X

Рассекреченные раритеты

Сегодня в мире сотни автомобильных музеев. Но такого, как в российском городе Рязани, нигде не сыскать. Ядро его экспозиции – уникальное собрание военных машин.

Сегодня в мире сотни автомобильных музеев. Но такого, как в российском городе Рязани, нигде не сыскать. Ядро его экспозиции – уникальное собрание военных машин.

Сегодня в мире сотни автомобильных музеев. Но такого, как в российском городе Рязани, нигде не сыскать. Ядро его экспозиции – уникальное собрание военных машин.

Музей Военной автомобильной техники (ВАТ) был основан 14 лет назад при Рязанском военном автомобильном институте. «Начинали мы с нескольких списанных легковушек, принадлежавших ранее военачальникам разных рангов, – рассказывает заместитель начальника музея Рудольф Васильевич Вандер. – А затем к нам стала поступать техника из воинских частей и учреждений Минобороны, в том числе из автомобильного НИИ-21 в подмосковных Бронницах». Сегодня в экспозиции более 150 образцов колесной и гусеничной техники, общий вес которых составляет примерно 1000 тонн. Действительно, весомая коллекция!

Предмет особой гордости работников музея – многочисленные опытные образцы автомобильной техники, которые в течение долгих лет оставались строго засекреченными и не были известны не только широкой публике, но и подавляющему большинству военных.

ВАЗ-Э2122 (4х4)

Первая, опытная амфибия ВАЗ-Э2122 на базе «Нивы» была изготовлена в 1976 г. Окончательно доработанный вариант по­явился только в 1987-м. Он успешно прошел испытания, но из-за отсутствия финансирования не пошел в производство. Представленный в музее образец оснащен двигателем ВАЗ-21011 (1,3 л). Подвеска – пружинная, передняя – независимая. Движение на плаву (до 4 км/ч) – за счет вращения колес. Груз. – 0,36 т. Мощн. – 69 л. с. Скор. – 110 км/ч.

УАЗ-3171 (4х4)

В 1981–1986 гг. отрабатывался прототип автомобиля УАЗ-3171. Он должен был заменить джип УАЗ-469, выпускаемый с 1973 года. Новый по дизайну кузов – двухдверный. Мягкий верх натягивался на каркас, усиленный дугами безопасности. Имелись версии с закрытым кузовом типа «универсал». Автомобиль оснащался карбюраторным двигателем УМЗ-414 (2,45 л). Подвеска – зависимая, на продольных рессорах. В музее представлен образец 1986 г. вып. Мест – 5. Мощн. – 78 л. с. Скор. – 100 км/ч.

УАЗ-3907 (4х4)

Опытная амфибия УАЗ-3907 появилась в 1983 году. По узлам и агрегатам она была унифицирована с джипом УАЗ-469, а в днище несущего корпуса вварили раму от этой модели. На образце 1985 года, представленном в музее, установлен карбюраторный мотор УМЗ-414. Машина может плавать при волнении до двух баллов. Два винта обеспечивают скорость на воде 9 км/ч. В носовом люке находится лебедка самовытаскивания. Груз. – 0,6 т или 7 чел. Мощн. – 77 л. с. Скор. – 110 км/ч.

УАЗ-3972 (4х4)

К началу 90-х гг. ульяновские фургоны – «буханки» сильно устарели. Поэтому на заводе разработали более совершенную машину с новым по дизайну и более вместительным кузовом. Однако предприятие вскоре оказалось на грани банкротства, и организовать производство такого автомобиля ему было не под силу. В музее опытный фургон представлен в виде санитарной машины УАЗ-3972 (4х4). Снар. масса – 2,1 т. Мощн. – 77 л. с. Скор. – 100 км/ч.

ЛуАЗ-1901 (6х6)

Опытный образец плавающего автомобиля ЛуАЗ-1901 (6х6) появился в 1979 году. Он представлял собой удлиненную версию серийного транспортера переднего края (ТПК) – ЛуАЗ-967М (4х4). На трехоснике можно было разместить четверо носилок с ранеными вместо двух. Постоянный привод осуществлялся на задний и средний (проходной) мосты, а передний сделали отключаемым. Управляемыми были две передние оси. Движение на плаву (до 5 км/ч) происходило за счет вращения колес. Испытания показали, что мощности взятого с ТПК мотора МеМЗ-967А (1,2 л; 37 л. с.) было для этой более тяжелой машины недостаточно, и в серию она не пошла. Однако к этой разработке вернулись в 1999 году. На машину, получившую название ЛуАЗ-1901 «Геолог», установили опытный дизель 3ДТМ (3-цил., 1,5 л), разработанный в ХКБ им. Морозова. Носовую часть корпуса полностью изменили для улучшения ее гидродинамических свойств. К сожалению, из-за недостатка финансирования харьковский дизель так и не был доведен – и «Геолог» стал лишь музейным экспонатом. Груз. – 0,65 т или 6 чел. Мощн. – 48 л. с. Скорость – 60 км/ч.

ДОКУ

В музее представлен интересный мини-автомобиль (2,65х1,35х1,23 м). Это дипломный проект двух курсантов Ря­зан­ского автомобильного училища – сержантов В. Додонова и В. Кузнецова. По начальным буквам их фамилий и получилось название ДОКУ. В конструкции машины, изготовленной в 1991 году за 108 дней, использованы агрегаты инвалидной мотоколяски С3Д Серпуховского мотозавода. Груз. – 0,3 т. Скор. – 50 км/ч. Мощн. – 18 л. с.

УАЗ-3172

Развитие УАЗ-3171 – джип УАЗ-3172, испытывавшийся в 1986–1993 гг. Кузов – 4-дверный. Двигатели УМЗ: карбюраторные – 83 л. с. (2,45 л), 100 л. с. (2,89 л) и впрысковый – 96 л. с. (2,45 л). Колесные редукторы с внешним зацеплением позволили увеличить клиренс до 330 мм. Подвеска – пружинная, зависимая. Мог работать при температуре от -50 до +50 град. на высоте до 4,5 км. Брод – до 1 м. Груз. – 1 т или 10 чел. Мощн. – 100 л. с. Скор. – 115 км/ч.

ГАЗ-3301 (4х4)

В середине 80-х гг. встал вопрос о замене грузовика ГАЗ-66, выпускавшегося с 1966 года. Уже в 1987 году появилась альтернатива – ГАЗ-3301 (4х4). Машина имела доработанную кабину от того же ГАЗ-66. Главное отличие – двигатель, экономичный дизель, который обеспечивал запас хода 1300 км против 875 км у бензинового ГАЗ-66. Однако при грузоподъемности 2,5 т вместо 2,0 т новинка оказалась почти на тонну тяжелее (снаряженная масса – 4,4 т против 3,47 т). К тому же опыт, полученный в Афганистане, показал преимущество классической компоновки, обеспечивающей лучшую противоминную защиту. Вот почему ГАЗ-66 впоследствии сменила не эта машина, а капотник ГАЗ-3308 «Садко».

ЗИЛ-433410 (6х6)

В 1992 году появился опытный автомобиль ЗИЛ-433410 (6х6). Разрабатывался как замена армейскому ЗИЛ-131, выпус­кавшемуся с 1966 года. Новинка получила более обтекаемый капот и кабину с практичным лобовым стеклом – из двух плоских половинок взамен гнутого цельного. Но главное – карбюраторный мотор в 150 л. с. заменили на многотопливный дизель ЗИЛ-6451 (V8). В таком виде машина в серию не пошла, но вышеназванный мотор с 1994 года устанавливали на грузовик с традиционным капотом – ЗИЛ-433420 (6х6). А кабина с двухсекционным лобовым стеклом нашла применение на грузовиках перспективного семейства «Калам» (2004 г.). Груз. – 3,75 т. Мощн. – 170 л. с. Скор. – 85 км/ч.

Урал-43223 (6х6)

В 1992 году появился автомобиль Урал-43223 (6х6), главная особенность которого – дизель воздушного охлаждения, примененный впервые в истории завода. Этот агрегат под названием Урал-744 (V8) начал было выпускать по лицензии Deutz Кустанайский дизельный завод в Казахстане. Однако из-за распада СССР предприятие скоро свернуло работу. Серийный выпуск автомобиля с «воздушником» прекратился, едва начавшись: в армию поступила лишь небольшая партия шасси. Груз. шасси – 6,5 т. Мощн. – 234 л. с.

ЗИЛ-6009 (10х10)

В 1990 году появился опытный образец активного автопоезда ЗИЛ-6009 (10х10). Он был создан совместными усилиями свердловского филиала ЗИЛа и Брянского автозавода и предназначался для замены серийного автопоезда ЗИЛ-137. Состоял из седельного тягача ЗИЛ-443114 (6х6) с оригинальным дизайном и двухосного полуприцепа. Если у ЗИЛ-137 полуприцеп имел гидравлический привод на все колеса, который доставлял в эксплуатации немало хлопот, то здесь применили более простой – механический привод, не нуждающийся в надежных трубопроводах высокого давления. Груз. – 10,0 т.

КрАЗ-5Э63151 (6х6)

В 1984 г. «КрАЗ» представил семейство «Открытие»: грузовики 6х6 и 8х8 и активный автопоезд 10х10. Они оснащались новым многотопливным дизелем ЯМЗ-8425 (V8) и в 1985–1988 гг. проходили испытания в различных климатических зонах СССР. С распадом Союза работы прекратились. В музее экспонируется КрАЗ-5Э63151 (6х6) 1989 г. Капот – с круглыми фильтрами сухого типа по бокам. Кабина – с пулестойкими лобовыми стеклами, откидными боковыми окнами (12 мм) и усиленной задней стенкой. Груз. – 10 т. Мощн. – 360 л. с.

КрАЗ-6Э6316 (8х8)

В рамках работы над темой «Открытие» в 1984 году на испытания поступил автомобиль КрАЗ-5Э6316 (8х8) с кабиной над двигателем. Однако в 1987 году, по требованию Минобороны, пришлось срочно изготовить машину другой компоновки – с кабиной перед двигателем. Новый КрАЗ-6Э6316 получил трехсекционный пулестойкий «лобовик» и имитацию навесных броневых листов (6-мм алюминиевые панели). Для маскировки на кабине сделали «гражданскую» надпись «Сибирь Turbo». В декабре 1988 года, после завершения испытаний, автомобиль направили в НИИ-21. Сегодня он также в числе экспонатов рязанского музея. А в Кременчуге в 1989 году создали усовершенствованный образец – КрАЗ-7Э6316 (8х8) с оригинальным 5-секционным радиатором, горизонтально расположенным над двигателем. Внешне машина отличалась двухсекционным небронированным лобовым стеклом. Сегодня, после реставрации, она хранится на заводе. Груз. – 15 т. Мощн. – 450 л. с. Скор. – 85 км/ч.

Урал-5323 (8х8)

Первый опытный четырехосник из Миасса – бескапотный Урал-395 (8х8) появился еще в 1972 году. Новый этап начался в 1985-м, когда завод создал модель 5323 (8х8) грузоподъемностью 9 т с двигателем в 260 л. с., балансирной подвеской колес и системой подкачки шин. Кабину позаимствовали от КАМАЗа и лишь слегка доработали. Этот экземпляр и экспонируется в музее. В 1993 году появился 10-тонный Урал-5323-20 с двигателем ЯМЗ в 300 л. с. А с 1995 г. на машины серии 5323 устанавливались кабины, изготавливаемые по лицензии IVECO, с разным оформлением передней части. Груз. – 9,0 т. Мощн. – 260 л. с. Скор. – 80 км/ч.

Командный пункт стратегического ракетного комплекса «Тополь» на шасси
МАЗ-543М (двиг. 560 л. с.), с кузовом Шауляйского завода автофургонов. Кабина оператора – с башней и пулеметом ПКТ (7,62 мм). Есть электроагрегат на 30 кВт.

Киев – Рязань – Киев

Леонид Гоголев
Фото автора