса Истории» привезли уникальный экспонат – транспортер переднего края (ТПК) модели ЛуАЗ-967М. И вот что интересно: хотя такие машины выпускались до 1991 года, доставленный образец был выпущен в самый первый год их производства – 1975-м.
Свидетельство тому – сохранившаяся на машине фирменная табличка с этой датой и с порядковым номером «150». Этот автомобиль, правда, нуждается в серьезной реставрации, но после нее, думается, он станет одной из «изюминок» музея.
ЛуАЗ-967М – это низкопрофильный компактный автомобиль повышенной проходимости и при этом еще и плавающий. Он предназначен для использования в непосредственной близости от линии фронта и может вывозить раненых, доставлять боеприпасы и другие военные грузы.
Разработкой такой машины с 1962 года занимался конструкторско-экспериментальный отдел Запорожского автозавода. До 1967 года проходили испытания опытных образцов. А что касается серийного производства, то его передали на Луцкий автомобильный завод. Однако наладить выпуск там долго не удавалось из-за того, что в машину вносили различные изменения. В итоге в марте 1972 года была рекомендована к производству усовершенствованная модель – ЛуАЗ-967М. А сходить с конвейера она начала лишь в 1975 году.
Нужно подчеркнуть, что во всем мировом автомобилестроении аналогов машины ЛуАЗ-967М не было. Компоновка автомобиля необычна. Сиденье водителя размещено не слева или справа, а строго по центру корпуса. Оно максимально придвинуто к расположенному спереди силовому агрегату и потому рычаги управления трансмиссией размещаются между ног водителя.
Позади водительского сиденья, справа и слева от него, установлены еще два. Их можно легко убрать в нижнюю часть корпуса и тогда образуются две площадки для носилок.
За переднюю часть кузова вынесены глушитель и небольшая лебедка с тросом длиной 100 м. Для самовытаскивания машины она слабовата (тяговое усилие 200 кг) и назначение ее другое – подтаскивать раненых из зоны обстрела, на специальной волокуше. В начале 80-х и лебедку, и глушитель прикрыли кожухом.
И еще несколько интересных особенностей машины. По бокам корпуса были навешены специальные трапы, предназначенные для преодоления окопов. А управлять машиной для скрытности передвижения можно было и лежа на животе, сложив ветровое стекло. Для этого рулевая колонка и щиток приборов могли опускаться.
На автомобиле стоял V-образный двигатель воздушного охлаждения МеМЗ-967А – родной брат двигателя от «Запорожца» ЗАЗ-968. При рабочем объеме 1,2 л он развивал 37 л. с. С ним машина снаряженной массой 930 кг развивала скорость до 75 км/ч. А на плаву автомобиль передвигался просто – за счет вращения колес, и скорость составляла 3 – 4 км/ч. В коробке передач имелась дополнительная – понижающая передача, а в колесах – редукторы, что позволяло увеличить дорожный просвет – до 285 мм. Машины была полноприводная, с отключаемым задним мостом. Подвеска всех колес была независимая, торсионная.
Всего до 1991 года включительно было произведено около 20 тыс. автомобилей ТПК, в основном это была модель ЛуАЗ-967М.