В столичном МВЦ, 10 августа прошла крупнейшая в Восточной Европе IT-конференция iForum-2023. В этом году особое внимание было уделено проектам военного назначения – появилось новое тематические направление Military Tech. Особый интерес у гостей вызвала выставка «Місто Майбутнього», на которой было представлено немало инновационной техники для наших защитников на передовой: от квадроциклов и багги до роботизированных колесных и гусеничных платформ.
Cтоличная компания Emobili показала электрический квадроцикл Hymeks, предназначенный для эвакуации раненных. Машина передвигается практически бесшумно, так как здесь нет привычных цепей и звездочек, привод колес осуществляется через редукторы. Это позволяет незаметно для врага доставить на передовую боекомплект и оперативно вывезти раненного. Такой квадроцикл также оптимально подходит и для разведки. Недаром у разработчика есть такой лозунг: «Тихенько приїхав, бахнув та поїхав. Довіз людину – зберіг Україну».
Для удобного размещения носилок борта сделаны откидными. Сами носилки пластиковые, с высокими боковинами, что позволяет зафиксировать позвоночник в горизонтальном положении и уберечь раненного от болевого шока.
Hymeks имеет грузоподъемность 300 кг. Спереди установлен багажник для «Джавелинов», а сзади можно ехать вдвоем или даже втроем. Откидные борта слева и справа выдерживают по 130 кг.
Из особенностей отметим установку двух аккумуляторов: один обеспечивает запас хода до 100 км, а другой до 50 км. Батареи расположены на разной высоте, что повышает их живучесть во время обстрела. Аккумуляторы можно снять одной рукой, причем довольно быстро: задний за 5 секунд, а передний – за 10. Это сделано для того, чтобы в чрезвычайно ситуации бойцы могли оперативно демонтироваться дорогостоящие батареи и использовать их как повербанки. Для этого в комплекте идут тактичные сумки с инвертором.
Квадроцикл оснащен электромотором 60V-2000Вт и может тянуть прицеп с 600-литровой бочкой. Запас хода составляет 150 – 200 км. Максимальная скорость – 40-50 км/ч. За один час батареи можно подзарядить для обеспечения запаса хода 25 – 37 км.
На выставке показали и багги Dracarys, также отечественного производства. Машина построена на узлах и агрегатах Audi 80 B3 и имеет высокую ремонтопригодность. Подвеска колес полностью независимая. На представленном образце смонтирован 1,8-литровый бензиновый двигатель, хотя возможна установка и двухлитрового, а также дизеля на 1,9 л. Привод только на задние колеса, однако машина имеет отменную проходимость. Дорожный просвет достигает 45 – 50 см. Снаряженная масса – всего 650 кг.
Багги изначально рассчитано на четырех человек. Имеется возможность перевозки раненого на носилках, для чего установлен откидной задний борт, работающий в качестве удлинителя грузового отсека. Усиленные крылья с подножками позволяет перевозить дополнительный груз. Для этой же цели в конструкции кузова применяется много горизонтальных плоскостей: плоский капот, багажник на крыше. Цена багги – 360 тыс. грн.
Заслуживает внимание и стенд компании Сamper Kit, которая занимается переоборудованием автомобилей для военных целей. Это и приборы ночного видения, и комплекты бронирования и турели для крупнокалиберных пулеметов. На выставке был представлен также кит-набор для эвакуации раненных. Он разборной и может быть доставлен даже по почте. Комплект легко устанавливаться на пикапы или на более тяжелые грузовики, причем сделать это можно непосредственно на передовой.
«Эвакит», как его называют разработчики, позволяет перевозить раненого на носилках даже в коротком кузове, для чего имеются откидные задние секции. Эвакуационный конструктор также можно использовать и для доставки боеприпасов, беспилотников и других грузов.
Рядом на стенде можно увидеть еще один инновационный продукт этой же компании – колесные вставки типа Run-Flat. Подобного в Украине еще никто не делал. Сейчас ведется работа по повышению их живучести, что позволит при повреждении шины проехать автомобилю до 100 км на трассе.
Отдельно расскажем про беспилотные платформы, которые были довольно широко представлены на iForum-2023. Начнем с разработки компании Keep Robotics. Это электрический грузовой вездеход или наземный дрон. Машина представлена в грузовой версии. На стенде она была с балластом в виде пластмассовых канистр с водой, массой 160 кг, хотя полезная нагрузка достигает 400 кг.
Платформа разрабатывалась как многофункциональная: если снять грузовую раму, то ее можно использовать и для других целей. Машина полноприводная, приводится в движение четырьмя электромоторами. Запас хода достигает 60 – 80 км. Батарею можно зарядить за 5 часов. Радиус действия по пересеченной местности в данной комплектации составляет 500 – 800 м.
Рядом можно увидеть колесный саперный дрон «Кабан», предназначенный для прокладывания безопасной дорожки перед саперами. Он способен обезвредить противопехотные мины, растяжки, мины-ловушки и оснащен бронированным корпусом.
Дрон довольно дешевый, так как имеет аналоговое управление. Привод электрический. Аккумулятор устанавливается взрывозащищенный. Уже изготовлено семь таких дронов и четыре служат на передовой. На стенде, правда, был представлен полноразмерный макет.
Не менее интересная экспозиция была и у компании Moveone. Еще шесть лет назад она вывела на рынок электросамокат запатентованной конструкции. Они отличаются повышенной грузоподъемностью – до 150 кг и реальным запасом хода до 50 км. Один их них был представлен на стенде.
А рядом стояла еще одна передовая разработка компании. Это беспилотный наземный дрон Robo Track. Он имеет грузоподъемность 300 кг и может проехать на одном заряде до 40 км. Дальность пульта дистанционного управления – 1,5 км на ровной местность и 1 км на пересеченной. При установке ретранслятора дальнобойность возрастает до 10 км. Может также передвигаться по GPS-навигатору на расстояние до 20 км (плюс столько же на обратный путь). Платформа предназначена для вывоза раненных, подвоза боекомплекта. Возможна установка дополнительных обвесов, турели и т. д. Пока это рабочий прототип.
Возле него можно было увидеть и еще один наземный дрон от тех же разработчиков. Он меньший по размеру и имеет гусеничный ход. Его грузоподъемность составляет 100 кг. Оба дрона оснащаются таймером и если нужно тепловизором, лазерной подсветкой цели и т. д. На гусеничный дрон специалисты компании также разрабатывают манипулятор, т. н. «робо-руку».
https://youtu.be/HFjgVe-ZvI4" layout="responsive" width="1000" height="563">